ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

ЦЫГАНЕ И КРИМИНАЛ: разделимы ли эти понятия?

    18 апреля 2024 четверг
    Аватар пользователя Гость

    "Много страшных в пути



    Нам нанесено ран.



    Тяжкой мукой была



    Злая доля цыган".



    Неизвестный цыганский поэт







    Цыгане – всем знакомые и никому не известные до конца; всемирно распространенное таинственное племя, гонимое и совершающее массу преступлений… Для многих образ цыганки связан исключительно с гаданием и попрошайничеством, а образ цыгана – с конокрадством. К великому сожалению, это всё, что большинство людей знает о цыганах. А кто же они на самом деле – эти таинственные всем известные незнакомцы?



    Мне – бывшему работнику милиции пришлось более 20-ти лет, в ходе учёбы и работы заниматься поиском ответов на этот вопрос вовсе не из праздного любопытства. Уровень преступности среди цыган составляет до 160-ти преступлений на 10 тысяч человек. И это лишь официальная, видимая вершина айсберга, учитывающая только те преступления, по которым вина преступников из цыган доказана. Эта статистика совершенно не учитывает детскую преступность среди этого народа. Большинство преступлений, совершаемых цыганами, имеют значительные специфические особенности, зачастую являются очень дерзкими, вызывают большой общественный резонанс и представляют повышенную сложность для раскрытия.



    Для выяснения причин такой высокой криминогенной активности цыган, установления всех способов совершения ими преступлений, составления методик предотвращения и раскрытия уже совершенных преступлений, необходимо было изучить всю цыганскую историю, особенности жизненного уклада, даже их психологию.



    Численность цыган во всем мире на сегодняшний день по разным оценкам от 8 до 15 миллионов человек. Проблема их происхождения сотни лет волновала ученых всего мира. Очень долгое время наука придерживалась гипотезы, что цыгане – это изгнанники из Древнего Египта. Отсюда пошло английское название цыган – "gypsies" ("египтяне"). Были и ещё более интересные предположения. Например, цыган считали остатками населения затонувшей Атлантиды, потомками древнейшего, эпохи бронзового века, населения Европы. Однако на основе изучения цыганского языка и фольклора уже совершенно достоверно установлено, что цыгане - выходцы из Индии. Современные диалекты цыганского языка уходят корнями в диалекты индийских языков "раджастхани", "маратхи", "панджаби" (11).



    Сами себя цыгане называют "рома" ("дом", "лом", "ром"), что означает - "люди". Разговаривают между собой на цыганском языке, распадающемся на довольно большое число диалектов. Конечно, не случайным является созвучие самоназвания цыган "ром" ("дом", "лом") и общего названия народностей северо-западной Индии – "дом". Члены касты "дом", скитаясь по Индии, занимались изготовлением различных поделок из дерева, выступали в качестве певцов, музыкантов, танцоров. Многочисленные раджи и князьки северной части этой страны обладали огромными богатствами и содержали для своего увеселения немалое количество придворных артистов, состоявших в основном из представителей низших сословий. Существовавший в государстве кастовый слой способствовал тому, что эти занятия передавались по наследству сотни лет, и постепенно предки цыган практически полностью утратили навыки к другим занятиям. Они стали целиком зависимыми от прихотей своих властителей. Но установившийся образ жизни индийских каст не менялся много веков, и цыгане не страдали.



    Свою распространенность по миру сами для себя цыгане разъясняют довольно просто: "Давно это было. Ехал цыган с семьёй. Была у него лошадка тощенькая, зато вещей в телеге было полно. Семья у цыгана большая, детишек куча. Разве такую семью прокормишь? Да и лошадь кушать хочет, а сена достать негде. Воровать надо, а это не всегда получается. Вот так и ехал цыган по свету, горе мыкал: на возок никого не сажал, кроме детишек малых, а то лошадка совсем встала бы от непосильной тяжести. От вещей и от детей стал возок широким-широким, а полозья у возка остались узенькие. То налево он качнется, то направо... То кастрюля из возка упадет, то ребенок шлепнется. Днем-то, когда видно, все подобрать можно, а как стемнеет, не углядишь. Вот так и получилось: то один отстал от повозки, то другой. Весь мир обошел цыган, все земли изъездил, и где прошел, там дети его оставались. С той поры и разбрелись цыгане по свету" (10).



    На самом деле, как Вы понимаете и сами, всё обстояло несколько иначе: с нашествием в конце 1-го тысячелетия н.э. в Индию мусульман нарушился привычный уклад жизни индийского общества. Предки цыган лишились возможности заниматься своим ремеслом, так как мусульмане перебили и ограбили индийских властителей и богачей, а сами цыганскими плясками не увлекались. Более того, мусульмане стали преследовать цыган за их занятия, которые они считали греховными. Цыгане, по их мнению, были бездельниками и отродьем дьявола. Часто в преданиях цыган рассказывается о каких-то злых наездниках, которые "напали на них, посекли мечом и истребили огнем… многие бежали…" (1). Все иные занятия уже были монополизированы другими кастами, да и цыгане больше ничем заниматься не могли. Все это и вынудило их пустится в тяжкие странствия.



    В результате более глубокого изучения истории этой народности можно с полной уверенностью сделать вывод, что уклад жизни цыган, их порой значительная несовместимость с представителями других народов - результат исторической несправедливости, жестокости и постоянного национального отторжения и гнёта.



    Цыгане группами покидали родину. К ним по пути присоединялись представители других каст и племён Северной Индии, в основном, отщепенцы и изгнанники, преследуемые завоевателями, от которых цыгане освоили кузнечное и ряд других ремёсел. Через горные проходы они прошли в Афганистан и Персию. Через Турцию проникли в Грецию, откуда распространились по всем Балканам. Затем они прошли на территорию современной Румынии и Венгрии. Позже через Чехию попали в Германию, Францию, Испанию, Англию, на север в Скандинавию, на восток - в Польшу с Украиной, Белую Русь, Московию (2). Постепенно эти группы разбрелись по всему миру, то увеличиваясь, то дробясь.



    Почти с самого первого своего появления в Европе, а позднее и на территории России цыгане были поставлены как бы вне закона. Несмотря на любопытство со стороны представителей других народов к жизненному укладу цыган, во всех странах, во все времена культура, психология, привычки и поведение цыган были абсолютно чужды коренным жителям, вызывали с их стороны огромное недоумение. Цыгане оказались единственным в Европе народом, не живущим оседло. Они не стремились к приобретению пахотной земли или пастбищ, что, кстати, позволяло им легко уклоняться от феодальной зависимости и вызывало злобу помещиков. Более того, они не признавали границ. Их совершенное равнодушие к религии (меняя в странствиях страны, зачастую меняли и вероисповедание, приноравливались к местным условиям) раздражало церковь.



    Во времена священной инквизиции занятие цыган прорицательством, ясновидением и толкованием судеб привело к тому, что их стали считать еретиками и колдунами. Зачастую, не имея средств к существованию, цыгане были вынуждены попрошайничать и из-за этого на них стали смотреть, как на зло, как на бродяг, промышлявших грабежами и нищенством (по аналогии с привычными европейскими бродягами). Про цыган поползли зловещие слухи, их ловили, сажали в тюрьмы, изгоняли из стран, травили собаками, сжигали на кострах, им обрезали уши, запрещали заниматься артистической деятельностью, гаданием. Почти во всех европейских странах появились законы, направленные против цыган. Во французских журналах писалось, что убить цыгана так же законно, как застрелить волка, или лисицу. В 1687 году в Англии был издан закон, согласно которому всякий англичанин, проживший с цыганами более месяца, должен быть повешен.



    Гонения на цыган начались в ХV веке и продолжались веками. Ещё в ХVIII веке цыгане, пойманные в Моравии, подвергались жестоким пыткам: мужчин казнили, а женщинам и мальчикам обрезали уши (2).



    В течение XVII и XVIII веков на цыган несколько раз возводили необоснованные обвинения в людоедстве. Многих подвергали диким пыткам, и они сознавались в этих жутких преступлениях, хотя данных грех им точно никогда не был присущ. Но, что им оставалось, как не признаться? Это опять же вызвало новую волну еще большей ненависти со стороны коренных народов.



    Гонения и преследования привели к тому, что цыгане уходили в более пустынные местности, укрывались в лесах и горах. Их жизнь становилась еще более убогой, они ещё более отдалялись от местного населения, в них развивалась всё большая скрытность, не свойственная им в Индии.



    Лишенные возможности добывать средства традиционными ремёслами и не имеющие трудовых навыков, цыгане были вынуждены воровать, становятся на путь грабежа и разбоя. Это вызвало ещё более жестокие меры. В общем, преследования продолжались более 300 лет, но они способствовали только выработке у цыган исключительной закаленности и выносливости, которые и помогли им выжить.



    С середины XVIII века цыган перестали подвергать жестоким казням, но отношение к ним оставалось бездушным. В Австрии декретом императрицы Марии-Терезы и её сына Иосифа II термин "цыгане" был запрещен. Их стали называть "нововенгерцами". Цыганам запрещалось говорить на родном языке, были запрещены браки между ними. У цыган отбирали детей, передавали их на воспитания "добрым христианам". Юношей с 16 лет забирали в армии. Были установлены запреты на кочевание, предпринимались попытки их закрепощения. Примерно такие же меры осуществлялись и в других странах.



    Цыгане всё сильнее замыкались в своей среде, испытывая всё большую вражду и ненависть к властям, презрение к окружавшим их народам. Только в Испании цыгане не так резко обособились от местных жителей, а часть цыган слилась с ними. В Англии появился некоторый интерес к цыганскому быту, но он диктовался в основном "экзотичностью объекта изучения".



    На территорию Московского царства цыгане пришли в 15-17 веках. Рукопись XVII века сообщает: "Цыганы есть люди в Польши, а поидоша от немец, на татьбу и всякое зло хитры" (2). Украина в те времена была под польским владычеством, то есть предкам нынешних украинцев повезло познакомиться с цыганами несколько раньше московитов - в начале XV века. Сначала они кочевали по Бесарабии, затем перебрались через Днестр на Правобережную Украину. Позже они были полностью подчинены тем формам, которые существовали на Украине в XVII-м веке. Цыгане левобережной Украины разделились по типу казачества на 9 полков во главе с цыганским атаманом. Каждый атаман, в свою очередь, подчинялся Главной войсковой канцелярии Войска казацкого. Цыганские атаманы собирали налоги со своих полков, имели права суда над ними. Цыганские полки даже пережили казачество, но в начале XIX века это самоуправление тоже было ликвидировано. В войнах эти полки так и не поучаствовали (3).



    В славянских странах цыганам вообще жилось легче и вольнее, чем в Западной Европе. Их уклад жизни, веселость, склонность к безудержным песням и пляскам импонировали славянской ментальности. Польские паны и московские бояре полюбили цыганскую "эстраду". В Санкт-Петербурге и Москве пришельцы появились только в XVIII-м веке. В 1773 году петербургским цыганам было разрешено поселиться в окрестностях и торговать лошадьми. В Белоруссии, которая тогда также находилась "под Польшей", цыгане даже имели некоторую автономию и своего выборного старшину – "короля". Однако в конце века, с переходом под "царскую руку" Петербурга, это самоуправление пало (2).



    К этому времени среди цыган произошло заметное расслоение, что поддерживалось царским правительством. Более богатые цыгане приписывались к купеческому сословию, зажиточные – к мещанам, а бедноту закрепощали. Верхушка белорусских цыган одно время даже пыталась заняться фабричной промышленностью, но их фабрики быстро заглохли.



    Лишенные малейших навыков земледелия и ремесла, цыгане не приобрели даже желания заниматься ими. Насильственное принуждение еще более усиливало их стремление вырваться из-под опеки: цыгане расходовали выданные им ссуды, продавали инвентарь, закладывали земельные участки. В конце концов, правительства европейских государств и России примирилось с тем, что цыгане кочуют, так как стало ясно, что изменить их жизненный уклад, выработанный на протяжении многих столетий, мерами административного принуждения невозможно.



    Оставленные на господню волю цыгане обрадовались и стали жить-поживать, по полям кочевать. При этом они активно размножались. При проведении всеобщей переписи населения в 1897 году только в Киевской губернии было записано 884 цыганские души (5).



    За сотни лет скитаний и гонений цыгане приобрели богатейший опыт отыскания лазеек в законах всех стран и обхода этих законов, если они не соответствовали их интересам. Кроме того, в них выработалось стойкое неприятие любых мер, предпринимаемых, касательно их, правительственными органами.



    Поэтому, даже когда советское правительство законодательно признало цыган как особую народность, имеющую свои особенности и с 1925 г. начало проводить политику содействия переходу кочующих цыган к трудовому и осёдлому образу жизни и развития общего культурного образа цыган, особого успеха эта политика не имела. Работа эта, безусловно, проводилась в добровольно-принудительном порядке, хотя больший упор был сделан на агитационное воздействие. На Северном Кавказе, в Украине, в Смоленской, Ленинградской и некоторых других областях создавались цыганские колхозы, совхозы. При чем, в отличие от создания колхозов в селах и деревнях с коренным населением, не было особой нужды в каком бы то ни было давлении – обобществлять цыганам было нечего. Им все давала власть. Во многих промышленных городах заработали цыганские мастерские, цеха. Трудовым объединениям цыган выдавались крупные денежные ссуды. Но не были в полной мере учтены особенности социальной психологии цыган, их всеобщая неграмотность, недоверие к другим народам. Цыгане, как очень увлекающиеся люди, под воздействием хорошо поставленной советской агитации и некоторого давления властей, первоначально горячо брались практически за любую порученную им работу, но если результат не был виден сразу, или их постигала малейшая неудача, они сразу же всё бросали. Это происходило из-за отсутствия привычки к систематическому труду и нетерпеливости цыган.



    Зачастую проявлялись и другие цыганские черты: цыгане, получая для созданных ими кооперативов ссуду в банках, делили её между собой и опять пускались в дорогу. Например, в 1928 году в Москве Красно-Пресненская рабоче-крестьянская инспекция, проверяя жилищно-строительные кооперативы, обнаружила, что "Сербско-румынский" кооператив на самом деле был создан цыганами и существовал только до получения в Госбанке ссуды. Его учредители бесследно исчезли из Москвы. (Газета "Голос текстилей", М., 7 октября 1928 г.). Подобные факты имеют место и в наше время.



    В 1925 году был организован Всероссийский Союз цыган, литературная цыганская группа "Ромэнгиролав" ("Слово цыган"), организованы школы-группы с преподаванием в начальных классах на цыганском языке и полная средняя школа, которая готовила учителей из цыган. В 1928-1932 годах разрабатывается цыганская письменность. Начинают издаваться на цыганском языке журналы "Романы Зоря" ("Цыганская зоря") и "Нэво дром" ("Новый путь"), которые развернули широкую пропагандистскую работу, направленную на налаживание оседлой жизни. На цыганском языке стали выходить книги. Но эти меры также дали лишь частичный результат. Всероссийский Союз цыган распался из-за полного отсутствия культурных работников. Перестали выходить книги, газеты и журналы на цыганском языке, так как их никто не покупал и не читал, школы-группы распались из-за отсутствия необходимого числа учителей и полного нежелания цыганят учиться. Они, как и их родители, совершенно не понимали, зачем это им нужно. Только созданный в 1931 году в Москве театр "Ромэн" - единственный цыганский театр в мире, прижился на ниве советского реформирования цыганской жизни.



    Не минули цыган и чёрные страницы нашей истории. Когда власти поняли, что "оседлать" цыган не удастся, в 36-37-м годах в отдельных областях ретивые чекисты расстреливали цыган таборами. В годы Второй Мировой войны цыган, которые стояли на низшей ступени розенберговской расовой лестницы, расстреливали и сжигали живьём гитлеровцы. В Центральной и Восточной Европе они уничтожили около 20 тысяч цыган. С советской стороны сотни цыган воевали на фронтах Великой Отечественной войны, сражались в партизанских отрядах.



    В 1956 году, разобравшись с послевоенными народнохозяйственными проблемами, советская власть опять вспомнила о цыганах. Как всегда, в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР. На этот раз он назывался: "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством" (отменен в 60-х годах). Указ был строгий, цыган за бродяжничество стали отлавливать и отправлять "на стройки пятилеток". Меры в некоторой степени подействовали. Например, в Молдове, где в настоящее время проживает около 15-ти тысяч цыган, все стали полуоседлыми, а их кочевки приобрели иную форму - в разное время года цыгане поочередно большими группами разъезжались "на заработки" по всему Союзу. В начале 80-х годов в республике около 4,5 тысяч цыган занимались общественно-полезным трудом, пятеро цыган учились в ВУЗах, 10 человек – в средних специальных учебных заведениях. Там появились даже 2 цыгана, занимающиеся научной деятельностью, в том числе доктор медицинских наук. Автор знаком также с единственной в Молдове, а может и на всей территории бывшего СССР цыганкой-юристом. Следует, однако заметить, что цыгане устраивались на работу, как правило, под давлением серьёзных обстоятельств или милиции. При этом они всегда старались попасть на работу с ненормированным рабочим временем (заготовители, работа по договорам и т.п.)



    Борьба за оседлость цыган шла с переменным успехом, от указа до указа. Как начиналась очередная кампания борьбы с бродяжничеством и тунеядством, так цыгане сразу оседали, трудоустраивались, а потом через пару месяцев изображения бурной деятельности бросали работу, садились в кибитки, поезда - и снова в путь. Больше всего их напугали андроповские меры. Трудоустроились буквально все цыгане. Но Андропов прожил недолго…



    Численность цыган в СССР неуклонно росла. С 61,2 тысяч человек в 1926 в году их количество увеличилось до 209 тысяч в 1989 году. На Украине, по сравнению с 1959 годом, их численность на 1989 год возросла более чем вдвое – до 48 тысяч человек. Подавляющее большинство цыган Украины - 71% проживает в городах. Более четверти от их общего количества проживает в Закарпатье.



    В западных странах цыганская проблема все эти годы тоже существовала. Доходило даже до создания цыганских гетто и резерваций. В конце концов, в подавляющем большинстве государств их оставили в покое. В наших независимых державах, образовавшихся после развала СССР, до них вообще теперь никому нет дела. Впрочем, цыгане этому только рады.



    В государствах бывшего СССР (я буду писать и далее таким образом, потому что для цыган эти границы до сих пор остались очень условными, да и все бывшие цыгане Советского Союза имеют много общих форм жизненного уклада) - около 400 - 450 тысяч. Семьдесят процентов цыган бывших республик Союза проживает в городах. В этих странах более десяти диалектов цыганского языка, соответствующих этническим группам, называемым цыганами "нэции". Почти каждая большая локальная группа делится на более мелкие патронические, ведущие начало от общего предка ("родо сэменца").



    "Сэрви" ("сэрво") живут оседло, в основном в южных областях России и на левобережной Украине. Особенно их много в Курске, Белгороде, Старом Осколе, Харькове, Донецке, Ростове, Жданове. Встречаются в Северном Казахстане, на Алтае, в Западной Сибири. Занимаются, в основном, "концертной деятельностью". Многие устроились на постоянную работу. В языке много слов из украинского, румынского языков. Фамилии, главным образом, украинские – на "–енко": Мищенко, Иващенко, Донченко. Есть одна фамилия на "–ов" – Буздуганов и одна на "-ев" – Бизев. Из преступных действий они предпочитают мошенничество, особенно с "куклой" (способы совершения цыганами некоторых типичных преступлений будут описаны далее). Там, где имеется соответствующий сбыт, занимаются конокрадством. Не брезгуют разбоями и грабежами, кражами из торговых заведений. Даже при советской власти приторговывали валютой, золотом, серебром, изредка - драгоценными камнями.



    "Крымские" цыгане ("кырымитика рома", "хорахая", "крымури"), не смотря на название, в Крыму почти не встречаются, за исключением нескольких семей в Евпатории. Ранее они проживали в Крыму, но были на всякий случай выселены вместе с татарами во время сталинской депортации (некогда было разбираться - кто татары, а кто цыгане). Впрочем, сейчас многие опять приехали в Крым, вместе с татарами. Вообще же проживают, в основном на Северном Кавказе, около Волгограда, в Рязани, в Москве. Делятся на три родоплеменные группы: "барэ панэнгерэ", "барэ кушмэнгерэ", "кырлыдэс". Исповедают ислам, но плохо разбираются в его догмах, да и не стремятся вникать более глубоко. Религиозность ограничивается в основном празднованием мусульманских праздников оразас (пост уроза) и курбанбараями. Ну, ещё молятся. Эта этническая группа очень консервативна в быту, живут замкнуто от "неверных" цыганских групп. Занимаются кузнечеством, торговлей коврами и разной мелочью, мошенничеством, кражами. Они более алчны, чем прочие "нэции". Фамилии тюркско-русские: Османов, Ибрагимов, Осейнов. Наиболее распространена фамилия Оглы. Официальные имена также тюркские, крымско-татарские. Есть и цыганские имена: Хохан, Кукуря, Мончи, Лаччай, Ивори (женское). В последнее десятилетие советской власти всё больше стали давать русские имена, но теперь вновь стали "татаризироваться". В диалекте много турецких слов.



    "Урсари" на территории бывших республик СССР живут исключительно в Молдавии и на юге Одесской области. По численности они уступают другим группам. Больше их в Румынии. В Каларашском районе Молдовы есть два чисто урсарских села – Буда Урсаряска и Вулкэнешть. Много цыган этой группы проживают и в самом городе Калараше, а также в молдавских городах Оргееве, Сороки, в селах Ниспоренского района этой республики. Традиционное занятие – примитивное кузнечество. Почти в каждом цыганском дворе есть переносные мехи, наковальня и прочие инструменты. Однако помещений кузен не имеют. В основном занимаются починкой старых сельхозорудий – серпов, кос, сап, лопат, малых плугов и тому подобного. Сельские цыгане во время уборочных кампаний группами выезжают в ближайшие районы Украины, где работают по договорам с сельхозпредприятиями по ремонту сельхозорудий. В Вулканештах некоторые семьи выделывают гребни и другие изделия из рога. Их называют "кангларя" ("кангли" – гребень). Эти изделия потом сбываются по всем просторам нашей бывшей необъятной Родины, вплоть до Сибири. Таможни и границы цыганам не помеха. На границах цыгане даже зарабатывают, перевозя в своих вещах разную контрабанду. Таможенники цыганские шмотки проверять не любят. Целый квартал в Вулканештах занимают цыгане, которые систематически и очень профессионально занимаются попрошайничеством, выезжая по всем городам и весям Украины, России и других стран СНГ, выдавая себя за жертв наводнений, пожаров и т.п. Вы с ними, наверное, неоднократно встречались в киевском и московском метро, у дверей своих квартир. В последние годы у них стало популярным выдавать себя за жертв закарпатского наводнения, хотя они там и близко не живут. Многие из них не похожи на цыган, но их выдает построение речи. Цыгане, особенно этой группы, начинают попрошайничать с фразы: "Здравствуйте, мы люди с …" (Закарпатья, или другие варианты). Обязательным них является фраза "мы люди", не свойственная в разговорной речи представителям других народов, потому что и так ясно, что люди. Сами себя они называют "поманаря" – от слова "помана" – поминальное подаяние. Те, которые постоянно попрошайничают в метро, от этой фразы уже отвыкли.



    Исповедуют урсари православную религию. Фамилии у них близкие к молдавским и даже молдавские: Аржинт, Санду, Паракир, Дину, Путиника, Зелени. Имена молдавские, но в быту употребляют цыганские варианты: Гердис (Георге – молд.), Онифатис (Бонифаций – молд.) и т.п.



    "Кишинёвские" ("бессарабские") цыгане имеют множество самоназваний. Одно из наиболее употребляемых - "рома", то есть они считают себя настоящими цыганами. "Кишиневскими" их называют цыгане других нэций, хотя уже всё чаще они и сами так себя называют ("кишинёвпуря"). Часть из них осёдлые, говорящие по-цыгански. Называют себя "ром гавунэ" – "сельские цыгане", потому что почти все живут в сёлах, в отдельных цыганских кварталах ("махалауа"). Почти все работают в сельхозпредприятиях или занимаются на дому кузнечеством, обработкой дерева, музыкально-эстрадной деятельностью. Проживают в основном в молдавских городах Флорешты, Оргеев, в селе Волженец Каларашского района.



    Вторая часть – осёдлые, говорящие по-молдавски, с примесью цыганских слов. Называют себя "ромь" и "влахый". Занятия у них те же. Во многих селах живут вперемешку с "ром гавунэ", между ними наблюдается активный процесс ассимиляции. Этих цыган можно встретить также на юге Одесской области, в Донбассе, в Ростове, в Санкт-Петербурге, в г.Реутово Московской области.



    Третья подгруппа – "лэешя" или "лэяша" - полукочевые. До относительно недавнего времени вели постоянный кочевой образ жизни по Молдове и прилегающей территории Украины. Сейчас в основном живут в северных районах Молдовы. Занимаются кузнечеством, мелкими кражами. Самые большие праздники у них – православная пасха и рождество Христово. По мнению других цыганских групп, лэяша очень опасны – из-за денег могут убить даже цыгана. Такая вот "христианская" мораль…



    Фамилии у всех "кишиневских" цыган молдавского происхождения или произношения: Колдэрарь, Бузату, Марцын. Среди лэяша есть также Стойку, Прейда, Шэрбан (Шарбан). Имена также молдавские. Кроме уже указанных занятий, приторговывают мелкими вещами, продуктами (во времена дефицитов), а также сбывают изделия из драгоценных металлов, "мошенничают "ломкой денег". Женщины гадают, попрошайничают, занимаются квартирными кражами.



    "Русские цыгане" ("русска рома") являются одной из наиболее распространенных "нэций". Они - самая подвижная часть СНГ-овского цыганского населения. Исповедуют православную веру. Делятся на ряд больших локальных групп: московские, смоленские, псковские, сибирские и прочие. Самая старая разновидность "русских" цыган – табольские ("табольска рома"). Они очень распространены в Сибири. Имена у "русских" цыган по документам – русские, но в быту они используют свои варианты – Вано (Иван), Михо (Михаил). Фамилии польского и русского происхождения: Дулькевич, Цыбульский, Шишков, Петров.



    Ранее наиболее распространенным занятием "русских" цыган была мена лошадей. Существовала даже поговорка: "Цыганская профессия – менять" ("тэ парувэл"). Лошадей покупали там, где они дешевле, перегоняли туда, где они дороже и продавали. В поисках лошадей цыгане уезжали на расстояния в 300-500 и более километров от места жительства. Некоторая осведомленность в области ветеринарии позволяла им вылечить несерьезно заболевшую лошадь за плату, а также подлечить купленную за бесценок больную лошадь, скрыть ее возраст и недостатки, продать ее, как здоровую и молодую, подороже. В большом ходу у них было и есть конокрадство. Особенно этот промысел развит в местностях со специфически повышенным спросом на лошадей – там, где конину употребляют в пищу: Башкирия, Татария, южная Сибирь, юг Урала. Совершают и более тяжкие преступления – разбойные нападения на отдельных граждан, на склады, на кассы сельхозпредприятий, грабежи, различные кражи. Подделывают документы.



    При кочевании "русских" ни одна из их групп не выходила за границы определенной территории, но лошадей иногда сбывают за 300 – 500 км от места кражи. При совершении преступлений "сибирские" цыгане могут пойти на убийство.



    Наиболее распространённая в мире цыганская "нэция" – это "кэлдэрари". Сами кэлдэрари видимо считают себя "сверхнэцией", потому что в свою очередь деляться на подгруппы, которые тоже называют "нэциями". В частности, на территории бывшего СССР проживают: "молдовая", "сербияя", "вунгрика", "грокуря", "доброжая". Названия говорят о происхождении: Молдова, Сербия, Венгрия, Греция, Добруджа (Румыния). В паспортах у них ранее были указаны национальности "молдаванин", "серб", "венгр", "грек", иногда даже "бессарабец". "Молдовая" и "вунгрика" – наиболее крупные подгруппы. У кэлдэрарей сложился круг имен, в большинстве перенятых от народов, среди которых они проживали. Например, Бабалай, Илия, Думитро, Шандор, Янги (мужские) и Аза, Юла, Яна, Кати, Лула (женские). Фамилии появились не так давно: Ангел, Гоман, Деметер, Иванус, Квек, Радо и другие. Традиционное занятие кэлдэрарей - лужение котлов и другой металлической посуды. В этом ремесле они достигли совершенства. Работают обычно артелями, заключают договора с сельскохозяйственными предприятиями и производственными кооперативами. Активно занимались спекуляцией дефицитными товарами, незаконными валютными операциями. Теперь тоже торгуют всяким барахлом и валютой. Живут в большинстве оседло во Владимирской (город Александров, пгт.Городище, станция Усад) и Калужской (город Малоярославец) областях, в городах Туле, Вильнюсе, Пензе, Нижнем Новгороде, Омске, Тюмени, Кишинёве. Многие открыли кооперативы, малые предприятия, фирмы. Исповедуют православную веру. Среди них очень живучи старинные цыганские законы. В некоторых местах даже сохранился полуофициально цыганский суд – "ромэн крис". Кроме указанных территорий бывшего Союза, кэлдэрари проживают практически во всех странах мира, куда они перебрались в конце XIX – начале XX-го веков.



    Наиболее близки к кэлдэрарям в лингвистическом и этнографическом отношении "лавари". Между представителями этих двух групп часто заключаются браки. Однако в лексике и фонетике лаварей больше заметно влияние венгерского языка. Наиболее распространенная фамилия – Шаркози. Официально лавари исповедуют католицизм, что, однако не мешает им праздновать и православные праздники. Тем не менее, они фанатично придерживаются родовых обычаев, обрядов, законов.



    Многие лавари вместе с кэлдэрарями создают совместные бригады и подряжаются на работы по лужению котлов. Занимаются мошенничеством, в том числе "ломкой" денег, незаконными валютными операциями, используя очень обширные связи за границей. Также приторговывают, чем можно, подделывают различные изделия под золото и драгоценные камни, нанося даже поддельные пробирные знаки. Женщины совершают квартирные кражи и гадают. Во время гадания проявляют большую назойливость. Мужчины очень вспыльчивы, способны на различные провокации.



    Латвийские цыгане ("латфитка рома", "латфикэ рома") живут компактными группами в Риге, Вентспилсе, Талсы, Слуоке, Тарту, Таллинне, Каунасе. За пределами Прибалтики почти не встречаются. Делятся на "курземныски рома" и "видземныски рома". Вторая группа сохранила больше цыганских черт. Курземские ведут осёдлый образ жизни, считают позорным конокрадство, которым занимаются видземские. Тем не менее, воровство мелкого рогатого скота для них не предосудительно. Большинство исповедуют католицизм, но некоторые относят себя к лютеранам. Самые распространённые фамилии польского происхождения: Буркевич, Рудевич, Козловский, Митровский, Путрашевич. Курземские носят и латышские фамилии Лейман, Чичис, Улит, Суним. У видземских только одна латышская фамилия – Игнат. Официальные имена латышского происхождения, но наряду с этим употребляются и цыганские в латвизированой форме: Хейнис, Цикулис. Есть и польское имя – Статус.



    Литовско-беларусские цыгане ("халадытка рома") живут на территории Восточной Литвы, Восточной Латвии, Западной Беларуси. Иногда также себя называют и русские цыгане, проживающие в западных областях России. В лингвистическом отношении эти цыгане составляют почти одно целое с русскими цыганами, но имеют в своём лексиконе больше слов польского происхождения. Считают себя католиками. Мужчины занимаются скотокрадством, в том числе кражами коней, женщины - гаданием. Некоторые занимаются токарным промыслом, изготовляя из дуба и липы миски, тарелки, ложки. Отдельные занимаются сапожным делом. Немногие цыганки шьют рубахи старых покроев, вяжут чулки и рукавицы.



    Закавказские цыгане состоят из двух подгрупп: армянских ("боша") и персидских ("карачи"). Обе подгруппы связаны между собой и с европейскими цыганами по языку и происхождению. Боша называют себя "лом", а карачи – "дом". Численность их всего несколько тысяч. У цыган этой группы почти не были развиты такие промыслы, как ворожба, гадание. Единственное занятие боша – изготовление сит, решет, корзин и прочих плетеных и деревянных изделий. Женщины ходят по деревням и городам, продают эти изделия в течение всего теплого сезона, а к осени возвращаются домой. Мужчины сидят дома и занимаются изготовлением продукции. Карачи проживают в Азербайджане. В прошлом они занимались дрессировкой животных и выступлениями с ними перед публикой, были странствующими музыкантами и танцорами. В настоящее время продолжают музыкально-танцевальную деятельность.



    На территории стран бывшего Союза проживают и ряд других этнических цыганских групп.



    Взаимоотношения между цыганскими нэциями довольно напряженные, иногда враждебные. Испокон веков даже встреча двух таборов не гладко проходила, а если встречались табора разных племен, то без конфликтов никогда не обходилось. Цыганские законы запрещают межплеменные браки. За нарушение этого закона цыгана изгоняют из табора, а цыганку ранее могли даже убить. В настоящее время эта жесткость взаимоотношений сгладилась, особенно между одноплеменниками, но без конфликтов все равно не обходится.



    К примеру, в начале 90-х годов довольно серьёзный межцыганский конфликт возник в молдавском райцентре Единець, где проживает около двухсот семей цыган лэешь и кажется, урсарей. Представители этих двух нэций делили между собой контроль над цыганскими промыслами (спекуляция дефицитом, торговля легкими наркотиками, самогоном, карманные кражи) в этом городе, который на все соседние районы Молдовы и Украины славился как очень популярный рыночный центр. В базарные дни туда съезжались продавцы и покупатели из полутора десятков районов. Две большие группы цыган (около сотни мужчин и женщин) устроили в базарный день массовую драку прямо на рынке. Сначала битва шла на кулаках и ногах, потом в ход пошли твердые предметы, прихваченные у торгующих и принесенные цыганками под юбками ножи и топоры. Торгующие разбегались кто-куда, цыгане не обращали внимание на милицию, даже когда начали стрелять в воздух из автоматов. Более того, цыганки нагло подбегали к работникам милиции, хватались за оружие, направляя его в сторону соперников, и кричали: "Стреляй в них!". Работники милиции ни в кого стрелять не стали, драка постепенно утихла. Никто из нецыган не пострадал, разве что материально: на рынке поломали прилавки, раскидали много товаров, немало цыгане обеих групп под шумок прихватили с собой. Пострадал рынок, который с тех пор пришел в упадок на много лет – торговцы боялись ехать. Серьёзно пострадавших цыган было немного, убитых не было вообще. Расследование уголовного дела по факту массовых беспорядков ничего не дало, так как цыгане обоих групп правдивых показаний не давали, а прочие присутствовавшие граждане ничего не поняли. Конфликт между группами ещё долго тлел, но потом их помирили съехавшиеся со всей Молдовы цыганские бароны и старшины.



    Впрочем, все эти межплеменные конфликты никак не мешают цыганам помогать друг другу в трудных ситуациях, в общении с нецыганами, и властями.



    * * *





    "Поле, радостное поле, ты цвело слезами!



    Зрело горе кочевое наше тут веками.



    Ветер, вея над полями, не внимал обиде,



    Не понятны были стоны и мечты кибиток.



    Ветры зимние трепали клочья парусины,



    Секли плети дождевые кочевые спины.



    Тучи пьяною оравой, солнце скрыв в рогожи,



    Гнали день и ночь цыгана в царском бездорожье".



    Неизвестный цыганский поэт.



    О. Кучерявый