ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

"Русины жертвы политики государственного геноцида начала XX века"

    20 апреля 2024 суббота
    Аватар пользователя ГРИГОРИЙ
    В годы Первой мировой войны осуществились бесчеловечные эксперименты по радикальному решению национального вопроса – геноцид. От геноцида пострадали русины, жители Австро-Венгрии и армяне, проживавшие в Турции. Но если о геноциде армян в Османской империи написаны десятки томов, сняты фильмы, приняты политические решения, в том числе, на международном уровне, то трагедия русинов остается известной относительно узкому кругу историку. Геноцид русинов (галицких и подкарпатских русинов) в начале XX века не получил должного освещении в современной историографии. В Советском Союзе русинов не признавали отдельным народом, русинскую историю, в том числе, трагедию Талергофа и Терезина замалчивали. Современный украинский официоз преподносит русинов как этнографическую группу украинского народа, соответственно политику уничтожения русинов Австро-Венгрией считают направленной против украинцев. В украинских учебниках истории ни слова не сказано о том, как те, кто называли себя украинцами, помогали австро-венграм расправляться с теми, кто считали себя русинами (русскими). Точку в споре украинофильской и русофильской партий в Галичине поставили не научные диспуты и не культурное влияние, а виселицы и голод, которые тысячами косили русских галичан – пленников Талергофа и Терезина. Несомненно, что репрессии австро-немецких властей, направленные против русских галичан и лемков, не были столь эффективны, если бы не предательство со стороны украинофилов-галичан, которые в годы Первой мировой войны помогали австриякам создавать первые лагеря смерти ХХ века, о которых мало знают в России и почти ничего не знают на Украине. В российской историографии русинская тема развивается усилиями таких историков, как М.Ю. Досталь, С.Г. Суляк, М.Ю. Дронов, К.Шевченко, О.Б. Неменский и некоторых других. В последнее время тема геноцида русинского народа стала активно обсуждаться в научном мире благодаря проведенной в декабре 2008 года в Ростове-на-Дону международной научно-практической конференции "Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конец XIX - начало ХХI вв.)" [1] . Русины , автохтоны Карпат, издавна тяготели к России, проявляли большую активность в культурной сфере: открывали журналы, газеты, просветительские клубы по изучению русской культуры и русского языка («Общество русских женщин», «Русско-православный народный дом», «Русско-православная читальня», «Русская дружина»). Самые крупные организации, как, например, Общество имени М. Качковского, имели сеть по всей Подкарпатской Руси (нынешнему украинскому Закарпатью). Целые сёла переходили в православную веру. Власти Австро-Венгерской империи посчитали подобные действия подозрительными: русинов начали обвинять в государственной измене, намерении присоединиться к Российской империи. Против них были организованы судебные процессы. Одним из первых подобных процессов произошел в 1881 г ., когда австрийские власти арестовали А. Добрянского, его дочь Ольгу Грабарь, редактора «Слова» В. Площанского, И. Наумовича и др. Поводом послужил переход крестьян села Гнилички в православную веру. Арестованных приговорили к нескольким месяцам тюремного заключения[2]. В январе 1913г. состоялся второй Мармарош-Сигетский процесс, по которому привлекли 189 человек, обвиненных в греко-католическом вероисповедании, подстрекательстве, нарушении законов. 3 марта 1914 г . был вынесен приговор 32 обвиняемым. Их приговорили в общей сложности к 39,5 годам тюрьмы[3]. Ещё одним из способов давления было обвинение в шпионаже. Донос украинского националиста Н. Василько приводит в 1909-1910г к массовому закрытию русинских организаций. В течение Первой мировой войны австро-венгерские власти предприняли более решительные меры по уничтожению «измены». В довоенное время власти Австро-Венгрии ограничивались культурной экспансией и введением жестокого жандармского контроля (включавшие в себя экзекуции, издевательства) за перешедшими в православие целыми селами[4]. Проводилось уничтожение образованного слоя (священства, интеллигенции) с целью дезориентации и ассимиляции народа. Ведь лишение этноса его культуры является «косвенным» геноцидом, потому что происходит сокращение этноса как при «реальном» геноциде. Однако культурно-пропагандистские методы не дали нужного результат: хотя появилась прослойка лояльных (так называемых украинофилов) к Австро-Венгрии жителей, это не коснулось широких слоев населения. Во время Первой мировой войны фронт проходил через Галицию и Буковину, русины оказались в зоне боевых действий. Власти Австро-Венгрии решили провести «зачистку» «неблагонадежного элемента». Русофилия и православная вера русинов стала прямым обозначением их измены и жестоко каралась. По заготовленным украинофилами ещё до войны спискам проводились аресты русинской (галицко-русской и русско-лемковской) интеллигенции и крестьян. Нередко арестовывались целые селения. Настоящим геноцидом можно считать массовые преследования русинов во время Первой мировой войны, когда австрийские военные власти создали первые в Европе концлагеря – Талергоф и Терезин - для «политически неблагонадежных» русинов. Узник лагерей В. Ваврик говорил, что Талергоф «был лютейший застенок из всех австрийских тюрем в Габсбургской империи»[5] . В этих лагерях люди подвергались пыткам, жили в антисанитарии, буквально доводились до смерти. Точных данных о пострадавших нет, так, например, Сергей Суляк пишет, что через Талергоф «прошло не менее 20000 русских галичан и буковинцев»[6]. Исследователь Н. М. Пашаева считает наиболее вероятной цифру прошедших лагеря в 30 000 человек, приводя слова П. Гардыя, лемка, переиздавшего «Талергофский альманах»: «Через один только злопамятный лагерь Талергоф прошло свыше 30 тысяч человек крестьян, интеллигентов и священников, число последних достигло 800»[7]. Находясь в рядах в австро-венгерской армии, русины отказывались стрелять в русских солдат. Это закончилось расстрелом солдат 80-го австрийского пехотного полка, сформированного из жителей Галичины. Успехи русской армии в Галиции привели к усилению репрессий среди русинов. Львовская комендатура издала специальное распоряжение, в котором при исполнении приговоров «должно применяться сокращенное судопроизводство», судьи должны «освободить себя от ненужного формализма» и быть «лишенными всякой чувствительности». Комендант Львова генерал Римль в своем секретном рапорте написал, что галицкие русские делятся на две группы: русофилов и украинофилов. Ввиду того, что русофилы являются государственными изменниками, «следует их беспощадно уничтожать»[8]. В том, что вина русинов состояла только в возможности государственной измены, признался австро-венгерский император Карл I в своем рескрипте от 7 мая 1917 г .: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ими»[9]. Террор проводился не над конкретными людьми, заподозренными в измене, а над целым народом. Таким образом, русины были подвергнуты государственному геноциду под предлогом «измены» и шпионажа в пользу вероятного противника. Причиной государственного геноцида народа было лишь подозрение в государственной измене карпатских русинов в пользу иностранного государства (Российской империи). Расправа проходила по национальному и конфессиональному признаку (русские и православные); рассматривалась вина не отдельных людей, заподозренных в измене, а целых народов. Решение проблем устроители репрессий видели в уничтожении «неблагонадежного» народа. Необоснованность подобных мер подтверждает тот факт, что на открытый бунт русины не пошли вовсе. Прикрытием геноцида служила неразбериха Первой мировой войны, недоступность целых областей воюющих стран для тщательной инспекции других держав. При этом Австро-Венгрия применяла достаточно изощренные методы борьбы с нелояльным населением: вместе с репрессиями использовались идеологические меры. Головин Никита, студент 4 курса Южного Федерального университета rusinistika.com