ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют
Єдина Країна! Единая Страна! United Country

Галичане, история таинственного хорошо известного народа

Terra incognito – Русь. Галичане - предки западных славян

Часть 1
Идентификация галичан. Их связь с новгородцами и славянами Северо-Восточной Руси

0-677867894.jpg

Для начала, выдержка из «Повести временных лет»: «Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие»(1). Потомство Иафета, это вовсе не этнический признак, а географический, если кто не знает. Сюда же, в его потомство, включались чудь и славяне, и все, кто жил на севере и западе Европы.

В приведенном перечне народов только галичане вызывают недоумение. Что это за народ? На протяжении целого ряда лет разными учеными выдвигались многочисленные гипотезы. Их причисляли к жителям испанской Галисии и даже к кельтам Уэльса. Кто-нибудь обязательно подскажет, мол, скорее всего это жители современной Франции, где в древности жили галлы. Ничего подобного, они названы в этом перечне корлязями, то есть жителями империи Карла Великого. Заинтриговал?

Тогда обо всем по-порядку.

На карте Евразии всегда существовало значительное дублирование имен разных народов: гуннов, готов, руссов и т.д.

Это связано с родоплеменным строем, когда от племени отпочковывались отдельные группы людей и переселялись на новые места. Переселялись они в связи с войнами, экологическими бедствиями и просто в поисках новых территорий пригодных для пропитания. Кроме того, имело место и простое заимствование имен племенами, создававшими временные добровольные или насильственные союзы с донорами данных этнонимов.

С галлами та же история. Карты пестрят названиями, созданными на основе этого имени. Истории известны галлы, жившие на территории современной Франции, галаты Малой Азии, переселившиеся туда в 3 веке до н.э., Испанская Галиция и т.д. Есть производные от этнонима «галлы» и на территории бывшего СССР. Это племя голядь, упоминаемое русскими летописями, Галиция в Карпатах и населенные пункты с названием Галич. По каким-то причинам никто и никогда не пытался проанализировать присутствие на нашей территории столь большого обилия сходных этнонимов и топонимов. Между тем, создавший данные термины народ, является одним из ключевых действующих лиц в истории родного отечества. И связан этот народ напрямую с созданием Киевской Руси и заселением северо-запада современной России западными славянами. В средние века в составе Киевской Руси существовало Галицко-Волынское княжество. Галич и Волынь – это два ключика для разрешения нашей загадки.

«Велесова книга», рассказывая о столкновении с готами во второй половине 4 века, констатирует: "Ибо мы - Дажьбоговы внуки, и не смеем забывать славу нашу... А за века до того были мы антами после Русколани, а в древности были русами и пребываем сейчас... И та Волынь - первейших родов место»(2). О какой Волыни говорит автор?

В «Гази-Барадж тарихы» относительно времени разгрома Русколани есть ссылка на приход с Балтики воинственных племен. Вот что пишет по этому поводу высокопоставленный булгарский летописец:

«Позднее на Бури-чай пришли из Садума альманцы племени галидж и потеснили сакланов, которых называли по имени вождя Уруса «урусами». А потеснили потому, что сакланы затеяли войну с частью булгар, переселившихся из Азербайджана в Бурджан... А эти булгары тут же присоединились кхонам, когда те переправились через Идель... Урус попытался выбить садумцев с берегов Бури-чая, но был разбит и убит. Тогда сакланы-урусы подчиняются хонам и склоняют Булюмара к нападению на галиджийцев»(3).

Пояснение: Идель - Волга; Урус - князь Русколани Бож; Бурджан - территория современного Дагестана; Булюмар - гуннский вождь - прадед Аттилы; Бури-чаем булгары называли Днепр.

Что за народ пришел из Садума на Бури-чай? Садумом булгары называли не только Скандинавию, но и все прилегающие к Балтийскому морю земли. Понимая, что Садум очень большой, автор уточняет: «альманцы племени галидж». Альманцами многие восточные, а также некоторые европейские народы называли германцев. Выходит, это было германское племя, и Иордан был прав, рассказывая о скандинавском происхождении готов? Но уточнение о том, что это были люди из племени «галидж» все расставляет на свои места.

Гази-Барадж писал свою летопись в середине 13 века, когда территория по Лабе (Эльбе) и Одеру уже была захвачена немцами. Многочисленные славянские племена, проживающие на этой территории, вошли в состав Священной Римской Империи германцев.

Булгарский автор в совершенстве знал арабский, русский, германский, латинский, угорский и тюркские языки. Так же он сам лично участвовал в походе монголов на Европу и судил о её географии не понаслышке.

Поэтому Гази-Барадж и пишет, что галиджийцы пришли из Садума (Прибалтики) с территории альманцев. То есть не из Скандинавии (северного побережья Балтики), а из Германии (южного побережье этого моря). И были они по происхождению западными славянами.

Почему я так уверенно утверждаю? Да потому, что про галиджийцев, называемых булгарами еще и балынцами, в этой летописи написано предостаточно. И на их славянское происхождение Гази-барадж указывает недвусмысленно.

Но разберемся во всем этом по-порядку.

Итак, по словам Гази-Бараджа, Русколань пострадала от пришедшего из Прибалтики (Садума) племени, которое называлось булгарами «галидж».

Рис. 1. Карта распространения западных славян во второй половине 8 века

31169625.jpg

Судя по названию, племя «галидж» кельтское, берет свое имя от «галлы». Но в булгарской хронике есть небольшая ремарка, много проясняющая: «Балынцы тут же поддержали этот мятеж, ободренные прибытием к ним ульчийцев с острова Артан. Эти ульчийцы были изгнаны галиджийцами, но для того, чтобы их боялись, называли себя галиджийцами»(4).

Ульчийцами булгары называли западных и южных славян или славян вообще. Данный этноним нашел отражение в ПВЛ, как «уличи». Балынцы, жители Балына (Суздаля) и в тоже время славяне всей Северо-Восточной Руси (Северо-запада современной России) и Белоруссии.

На всем протяжении летописи автор называет славян Северо-Восточной Руси, то галиджийцами, то балынцами.

Важнейшим указателем в этом отрывке является также ссылка на то, что галиджийцы прибыли в Северо-Восточную Русь (Балын) с острова Артан. Артан - таинственный остров, описанный многими арабскими летописцами. Больше всего к их описаниям подходит легендарный славянский остров Буян, или Руян (современный Рюген). На этом острове находилось главное капище всех западных славян Аркона, где стоял четырехглавый идол Святовита.

Рис. 2. Южная Балтика. 9 век. Остров Руян (Рюген)

131169626.jpg

Определить местоположение острова по данному имени (Артан) не сложно. Такого названия нетна современных и на исторических картах. Но арабские летописи сообщают достаточно подробностей, чтобы идентифицировать этот остров, как современный остров Рюген. Во-первых, само имя «Артан», упоминаемое арабами, явно заимствовано ими у волжских булгар. Согласно современному татарско-русскому словарю, «арттан» означает сзади, с тылу. Во-вторых, остров этот, согласно арабскимлетописям, населяют исключительно славяне. Причем все без исключения арабские авторы утверждают, что народ, населяющий Артан, является главным у славян (арабский географ и историк Ад-Димашки называет его «саклаб ас-сакалиба» - «наиславянейший из славян»(5)). Арабы сообщают, что правит островом каган. В-третьих, географическоеописание (размеры, количество населения, климатические и геологические условия и т.д.) острова Артан полностью совпадают с подобными характеристиками современного острова Рюген.

Арабы писали об Артане, рассказывая о расселении известных им славян. Они сообщали о Куявии – Киевщине, Славии – Северо-Восточной Руси и об Артане. Отсюда можно предположить, что Артаном (по-татарски: «сзади») они называли самых дальних из известных им славян. Что и подтверждает Гази-Барадж, прямо помещая остров Артан в Садуме, т.е. в Балтийском море.

Балтийские славяне издревле вели торговлю с арабами. Клады с арабскими монетами на территории проживания западных славян по исследованиям немецкого ученого Й.Херрманна появляются с конца 8 века, тогда как первые скандинавские клады датируются столетием позже(6). Т.е. именно славяне Прибалтики первыми стали торговать с арабскими странами, а значит, они были хорошо известны арабам. Так же на основе анализа происхождения монет, Йоахим Херрман наглядно доказывает, что жители острова Руян (Рюген) вели преимущественно торговлю с арабскими центрами через Волго-Каспийский путь.

Поэтому, еще раз заострю на этом внимание. Даже не беря во внимание прямое указание «Гази-Барадж тарихы», а исходя только из тюркского перевода названия острова «Артан» и факта торговых контактов арабов с балтийскими славянами, можно сделать вывод, что искать этот остров надо именно в Балтийском море. Так как данная территория расселения славян наиболее удалена от волжского торгового пути, по которому осуществлялась балтийско-арабская торговля и от других мест расселения славян, известных арабам и булгарам.

Славяне Юго-Западной Прибалтики находились «сзади» от всех других славян, живших на балтийско-каспийском торговом пути. Отсюда и термин «артан», которым булгарские и арабские купцы обозначали самые дальние торговые рынки этого, пожалуй, наиболее важного в 8-10 веках торгового пути, связывающего Европу со странами Востока.

В этой связи хочу отметить, что предлагаемые современными исследователями места расположения данного острова не выдерживают никакой критики. Часть из них пытается доказать, что Артаном арабы называли либо Ростов, либо другую материковую часть суши. Пусть даже эти исследователи не брали во внимание булгарские источники, ссылаясь на их не подтвержденную достоверность.

Но во всех арабских летописях четко сказано: Артан - остров. Причем небольшой, всего три дня пути во всех направлениях. Поэтому данное утверждение - очевидная нелепость. Другая часть ученых указывает на Скандинавию, острова Датского архипелага, остров Готланд и так далее. Не знаю, читали ли они внимательно арабские летописи? Ведь там ясно сказано: Артан - славянский остров.

В 8 - 11 веках на территории Прибалтики было только три острова, достоверно населенных славянами. Это остров Волин, находящийся в устье Одера, остров Руян и остров Фемарн. Все три острова приблизительно равны по размерам и по геологическим условиям. Но только на Рюгене по сообщению средневековых европейских писателей у славян был король. Титул этот полностью соответствует восточному титулу «каган». Вся жизнь острова, по сообщению арабских писателей была подчинена знахарям-жрецам. Население в сто тысяч человек не занималось ни земледелием, ни скотоводством. А только войной и торговлей. Причем значительную часть военных трофеев жители острова отдавалив свои храмы. Эти детали, изложенные арабскими авторами, полностью соответствуют рассказам Саксона Грамматика, Адама Бременского и других средневековых писателей, рассказывающих о Руяне.

Итак, описание острова Руян католическими хронистами полностью соответствует арабским рассказам об Артании. Остров издревле был населен славянами. На нем находились самые священные храмы прибалтийских славян, которым присылали дары даже короли Швеции и Дании, а также князья Польши и Чехии. Население его занималось только войной и торговлей. По сообщениям современных немецких археологов остров Рюген в 8-11 веках был густо заселен. Здесь были найдены крупные клады с арабскими монетами (ральсвикский клад и т.д.). На Рюгене ровная болотистая почва, что соответствует арабским описаниям о почве, из которой при наступлении на нее ногой, выступает влага.Островом в раннем средневековье правил каган (король); вся жизнь острова былаподчинена знахарям-жрецам (столицей его был храмовый город Аркона).

Но вернемся к приведенному из «Гази-Барадж тарихы» отрывку. Древнебулгарский автор утверждает, что западнославянские племена, переселившиеся в раннем средневековье на территорию Северо-Восточной Руси и Белоруссии, называли себя еще и галлами (галиджийцами, галичанами). Вот какая матрешка получается: «из Садума» - можно подумать, что скандинавы, «альманцы» - можно подумать, что немцы, «галиджийцы» - можно подумать, что кельты. А на самом деле «ульчийцы» с Руяна. А значит, однозначно - славяне.

Ремарка Гази-Бараджа относится к 745 году. В это время западные славяне уже могли испытывать давление франков, которых вполне можно было назвать галлами, так как территория Галлии входила в состав Франкского государства. А разбитые франками славяне взяли имя «галиджийцы», чтобы их боялись. Но в этом объяснении мало смысла. Разбитое и изгнанное племя вряд ли кто-нибудь будет сильно бояться. К тому же соседи и так их знали достаточно хорошо. А «балынцы» Северо-Восточной Руси, как мы увидим дальше, были их прямыми родственниками (поэтому балынцы и были «ободренные прибытием к ним ульчийцев»), а значит, пугать их переселяющимся в эти места галиджийцам было ни к чему.

Кроме того, в середине 8 века жителям Артана (Руяна) не за чем было бояться франков. Между франками и руянцами была толстая прослойка из многих славянских племен. К тому же, и это самое главное, племя это носило имя «галидж» уже в 4 веке нашей эры (Гази-Барадж, описывая события, связанные с разгромом Божа (Урус-Боза), называет прибывшее из Прибалтики племя «галиджийцами»). То есть задолго до рождения Карла Великого, ульчийцы с острова Артан, уже называли себя галиджийцами. Интересно, почему славянское племя, живущее в 4 веке на Балтике, называлось галлами? У меня есть ответ и на этот вопрос.

Но перед тем как дать односложный ответ, поговорим о его подоплеке. Я уже писал, что Иордан перепутал Вислу с Одером, в устье которого на большом острове находился знаменитый славянский город Волин. Хронист 11 века Адам Бременский называл Волин крупнейшим городом средневековой Европы. Подчеркну: крупнейшим. По его словам, население только самого города Волина превышало сто тысяч человек. Париж того времени по сравнению с Волином был захолустным городишкой. Именно в этом месте на карте Европы скрыта важнейшая часть предыстории Руси.

Отсюда неоднократно выходили племена, селившиеся на территории современной России и Украины, перенёсшие свои топонимы из Прибалтики и Полабья на земли Руси и Причерноморья: Волин - Волынь; галичане - Галич; смоляне - Смоленск; Любич (Любице) - Любич; варны - Варна; Росток - Ростов; могиляне - Могилев; Липяны, Липецк (Лейпциг) - Липецк и т.д. Конечно, перечисленные совпадения можно было бы отнести к событиям 8-11 веков, но есть ряд аналогий, которые относятся к более раннему времени.

Так, согласно Иордану, пришедшим из Прибалтики в Нижнее Подунавье народом руководил род Балтов. В Одесской области до сих пор существует город Балта. На берегу Черного моря недалеко от Варны находится город Балчик. Поселок Балчик есть и в Орловской области. Речка Балчик на многих средневековых картах показана рядом с рекой Бердой, которая впадает в Азовское море. Города Галич известны по сей день в Закарпатье и в Костромской области. Гази-Барадж упоминает еще о нескольких Галичах, сгинувших в огне истории. Один из них находился на полпути от устья Днепра до Крыма и отмечен в летописи 5 веком. К истории этого города мы перейдем чуть ниже. Великий Новгород булгары также называли Галиджем (Галичем). Об этом читайте в Приложении № 16 «Великий Галич».

А вообще, топонимы на основании корня «галич» в огромном множество присутствуют на картах России, Украины и других государств, история которых напрямую связана с галичанами. Приведу для убедительности некоторые из них: город Галич, Украина, Ивано-Франковская область, Галичский район;село Галич, Украина, Тернопольская область, Подгаецкий район; поселок Галич, Словакия: Галичи, поселок, Белоруссия; село Галичино, Псковская область, Пушкиногорский район; поселок Галичичи, Босния и Герцеговина; поселок Галича, Румыния; поселок Галичани, Македонияи т.д.

Хочу отметить также, что корень «гал» зафиксирован в названии некоторых племен западных славян. Так, среди сербских племен Полабья жили галомачи. А рядом с ваграми и варнами галиняне (глиняне). Баварский географ еще упоминает галопян (Glopeani)и галичей (Golensizi).

Вы спросите, какая связь между Галичами и Волинами? И с чего я взял, что Северо-Восточная Русь заселялась галичанами (галиджийцами) именно с территории, на которой располагался древний город на Одере Волин? Хороший вопрос. Но, возможно, вы обратили внимание на второе древнебулгарское название галичан (галиджийцев) - балынцы. В русском языке с древних времен фонемы «б» и «в» реверсировали. Поэтому в «балынцах» любой начинающий лингвист легко распознает «волынцев» или «волинцев».

Я уже отмечал, булгары всегда отличались тем, что старались перевести иностранные этнонимы и топонимы на свой язык. По-булгарски бал (бул) – это вольный человек. Об этом я тоже уже писал, когда рассказывал про походы русских князей на Сугров, Балин и Чешуев. Поэтому в данном случае без разницы: пытались переводить булгары славянское название или просто транскрибировали – в результате все равно из «волина» получился бы «балын».

Согласно «Гази-Барадж тарихы» вся Северо-Восточная Русь на протяжении многих веков заселялась галичанами-волинцами.

Известный историк 19 века Александр Гильфердинг рассказывает, что живущие в нижнем течении Одры (Одера) лютичи, назывались еще волынянами. Не волинцами, а именно волынянами или волынцами. Он указывает на то, что дошедшие до нас варианты написания названия города Волина указывают как раз на то, что название его произносилось через «ы»: «Я пишу Волынь, а не Волин, потому что на «ы» в этом слове указывают многие сродные названия, как то «Velun» (теперь по-польски Wielen, по-немецки, Filehne), древняя поморская крепость на Нотеци (Mart. Gall. 2, 48) («у» есть звук самый близкий к «ы») и Русская Волынь; при том же имя маленькой ветви гаволян, называвшаяся так же Волынцами или Волынянами (Vulini, Vilini, где теперьWindischWillinsdorf). Виндукинд пишет Vuloini: сочетанием «oi» он, очевидно, хотел передать славянское «ы» (7). Как видим, булгары именно потому называли этот народ балынцами, что сами славяне называли его волынцами.

Переселенцы создавали на новых территориях города, называя их так же, как они звались на территории метрополии. Отсюда перекличка «русских» Галичей, Волинов, Ростовов, Любичей с западнославянскими. Во времена экспансии на восток во 2-4 веках, балтийские галичане помогли Риму уничтожить Русколань, но впоследствии, сами были разгромлены гуннами и вынуждены были бежать на запад и северо-запад. Только в Карпатах им удалось закрепиться. Здесь мы найдем те самые города, ставшие столицами Галицко-Волынского княжества.

Топоним «Волынь», как было отмечено чуть выше, очень распространен на территории России и Украины.Достаточно упомянуть древний город Волынь, стоявший в Галицко-Волынской Руси на берегу Буга. О нем упоминает русский летописец, рассказывая о том, что войска Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого стояли у города Волыни «оба пол рекы Буга», т. е. по обеим сторонам Буга(8). Украинская Волынская область существует и поныне на территории, издревле называемой Волынью (в древнерусских источниках Волинь, в польских Woy).

В летописях упоминаются и другие древнерусские «волыни»: – (упоминание в летописи 1213г.); – (1183г.); – (1084г.). Но я бы особо отметил населенный пункт Волынь, что стоит всего в 17 км от Великого Новгорода на трассе, связывающей Москву и Санкт-Петербург. Другими словами, там, где присутствует топоним «галич» (старое название Новгорода), там можно найти и топоним «волин».

В дальнейшем вектор переселения галичан-волинцев переместился на северо-восток Руси. Это в первую очередь связано с торговой деятельностью волинских купцов. Вот что пишет о Волине Гельмольд фон Базау, миссионер и историк 12 века:

«О величии этого города, про который ходит много и при этом едва ли заслуживающих доверия рассказов, следует сообщить кое-что, достойное того, чтобы оно было снова повторено. Это действительно был самый большой город из всех имевшихся в Европе городов, населенный славянами вперемешку с другими народами, греками и варварами. И саксы, приходя сюда, [тоже] получали право жить [в нем], на том только условии, что, живя здесь, не будут слишком явно проявлять своей христианской религии. Потому что все [жители этого города] до самого его разрушения пребывали в языческом заблуждении.

Впрочем, по нравам и гостеприимству нельзя было найти ни одного народа, более достойного уважения и более радушного [чем они]. Этот город, богатый товарами различных народов, обладал всеми без исключения развлечениями и редкостями. Рассказывают, что один данский король, сопровождаемый огромным морским войском, разрушил этот богатейший город до основания. Памятники этого древнего города сохранились до сих пор»(9).

Особо отмечу, что для средневекового автора Волин - это древний город.На основании географии найденных раннесредневековых кладов арабских монет, а также факта, зафиксированного западными хронистами, что Волин был богатейшим городом Европы, можно констатировать, что именно жители Волина и прилегающих к нему территорий одними из первых освоили путь из Балтики в Волгу, а оттуда по Каспию в арабские страны.

Известный историк 19 века Александр Федорович Гильфердинг констатирует: «Мало значения имела у датчан торговля, как вообще в древнее время у всех германских народов. Славяне же балтийские ходили по морю и торговцами, и разбойниками. Их морская торговля славилась повсюду и достигла огромного развития» (10).

Тот же Гельфердинг в 4 гл своей книги приводит рассказ Корнелия Непота, жившего в 1 веке до н.э, о вендских купцах (11). Т.е. вендская (славянская) торговля на Балтике имеет очень глубокие корни. О торговле с волынянами рассказывают и арабские писатели. Ал-Масуди (ум. ок. 956/957 г.) в своих «Золотых копях и россыпях самоцветов» (ок. 947 г.) сообщает:

«И эти (славяне-язычники) разделяются на разные роды: из них род, у которого с глубокой древности была государственность. Был у них царь, которого называли Маджк. И этот род называется волинана (волыняне). В древности за этим родом следовали остальные роды ас-сакалиба (славян), так как именно у них (волынян) был царь, и другие их цари подчинялись ему… И ас-сакалиба много родов и разновидностей.

Эта наша книга не подходит для описания всех их разновидностей и различных их разветвлений. Ранее мы упомянули известие о царе, которому подчинялись все их цари в древности, и это Маджк в.линана. И этот род один корень из корней (царская династия) ас-сакалиба, почитаемый в их родах. И это идет у них с древности. Затем появились разногласия между их родами, и исчез их порядок. И их роды стали враждебны друг другу.

Царь каждого их рода является царем, как мы упомянули, из их царей, по причине, о которой долго рассказывать. И первый из царей ас-сакалиба царь ад-дайр (царь духовного центра, места нахождения храма ас-сакалиба). И у него большие города и многочисленные населенные пункты. И торговцы-мусульмане приезжают в столицу его владения с различными товарами» (12).

Хотел бы отметить, что Ал-Масуди называет царя волынян не просто светским царем, а религиозным лидером.

Позже на волжском пути перед западнославянскими купцами стали преграды в виде Волжской Булгарии и Хазарии. Негоциантам пришлось пользоваться альтернативными, давно им знакомыми путями: через Новгород, Псков, Неман и далее на Дон или Днепр в Черное и Каспийское моря.

Датировка кладов арабских монет, найденных на территории России и Балтии, указывает на то, что расцвет восточной торговли пришелся на 8-11 века. Арабские монеты в кладах преобладали до конца 9 века. Начиная с 10 века, на первый план у варяжских купцов выходит торговля с Византией. С этих пор византийские деньги в кладах вытесняют арабские.

Чем можно объяснить переориентацию торговли со стран арабского Востока на Византию? Это вовсе не трудно - выгодой. В 10 веке начались торговые войны между славянами, Волжской Булгарией и Хазарией. Хазары брали со всех купцов, проплывающих по нижней Волге десятую часть стоимости их товаров. А булгары в 10 веке вообще запретили чужим купцам проплывать через их территорию. Об этом есть указание в «Гази-Барадж тарихы»:

«Талиб же, вскоре после передачи Джира Барысу и присоединения Хазарии запретил иноземным купцам проезжать через территорию Булгара и торговать друг с другом в пределах Державы. Этим он заставил иноземцев продавать весь свой товар булгарским купцам и покупать нужные им привозные товары у наших же - но по более высоким ценам. После ряда несчастных случаев с иноземцами на Севере Талиб вообще закрыл для иностранцев северные провинции. Только садумцы, приходившие в Бийсу по Чулманскому морю и имевшие на руках наши разрешения, могли проходить по этим районам. Это принесло такие выгоды нашим купцам, что они говорили: «Нашу торговлю основал Талиб»(13).

Пояснение: Талиб - хан Волжской Булгарии (976-981г.); Джир территория вокруг Ростова; Барыс - князь Святослав Игоревич; Бийсу - северная провинция Волжской Булгарии; Чулманское море - Северный Ледовитый океан.

Еще раньше волжский путь закрывали русские. Так, согласно Гази-Бараджу, Святослав в обмен на передачу ему Ростова и Мурома обещал открыть Северо-Восточную Русь для булгарских купцов.

Все эти протекционистские действия булгар и русских князей в первую очередь ударили по западнославянским купцам Волина, Любека (Любеча), Рюгена (Руяна), Ростока и др. Закрытие волжского торгового пути заставило купцов торговать другими дорогами. Альтернативой стал известным по ПВЛ путь «из варяг в греки». В любом случае прибалтийские купцы были вынуждены включить в торговую цепочку посредников, что резко снизило их прибыли. Вполне возможно, что именно этот фактор стал основной причиной упадка западнославянских цивилизаций Прибалтики и Полабья.

Как известно торговля с восточными странами стала причиной множества глобальных исторических событий. В поисках путей в Китай и Индию Колумб открыл Америку. Перекрытие турками в 15 веке прямых торговых связей Европы с восточными странами стало прямой причиной полного упадка итальянских республик Венеции и Генуи, а вместе с ними и всей Италии.Эта страна из богатейшего края превратилась в нищую окраину Европы, в качестве которой прозябала вплоть до 20 века.

Начиная с 10 века, они шаг за шагом уступали германской агрессии с запада. Жирную точку окончанияих самостоятельности поставил датский король Вальдемар Великий. В 1168 году он разрушил до основания города Рюгена и побережья славянской Прибалтики.

Интересно то, что мать и жена этого датчанина были русскими (мать – дочь киевского князя Мстислава, жена – дочь Новгородского князя Владимира Всеволодовича).Датский король Вальдемар был назван так в честь своего прадеда - Владимира Мономаха.

Торговые войны Руси с Волжской Булгарией и Хазарией стали причиной обогащения скандинавских купцов и соответственно развития этой территории. Скандинавские купцы, согласно «Гази-Барадж тарихы» стали приплывать в Волжскую Булгарию в обход Северо-Восточной Руси через Баренцево море, Печеру (Бий-су) или Северную Двину (Кара-Тун). В скандинавских сагах также сохранились сообщения о торговле с Биармией (Волжской Булгарией) через Ледовитый океан.

Из всего вышеизложенного становятся понятными причины заселения волинцами-галичанами Северо-Восточной Руси. Волжская торговля с момента ее зарождения приносила огромные прибыли. Купцы на этом пути основывали фактории и промежуточные крепости для зимовки. Их рассказы о вольной жизни и малозаселенных просторах явились не малым фактором для инициации переселения. Еще одной причиной для этого стало давление с Запада Империи Каролингов и католическая агрессия германских народов

1. ПСРЛ. Т. II. 2-е изд. СПб, 1908. СПб, 1998., С. 4.

2. Велесова Книга // Лесной С. Откуда ты Русь?/ Ростов-н/Д, "Донское слово",1995. Гл. 14.1., С. 319.

3. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С.14.

4.Тамже., С.25.