ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Боль русских памятников в Украине

    25 апреля 2024 четверг
    Аватар пользователя Гость

    Говорят, русская культура в Украине вот уже 17 лет терпит неслыханные гонения. Увы, хотя унисон жалоб на ущемление всего «русского» в Украине не прекращается («этот стон у нас песней зовется», писал классик), главным и чуть не единственным доказательством существования «гонений» у радетелей российской культуры на чужой территории все это время остается «язык» (украинский вместо русского в качестве государственного), поместная церковь да неавантюрные приключения Русского культурного центра во Львове. Возмутившись столь небогатым ассортиментом жалоб, я решила сама поискать новые свидетельства репрессий всего русского в стране непуганых «бандеровцев». Искомое обнаружилось быстро. Что еще может красноречивее проиллюстрировать, как именно в современной Украине «ущемляют» все русское, чем свежеизданный в Киеве каталог-справочник «Памятники российским деятелям науки и культуры в Украине»? Презанятнейшая, кстати, оказалась книжка.



    «Путевку в жизнь» труду кандидата исторических наук М.П.Калугина дал не минувший Год русского языка в России или очередная федеральная программа РФ по поддержке «соотечественников» за рубежом. А де-факто само украинское государство: киевский журнал «Радуга» при «содействии» Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий. Хотя сама «Радуга» и жалуется на хроническое недофинансирование, тираж 190-страничного книжного шедевра по киевским меркам хорош - 1000 экземпляров. Хотя по московским, конечно, этого «маловато будет». Но чего только не приходится терпеть от державы в разгар «антирусских репрессий»!



    Основной объем текста «Памятников», как и положено каталогу-справочнику, занимают краткие описания 480 благополучно существующих и состоящих на государственном учете в Украине памятников российским (с точки зрения автора исследования) деятелям науки и культуры с биографической справкой. А вот идейно-теоретическое обоснование проделанной работы по каталогизации содержится всего на четырех с половиной страничках (стр. 3 – 7) предисловия. Зато по емкости содержания и глубине исторического анализа этот «но пасаран» «геноциду» всего русского в Украине на все 100% стоит оставшихся без малого 190 страниц. Еще радует, что предисловие - самый развернутый текст в книжке, и значит, наслаждаться русским языком и русской же стилистикой автора во всей их могучести в дальнейшем не приходится. Но процитирую оригинал.



    «Тесное общение русского и украинского народов на протяжении длительного исторического процесса привело к глубокому взаимопроникновению культур и не могло не повлиять на развитие всей жизни этих народов, - свидетельствует кандидат исторических наук П.М.Калугин. – Автор-составитель данного справочника ставил своей целью показать, какую роль играли и играют в становлении и развитии духовной жизни украинского народа русские ученые, литераторы, композиторы, художники и какую память они оставили о себе на территории Украины, запечатленную в памятниках истории и монументального искусства. Это, верится, будет служить дальнейшему просвещению и укреплению дружбы между нашими народами».



    До чего, однако же, если вдумчиво читать, дошла в своем прогрессе украинская историческая наука! Мы тут, понимаешь, по старинке думаем, что «становление и развитие духовной жизни украинского народа» нужно отсчитывать от времен Киевской Руси. Филологи-русисты по всему миру в курсах истории русского языка и русской же литературы прилежно зубрят про все ту же Русь с ее памятниками письменности, включая древнейшие граффити в Софии Киевской, а затем – и про так называемую «вторую южнославянскую волну». (Когда благодаря массовому приезду в столицу появившегося только ко второй половине 15 века единого государства, Москву, ученых из Украины, в Московии начала стремительно развиваться русская культура, от языка, литературы до отсутствовавшего до той поры богословия). И тут – бах! Историк современный четко сказал: на «становление и развитие духовной жизни украинского народа», его (судя по контексту цитаты) «дальнейшее просвещение» и вообще «развитие всей жизни» повлияли именно русские «ученые, литераторы, композиторы, художники»! А не наоборот. Хорошо, все-таки, что я хоть иногда читаю современных украинских историков. Иначе так бы и жила непросвещенной.



    Впрочем, про Киевскую Русь и последующие столетия автор-составитель «Памятников» вообще не упоминает, так что «становление и развитие духовной жизни украинского народа», судя по написанному им в предисловии, начинается только в конце 18 века. (У Грушевского этот период назван грустным словом «Руїна»):



    «В конце XVIII в., после победы над султанской Турцией. Россия возвратила себе исконно славянские земли Северного Причерноморья, а в 1783 г. к России был присоединен Крым. Построенные там в стиле классицизма здания стали ныне памятниками архитектуры, - радуется развитию в 18 века капстроительства (уж не потемкинских ли деревень? – Прим.авт.) г-н Калугин.



    Если судить по «Памятникам российским деятелям науки и культуры в Украине», «становление и развитие духовности» в Украине заключалось в том, что в последующие два столетия она прилежно выполняла роль эдакого курорта для россиян. Которые, даже отдыхая, все же успевали чем-то «помочь» добродушным аборигенам. Киев и знаменитая Киево-Могилянская академия заслужили упоминания историком «два в одном» исключительно потому, что удостоились видеть Михайлу Ломоносова:



    «Центром дальнейшего развития культурной жизни Украины в XVIII – начале XIХ вв. становится Киев, в частности, Киево-Могилянская академия…Здесь слушал лекции и работал в библиотеке М.В.Ломоносов… Первая половина XIХ в. – время становления новой украинской литературы, в этот период раскрывается талант украинских писателей И.П.Котляревского, П.П.Гулака-Артемовского, Г.Ф.Квитки-Основьяненко, Е.П. Гребенки, активную помощь им оказывают классики русской литературы… В дальнейшем связи украинской интеллигенции с представителями русской культуры углублялись и наращивались. Неоднократно в Украине бывали М.И.Глинка, А.М.Горький, С.Я.Надсон, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и др. Установлен памятник на родине русского художника И.Е.Репина в Чугуеве», - пишет автор-составитель «Памятников». Ну, это понятно: Репин рисовал «Запорожцев» на русском языке красок…



    Завершается «историческая» подводка тревожно, но не без оптимизма (цитирую дословно):



    «Революционные события, Гражданская и Великая Отечественная война, зарождение и распад СССР. Все эти события подвергли суровой проверке историческую дружбу украинского и русского народов, их взаимоотношения и сотрудничество в научной и культурной сферах. И они с достоинством, честью пережили и перенесли выпавшие испытания, остались верными узам дружбы, взаимовыручки, духовной близости между собой. Хотя и не обошлось без сложных проблем, возникших в последнее время».



    Не будем комментировать фрейдистскую оговорку про СССР как «суровую проверку» «исторической дружбы Украины и России». В сущности, не «содействуй» на 18-м году независимости страны изданию таких «Памятников» Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий (представитель какой бы политической силы им не руководит), - и на саму книженцию не стоило бы обращать особого внимания. А так мне даже любопытно: где еще, кроме Украины, репрессии по национальному признаку доходят до того, что государство «содействует» изданию на своей территории обычного политического агитпропа сопредельной державы?



    Впрочем, изучать «каталожных» российских деятелей в Украине – дело еще более поучительное, чем просто чтение предисловия. Итак, судя по «далеко не полному», как признает сам составитель, перечню, на день выхода из печати книжки в Украине насчитывалось ни много, ни мало, - под полтысячи памятников и мемориальных досок (памятных знаков) ученым, художникам и писателям-россиянам. Если придерживаться подхода к каталогизации г-на Калугина жестко (когда в «русские» автоматически попадают все хоть сколько-то известные личности, успевшие пожить и поработать в России, но об этом – ниже), таковых у нас окажется еще больше: не оговаривая причин, г-н Калугин не включил в список часть «монументов», воздвигнутых уже в последние годы. Предположим, что юмористическая ялтинская «аллея звезд» со знаменитым памятником портфелю Жванецкого и т.п. де-юре и в самом деле не может считаться аллеей памятников россиянам, а скандальный монумент Екатерине 2 был «сдан в эксплуатацию» уже после сдачи макета книги в печать. Как и новосозданная столичная Аллея Казимира Малевича, памятник Менделееву в КПИ и т.д. Но «человек и памятник» Иосиф Кобзон в Донецке чем, спрашивается, провинился, что отсутствует в справочнике? А с большой помпой открытая в прошлом году в Киеве (чиновниками мэрии) мемориальная доска Максу Волошину?



    Ну, да ладно, всего и в самом деле не упомнишь. Что самое забавное, только листая «Памятники», лично я впервые убедилась не в теории: что бы там ни говорили о «геноциде» всего русского в Украине, а памятники заслуженным россиянам у нас – «они повсюду», как инопланетяне в фильме Карпентера! Возьмем, для примеру, Западную Украину. Если судить по монументам, Закарпатская область и сегодня словно бы заселена фанатами Пушкина и Горького. В Ужгороде есть памятник Пушкину А.С. (установлен в 1979 г.), под Ужгородом бюст поэту (1976 г.) имеется в селе Пушкино (!). Соседние городок Виноградов и с. Приборжавское Иршавского р-на могут каждый похвастаться бронзовыми бюстами Горького (1988 г. и 1976 г.). В Мукачево – аж два памятных знака Пушкину А.С. (1937 г. и 1949 г.), а в соседних с ним селах Нижний Коропец и пгт.Чинадеево – по памятному знаку Горькому (1979) и Пушкину (1937). Памятник Горькому установлен и в с.Тарновцы Ужгородского р-на (1979 г.) «Свой» Пушкин (1988 г.) имеется в с.Заболотовцы Львовской области. И в Тернополе – в виде не бюста, а монументального, окованного медью, железобетонного памятника (1961 г.). С.Великие Кусковцы Лановецкого р-на Львовской обл. с 1985 г. гордится даже не Пушкиным - собственным бюстом пламенному красногвардейцу Николаю Островскому, известному как автор романа «Как закалялась сталь». Впрочем, судя по каталогу, с.Вилия Острожского р-на Ровенской обл. по количеству памятных знаков этому революционеру переплюнуло и Великие Кусковцы, и располагающий всего-то одним памятником и мемориальной табличкой на доме городишко-сателлит столицы Боярку (где эталонный большевик строил «железку» и сражался с петлюровцами). В с.Вилия – памятник, табличка и мемориальный дом-музей «стальному» герою коммунизма. После всего перечисленного даже странным кажется, что на Волыни нет ни Пушкина, ни даже завалящего бронзового бюстика Николаю Островскому: волыняне трепетно хранят память композитора Игоря Стравинского, родившегося в Устилуге (в городке уже в 1994 г. установлен памятник великому земляку, сохранился и дом, который так любил Стравинский). А вот в волынском с.Ружин Турийского р-на Стравинского нет – там почему-то есть памятник селекционеру Ивану Мичурину (1975 г.)



    Перечислять монументы «российским деятелям науки и культуры» в центральной, восточной Украине и в Крыму - занятие долгое и бессмысленное: судить об их количестве житель любого украинского города может, просто выйдя на прогулку куда-нибудь в «центр урамы». (А ведь кроме перечисленных г-ном Калугиным, в еще больших количествах города и веси страны до сих пор украшают памятники политикам и военным советского периода). Судя по каталогу, в общей сложности в Украине насчитывается 39 памятников и памятных знаков Максиму Горькому, 37 – А.С.Пушкину, 19 – революционеру Н.Островскому, 18 – Н.В.Гоголю, 12 – хирургу Н.И.Пирогову, по 7 – композитору П.И.Чайковскому и писателю А.П.Чехову, 6 - педагогу К.Д.Ушинскому, 5 – драматургу К.А.Треневу, по 4 – ученому М.В.Ломоносову, писателям А.И.Куприну и А.Гайдару, художнику И.Айвазовскому. В Украине (в Нежине) сохранилась даже установленная в 1909 г. мемориальная доска в честь пребывания в местной гимназии одиозного Нестора Кукольника. К слову, тот был, как отмечено и в каталоге-справочнике, «украинцем по происхождению».



    В стране, где так ненавидят все русское, чудом выжили 10 памятников (это по подсчетам г-на Калугина) великому русскому писателю Л.Н.Толстому. По одному (мемориальные доски в Одессе) – «российскому писателю» Исааку Бабелю, «российскому поэту» Эдуарду Багрицкому и (в Днепропетровске) Михаилу Светлову (уже эти три факта дает основание хотя бы усомниться в «антисемитизме», который с таким усердием приписывают Украине всякие российские павловские-гельманы). Дважды (мемориальная доска и памятник на Приморском бульваре в Одессе) не забыт в Малороссии «российский ученый в области ракетостроения, родился в Украине» академик В.П.Глушко и трижды - «российский композитор» Глинка М.И., который «смерть за царя» (памятники в Киеве, Запорожье, мемориальная доска в поместье Качановка).



    Удивляться включению в каталог российских «деятелей культуры» Гоголя, Глушко и Бабеля, собственно, даже не приходится. С одной стороны – оно, конечно, на вид некорректно и просто смешно. Но помня о старой практике российского агитпропа причислять к «русским достижениям» все, что только появлялось заметного на территории Российской империи, а затем и СССР, стоит, наверное, только поблагодарить составителя «Памятников российским деятелям науки и культуры в Украине». За то, что, наряду с Гоголем, Бабелем, Глушко, Ушинским, Пироговым, Куприным, а также восемью памятниками «российскому писателю, украинцу по происхождению» Виктору Галактионовичу Короленко, пятью – «российскому ученому в отрасли ракетостроения, украинцу по происхождению» С.П.Королеву и иже с ними, этот добрый человек по доброте душевной не включил в свой перечень родившегося в Украине еще одного известного «российского художника». Тараса Григорьевича Шевченко. Если жестко придерживаться «подхода» к составлению перечня – г-н Калугин просто обязан был это сделать.



    Вместо того, чтобы лишний раз уважить Тараса Григорьевича, украинский историк сделал то, что делать был вовсе не обязан (наверное. добросовестность подвела.) В мини-биографической справке - указателе имен «Российских деятелей в Украине» - г-н Калугин честно указывает, кто из «российских» художников, литераторов, ученых, музыкантов на самом деле родился в Украине или, хуже того, украинец по национальности. И тут становится совсем смешно (впрочем, результат «эксперимента» составителя каталога был предсказуем заранее). Для тех немногих, кто не обратил внимания на «тенденцию», пока читал предыдущие абзацы этой статьи, приведу дополнительные наглядные примеры из каталога. Великий русский художник Илья Репин родился в г.Чугуеве Харьковской обл. (памятник земляку на центральной чугуевской ул.Ленина установлен в 1965-м). «Родился в Украине», в с.Губовка Кировоградской обл. (где до сих пор установлен мемориальный знак в честь этого события) поэт Демьян Бедный, а в Киеве - поэт Макс Волошин (этот, впрочем, как и киевлянин Михаил Булгаков, был горячим сторонником империи). Из Украины родом – увековеченный здесь в памятниках и памятных знаках «одесситка» поэтесса Анна Горенко-Ахматова, а также легендарный полярник Георгий Седов и великий ученый академик В.И.Вернадский. «Российский писатель, родился в Украине» Всеволод Гаршин – родом из Бахмутского уезда Екатеринославской губ., детство и юность он провел под Харьковом (памятник установлен в г.Старобельске Луганской обл. – там семья будущего гения литературы прожила несколько лет). Великий художник А.И.Куинджи, «грек по происхождению», родом из Мариуполя (памятником земляку на просп. Металлистов мариупольцы обзавелись в 1984 году). Знаменитый советский композитор И.О.Дунаевский родился в г.Лохвица Лохвицкого р-на Полтавской обл. «и провел здесь детские годы» (о чем свидетельствует, в частности, установленная на доме в 1979 г. мемориальная доска). Своим украинским происхождением до конца жизни гордились легендарный актер Михаил Щепкин и «совесть» России писатель Владимир Короленко, памятные знаки которым также наличествуют в Украине. Поэт, автор хрестоматийной «Кому на Руси жить хорошо?» Николай Некрасов прожил большую часть жизни в России, но родился, все же, - ну да, вы отгадали! В Украине. В г.Немирове, нынче райцентре Винницкой обл., где стояла воинская часть его отца (с 1981 г. в городке установлен памятник Некрасову). В с.Некрасово Винницкого р-на (бывш. с. Юзвин) прошло детство поэта – а в 1980 г. «вырос» очередной ему памятник. К слову: в Украине, в Киеве, жил и работал еще один наличествующий в каталоге (благодаря мемориальной доске, установленной в столичном Пассаже в 1994 г.) «российский писатель, родился в Украине» по фамилии Некрасов – Всеволод. Из Киева же, а никак не Москвы, автор «В родном городе», «Киры Георгиевны» и др. в 1970-х отбыл в вынужденную эмиграцию на Запад. Успев перед тем инициировать возрождение Андреевского спуска как центра художественной жизни украинской столицы...



    Просмотрев список фамилий «великих россиян», памятники которым установлены в Украине, приходишь к однозначному выводу (если кто-кто этого еще не знал): за вычетом, разве что, Горького с Пушкиным и Толстым, все эти люди… правильно, «наши» это люди были! Даже Чехов, не без самоиронии звавший себя «хитрым хохлом». И композитор Чайковский, гордившийся предками «из православных шляхтичей Кременчугского повета». И Бердяев! И Шестов! И Юркевич! И Малевич! И Нарбут! И Гаршин… Всех - не перечесть…



    Кстати, есть такая замечательная передача на российском РТВ, называется «За семью печатями». Каждый уик-энд она радует телезрителей очередными «уликами» «преимущества» советско-российской системы образования. Выходят в студию три представителя подрастающей российской «интеллектуальной элиты» - и морозят такую чушь, что даже двоечники в СССР постыдились бы произнести «у доски». Вот в последние выходные было так: ведущий усердно намекает на Андрея Платонова и его «Котлован», пересказывая сцену похорон девочки Насти. И что бы вы думали отвечают эти «хранители» классической русской культуры. А они отвечают: «Это произведение называется «Бедная Настя». У ведущего аж очки запотели. Но это еще не страшно, украинское среднее образование и не таких «знатоков» выпускает (правда, на ТВ их вроде бы не тащат и места в «престижным» московских (или киевских) вузах не гарантрирует. Но вот пару недель назад в той же программе тот же ведущий загадал российским старшеклассникам загадку о знаменитом украинском авиаконструкторе Игоре Сикорском. Те, кто видел эту геббельсовщину, подтвердят: на протяжении всей передачи ведущий российского телеканалам утверждал, что речь идет о великом «русском авиаконструкторе»!



    Но мы не об этих загадках, ибо нам вроде бы удалось разгадать более существенную тайну. А именно: я начинаю понимать, в чем на самом деле заключаются пресловутые «репрессии» русской культуры в Украине. С 1991-го приток украинцев в Москву сократился. Вот вам и прямой удар по российской культуре.



    P.S.: Перебравшихся после 91-го года в РФ украинских футболистов можно вынести за рамки общекультурного процесса.



    [a href="http://obkom.net.ua/articles/2008-08/11.1530.shtml"]ОБКОМ[/a]



    [a href="http://ua-reporter.com"]UA-reporter.com[/a]