ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют
Єдина Країна! Единая Страна! United Country

О русинском самосознании и сохранении идентичности

Часть 1. Выбор пути

Сегодня русинский народ стоит перед серьёзным выбором. Это судьбоносное решение, некая точка начала пути будущего развития национально-политической и культурной ориентации: с кем быть, с кем дружить и с кого брать пример. Сделать правильный выбор населению современной Закарпатской области очень сложно. УССР и «незалежная» украинская власть в прошлые годы, а также в недавнее ющенковское правление, постарались, чтобы русинское самосознание среди местного населения находилось на весьма низком уровне или его вообще не было.

Для этого использовались разнообразные методы, например, известный «План мероприятий по разрешению проблем украинцев-русин». Документ предполагал ряд мер, направленных на укрепление позиций украинизации Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.), интеграцию его населения в социально-политическое и духовно-культурное пространство Украины, то есть ассимиляцию русин в украинской этнической среде. Надо признаться, что «украинской национальной идее» всё-таки удалось часть русин и их потомков превратить в людей, которые приняли украинскую национальную идентичность, забыв свои корни и историю.

Сам же этноним «украинцы» в Подкарпатской Руси и других территориях, где проживают русины, никогда не употреблялся. Против него, как чуждого русинской среде, выступали русинские подкарпатские будители. Только после Первой мировой войны на землях русин начали появляться небольшое число украинских эмигрантов, в основном, интеллигентов, которые были фанатично преданы «украинской национальной идеи». Именно они и развернули среди русин пропаганду о якобы принадлежности их к «Великой Украине».

Своего наибольшего распространения украинская агитация достигла в 1938-1939 годах, в период существования так называемой «Карпатской Украины». Когда же Подкарпатская Русь находилась в составе Венгрии, стало понятно, что идеология «украинства» затронула только небольшую часть русинской молодежи. Своеобразное возрождение «украинской идеи» произошло в период присоединения Подкарпатской Руси к УССР. Конечно, «товарищу Сталину-Джугашвили» и его коммунистической идеологии, которая была часто антирусской, это было нужно по чисто прагматическим соображениям – в качестве своеобразного прикрытия аннексии Подкарпатья. Идеологически это выглядело «объединением всех украинских земель в едином государстве – Советской Украине». Как ни прискорбно, коммунистов не интересовало русофильство в крае и, конечно, не волновала судьба русинской культуры, истории и языка. Во многом русофильство коммунисты воспринимали враждебно потому, что любовь ко всему русскому строилась на общерусском, русскокультурном, дореволюционном, святорусском, а не коммунистическом единстве.

Одним росчерком пера в 1946 году все русины Подкарпатской Руси были записаны украинцами. Ускоренными темпами были сфальсифицированы свидетельства о рождении, по которым все жители Закарпатья родились в Украине (а не в Австро-Венгрии или Чехословакии) и поэтому являются украинцами. Все школы были срочным образом переведены на украинский язык. Для усиления украинского влияния в крае государство всячески поддерживало переселение этнических украинцев из Центральной Украины и Галичины. Русинская самоидентификация стала невозможной, а иногда и просто опасной…

С обретением Украиной независимости в русинском вопросе почти ничего не изменилось, продолжалось утверждение того, что русины «часть украинского народа». Хотя во всех странах, где живут русины, их признают отдельным национальным меньшинством. Сегодня с понятием «украинцы» продолжает жить чуть ли не большинство населения Закарпатской области, которое не знает ни русинского языка, ни культуры, ни истории. Все это вытеснено для существования единственного государственного этнонима.

Хотя нет, есть и еще одна стадия самосознания населения Закарпатской области Украины, это так называемые «закарпатцы» – региональный этноним. – «А кто Вы по национальности» – спросил я, разговорившись в поезде с молодой попутчицей из Мукачева. – «Я «дикая закарпатка» – ответила девушка. Хотя почему «дикая» я так и не разобрал… «Закарпатский народ» – это некий промежуточный этап между русинами и украинцами. Они забыли этноним «русин» (в силу многих исторических обстоятельств), но инстинктивно чувствуют свою особенность и ментальную близость к соседним странам Центральной Европы.

Для более полного рассмотрения формирования и сохранения русинского народа важно рассмотреть пример того, как малочисленная русинская диаспора Воеводины (Сербия) выстояла и сохранила русинское самосознание, культуру, историю и язык в инокультурной и иноконфессиональной среде. В своей статье «Русский Керестур как символ русинства», я привёл несколько факторов, некоторые из которых я представлю для примера здесь:

1) Быстрая организация образования; 2) Строительство церкви и становление церковной жизни почти сразу после переселения в Воеводину; 3) Организация компактной общности проживания (самой большой общностью и был Русский Керестур, где русины жили «среди своих»); 4) Замкнутость русинской общины; 5) Сравнительно быстрое, в отличие от одноплеменников в Карпатском регионе, формирование русинского языка и его литературной нормы; 6) Признание русинского национального меньшинства Королевством сербов, хорватов и словенцев.

Именно эти причины сдерживали ассимиляцию и позволили такой малочисленной этнической группе сохранить свою культуру, религиозную принадлежность, язык и самосознание сквозь четверть тысячелетия до наших дней в отрыве от Карпатского региона.

Какие же сейчас из этих факторов сохранения самоидентификации русин на Балканах есть у русинского населения Закарпатской области? Существует ли должная организация образования на русинском языке? Есть ли признание у русинской общины в Украине как национального меньшинства? Я привёл это для того, чтобы подчеркнуть важность развития самосознания населения Подкарпатской Руси: складывается такое впечатление, что есть лишь русинские организации, а чёткая русинская идентификация как отдельного народа у большинства (или весомой части) населения Закарпатской области отсутствует.

Сегодня в Закарпатской области некоторые называют себя «закарпатцами», некоторые «и русинами, и украинцами одновременно», а часть и вовсе так перешла в украинскую идентичность, что и не вспоминает о своем «русинском происхождении».

Хотелось бы таким людям напомнить, что различия между украинцами и русинами проявляются в истории, культуре, языке, фольклоре и многом-многом другом. Лингвистические различия гораздо существеннее, чем например, между сербом и хорватом, македонцем и болгарином, белорусом и русским и т.д.

Русины – не национальное и не культурное меньшинство украинского народа, не этническая группа, которая принадлежит украинской нации. Русины во всем мире имеют свою этнокультурную самоидентификацию, основанную на славянской традиции, которая отличается от «украинства». Когда русин говорит, что он русин, он не отождествляет себя с украинским народом. Этноним «русин» значительно старше этнонима «украинец» и одинаково принадлежит всем восточным славянам и Святой Руси.

Украинская национальная идентификация русин не может выводиться из общего происхождения, общее происхождение не может означать национальную принадлежность, даже из-за того, что русины своё происхождение делят со всеми восточнославянскими народами, а не только с украинцами. Историческое наследие связывает русин с Карпатской областью, а не с новой украинской нацией и идеологией, возникшей в начале ХХ столетия.

В историческом культурном наследии и памяти сегодняшних русин нет чувства принадлежности к истории украинского народа, нет места ни для Богдана Хмельницкого, ни «славному казачьему прошлому», нет воспоминаний о Тарасе Шевченко, Иване Франко и других родоначальников украинского возрождения.

Помимо этих различий, есть ещё один важный аспект, это вопрос самосознания. Кем человек себя САМ ощущает. Самосознание, в общем смысле этого слова, осознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов. Национальное самосознание – осознание своей национальности и особой культуры.

Если сегодня русинским организациям заняться развитием русинского самосознания у населения Подкарпатской Руси, то целей, которых добиваются эти организации, с всеобщей народной поддержкой и пониманием, будет достичь гораздо легче!!! Таких примеров в истории существует масса. А вот с идеологией, на которой и будет основываться русинское национальное возрождение – сложнее. Это одна из самых тяжёлых тем в современном русинском движении, которая требует времени, тут нужно говорить особенно осторожно…

В сети Интернет существует масса статей посвящённых проблематики того, чем же является Подкарпатская Русь. Часть ли Русского мира? Часть Центральной Европы? Даже раздаются голоса мадьяронской направленности. (Мадьяроны – русины, перешедшие в процессе мадьяризации на позиции венгерского национализма). Начнём с того, что русины всегда жили в мире с соседними народами и с уважением относились ко всем нациям и культурам. Географическое положение территорий расселения русинского народа связывает их с Центральной Европой, происхождение и историческая память – с Русским миром. Итак, русины – авангард Русского мира!

Но сегодня, к сожалению, населению Закарпатья не хватает национального патриотизма. Это то, что уберегает народ и его самосознание, так как без него народа просто не может быть. Сохранение народа – первоочередная задача. Это особый труд, требующий усилий, ума, памяти и упорства от каждого представителя. Народ жив пока все его части непрерывно трудятся ради его сохранения. Сохранение народа и его самоидентификации есть процесс обеспечения безопасности систем, связывающих людей в народ. Тут и вопросы языка, культуры, исторической памяти, самосознания – все важно. Если этого не будет, не будет и русин, которые будут и дальше считать себя «частью украинского народа» или «закарпатцами».

Часть 2. Что делать?

Так уж исторически сложилось, что русинский народ оказался разделённым между разными государствами. Основная масса русин автохтонно проживает в Карпатском регионе, остальные – на Балканах, Северной Америке, Австралии и других частях света. Организации русинского народа с каждым годом всё больше и больше заявляют о себе как о силе, которая может противостоять ассимиляции и культурному уничтожению русин. Где-то эти процессы уже сильно развиты, где-то только начинаются. Русины – как отдельный народ признаны во всех странах, где они проживают как национальное меньшинство. Исключение – Украина, там русинская национальная самобытность отрицается по-прежнему.

Сказать откровенно, ничего сверхъестественного в действиях Украины нет. Если посмотреть с «её колокольни», то станет понятно, что украинская власть хочет сохранить унитарность, навязать всем – и русским Юго-востока, и русинам – «украинское этническое сознание». Следовательно, русинский народ как отдельную национальность ей признавать нежелательно. Это может угрожать не столько целостности Украины, сколько украинству как идеологии. Русины же вынуждены на эти вызовы отвечать в меру своих сил. Но полностью «зацикливаться» на обвинениях украинской власти во всех русинских проблемах тоже не стоит. Это будет лишь отвлекать от решения насущных вопросов. Сейчас особенно нужно сконцентрироваться на себе и в полной мере понять сложившуюся ситуацию.

Сегодня многие активисты русинского движения видят, что происходит с их народом в современной Украине и хотели бы исправить это положение дел. Они намерены добиться признания, права нормального развития своей национальности. Хотят, но не могут! Ибо не понимают, что им именно нужно, как изменять ситуацию, к чему приступать и с чего начинать. Без понимания того, что нужно делать, дальше разговоров дело никогда не сдвинется!

В первой части своей статьи я писал, что если сегодня русинским организациям заняться развитием русинского самосознания у населения Подкарпатской Руси, то целей, которых добиваются эти организации, с всеобщей народной поддержкой и пониманием, будет достичь гораздо легче. Но как же можно поменять самосознание людей, потомков русин, которые в процессе более чем полувековой украинизации (и других факторов) перестали считать себя таковыми? Ответ ясен – самосознание может измениться средствами информации и пропаганды. Источниками информации является окружающая каждого человека среда (СМИ, искусство, художественные произведения и др.), в том числе и сеть Интернет (особенно среди молодежи).

В середине прошлого века, само дальнейшее существование русин было под вопросом, а русинское самосознание стало просто опасным. Присоединение Подкарпатской Руси к УССР больно ударило по всем признакам русинской самоидентификации. Язык, культура, история, народные герои и многое другое было на полстолетия оставлено без внимания. Под влиянием русин на Балканах и в других странах, которые никогда не забывали свою русинскую культуру, и где национальность русин никогда не была запрещена, началось русинское возрождение во всем мире, в том числе Карпатском регионе, поэтому очень важно русинское межгосударственное культурное общение. В самой же Закарпатской области нужно вести работу по созиданию национальных, культурных, языковых, исторических связей между населением.

Особенно важно вспомнить национальные русинские традиции, которые сложились на основе длительного опыта жизнедеятельности народа, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Традиции складываются и закрепляются в ходе исторического развития этноса, они представляют формы деятельности и поведения, доказавшие свою положительную значимость, а также соответствующие им правила, ценности, представления.

Хотелось бы отметить будущую роль русинистики в сохранении русинского самосознания – как фундамента выработки идеологии для русинского народа. Русинистика должна будет на материале изучения истории, политологии, социологии, экономики и других научных дисциплин, указать те точки, которые русинам нужно держать под своим особым контролем, а также на примере других народов и собственной истории выяснить возможность актуальных угроз для русинского народа и им противостоять.

Каковы же эти задачи сегодня, в нынешнюю эпоху выработки идеологии и становления русинского самосознания? С моей точки зрения, такая задача только одна – возрождение русинской национальной и культурной жизни на её традиционных духовных и политических началах. Из этого и нужно исходить, вырабатывая программу сохранения народа.

На одном из первых мест в данной программе должно стоять развитие русинского литературного языка и внедрение его в образовательный и информационный оборот. Язык – это душа народа, самая большая его ценность. Следовательно, борьба за язык – один из важнейших факторов русинского культурного возрождения и сохранения идентичности.

Конечно, национальную идентификацию определяет не только языковое родство и развитие языка, но и историко-культурное развитие этноса, которое на протяжении тысячелетия шло в особой культурной, исторической и политической среде. Но это не помешало русинскому народу остаться верными Русскому миру и Православно-славянской цивилизации, на фундаменте чего, по сути, и возник русинский народ. Русскому миру и его влиянию на русинскую идеологическую основу я посвящу следующую часть этой статьи. Здесь лишь отмечу, что возможная ориентация части русинской интеллигенции только на западные и соседние страны – может стать губительным для самого русинского движения, а для русинской идентичности тем более. Теперь остановимся ещё на одном важном и очень сложном вопросе, который нельзя не упомянуть – политическом. Включение в состав Украинской ССР Подкарпатской Руси, которая под этим названием в межвоенный период на правах автономии входила в состав Чехословакии, а также непризнание русинского народа современными украинскими властями, которые считают русинов только «частью украинцев», лишило население Подкарпатской Руси автономии, а русин во всем мире – Родины. Это отдалило русинское население от лояльности официальному Киеву.

Стоит отметить, что в Украине в сентябре 1991 г. попытались восстановить историческую справедливость: был рассмотрен «вопрос о провозглашении Закарпатья автономным краем Украины». Областная рада Закарпатья приняла решение вынести на референдум вопрос «О статусе Закарпатской области». Референдум был проведен 1 декабря 1991 года. 78 % населения высказались за придание области статуса «специальной самоуправной территории», а значит автономии в составе Украины. Но это решение русинского народа было проигнорировано украинскими властями и не признаётся до сих пор… У летчиков есть такое понятие – «точка невозврата». Так называют ситуацию, в которой нельзя останавливать самолёт, даже если возникают технические неполадки. Можно только подниматься в небо… Так и тут, у русин, если ситуация дойдет до этой точки, то о дальнейшем диалоге с украинскими властями просто не может быть и речи. Но этого не хочет понимать официальный Киев, который считает, что если предоставит русинам автономию, то это усилит сепаратистские настроения. Но больше всего эти настроения может усилить только отсутствие внимания к русинской проблематике на Украине, нежелание решать этот вопрос.

Давайте спокойно рассмотрим ситуацию с двух сторон. С одной стороны, русинам во что бы то ни стало нужно добиваться признания законности референдума 1991 года, разговоры официальных лиц со ссылкой на Конституцию Украины и её положения об унитарности государственного устройства, лишь ещё раз доказывает, что украинские власти не намерены решать эту проблему. Такая постановка вопроса может лишь усугубить конфликт. А учитывая активность русинских организаций, это соответственно будет началом ещё большего роста их влияния среди населения Закарпатской области, государственных институтов некоторых стран.

Но с другой стороны, для сохранения русинской идентичности, культуры, языка, нужно использовать все имеющиеся способы – культурная автономия – почему нет?! Пусть это будет первый этап к реальной автономии, за которую высказалось население Закарпатской области в 1991 году. На извечный вопрос «лучше что-нибудь, чем ничего или лучше ничего, чем что-нибудь» нужно отвечать с точки зрения сохранения русинского самосознания, а значит народа. Конечно, эта мера в среде русин, которые подверглись агрессивной ассимиляции и поголовной украинизации на протяжении более чем пол столетия может быть крайне непопулярной, но предупрежден о такой возможности – значит вооружен! Цель, конечно, благая, но оправдывает ли она средства? Вот в чём вопрос… Подведем некоторый итог. Для сохранения русинского самосознания русинскому движению важно используя средства информации заняться популяризацией русинской идентичности среди населения Закарпатской области – Подкарпатской Руси. Источниками этой информации должна выступать окружающая человека среда. Важно развивать русинское культурное межгосударственное общение, вести работу по созиданию национальных, культурных, исторических связей между населением, то есть заняться возрождением национальной и культурной жизни на ее традиционных духовных и политических начала

Часть 3. Как делать?

Современная украинская политика непризнания русинов в качестве отдельного народа, а только как «части украинского» – просто фантастична, в смысле антинаучна. Все страны мира, где проживают русины, уже давно признали русинский народ как отдельную национальность, а Украина всё медлит. А ведь именно современная Закарпатская область является центром русинов всего мира. По мнению некоторых русинских активистов, русинский народ сегодня «вынужденно заставили стать политическими русинами», что «до тех пор, пока не будет решен политический вопрос – никакие другие вопросы решаться не должны». Но как достигать поставленных целей без народной поддержки?! Добились бы своих прав подавляющее число современных народов, если бы всё население дружно за это не высказывалось и не боролось? Если нет самосознания у большинства представителей национальной общности, если нет желания сохранять идентичность, то нельзя только политической волей помочь русинам. Как говорил русский политик Петр Столыпин: «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы»… Возможно, нужен некий симбиоз политического, культурно-просветительского и пропагандистского направления. Ведь власть – это доверие, прежде всего, населения. Нужен своеобразный план действий, который развивал бы у русинов пассионарность, программа-ответ на печально известный «План мероприятий по разрешению проблем украинцев-русинов» принятый украинскими властями в 1996 году. Напомню, «План» предполагает меры, направленные на укрепление позиций украинизации Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.), интеграцию его населения в социально-политическое и духовно-культурное пространство Украины, то есть ассимиляцию русинов в украинской этнической среде. Особенно важно присутствие в русинском движении сообщества людей, которые полностью и бескорыстно посвятили бы себя русинскому национальному возрождению. Нужна достаточно многочисленная русинская политическая элита, особый класс, ответственный перед обществом и русинским народом, живой, неотъемлемой частью которого этот класс себя считает. Элита готовая искренне трудиться и, если надо, жертвовать во благо своего народа. Эти люди должны показать своему народу, что только они являются выразителями его базовых чаяний.

Карпаторусский народ, как и каждый народ мира, состоит из ведомых и ведущих. Если ведущие начнут движение, за ними пойдут и остальные, так как движение начинается с самой активной части народа. Тем более, что масса всегда подражает, и если сделать привлекательным русинскую идентичность, то политическое русинство наберёт себе большое количество сторонников среди населения. В современном обществе всё чаще основным техническим средством переработки информации служит персональный компьютер. Он существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Именно через такие средства массовой информации следует влиять на общество современной Закарпатской области и его самосознание, особенно важно выстроить грамотную агитацию.

Для того чтобы агитационный текст достиг своей цели – побудить к определённым действиям получателей – необходима сбалансированность пафоса и этоса в содержании. Тогда он будет и информативен, и легко воспринимаем. Необходимы знания о построении текста. Чтобы пропаганда была успешной, она должна быть не только неотступной, но и сосредоточенной на минимальном количестве направлений. Эти направления должны быть точно выбранными, бьющими по наиболее значимым для русинского народа проблемам

Методы пропаганды должны действовать с разных позиций на жителя Закарпатья, охватывая наибольший процент граждан. Интернет, газеты, личное общение, общественные структуры – то, что поможет в развитии идентичности и самосознания среди населения. Русинскому движению важно существенное расширение общественной базы, увеличение численности своих рядов, укрепление влияния активистов на общество.

Важно заинтересовать молодежь. При работе с этой социальной группой необходимо учитывать её особенности: повышенные ожидания, относительная лёгкость в агитации, отсутствие четкого идеологического выбора при разумной степени радикализма. Работать с молодежью следует, главным образом, в Интернете. Например, собственная русинская электронная газета. Этот вид интеллектуальной работы сплотит единомышленников, отсечет болтунов. В процессе подготовки уточнится и обрастет деталями программа, наладится взаимодействие. Темы газеты могут быть самыми разными: современная политика, культурные особенности русинского народа, русинский язык, русинская история (перспектива: создание непротиворечивой, достаточно профессиональной и полной русинской версии истории), которая познакомит читателей с борцами за независимость, расскажет о предательстве украинофилов, мадьяронов и т.д. Надо понимать, что русинское движение ещё не вошло в свою полную силу. Из-за того, что русинский народ искусственно разобщён и непризнан, центр политической работы должен находиться во взаимодействии с уже существующими группами лиц, солидарно защищающими русинские интересы, и в способствовании созданию таких групп.

Важным аспектом деятельности русинского национального возрождения является сотрудничество с научной элитой. Нужно устанавливать прочные связи с российскими и мировыми объединениями учёных. В наше время именно научное лидерство будет определять место национальностей в глобальном политическом пространстве. Следовательно, необходимо всемерное содействие развитию научного потенциала. Особенно важной силой, которая соединяет людей в народ или нацию, являются праздники и памятные даты. Для сохранения идентичности нужно организовывать русинские праздники с политическим подтекстом. Там люди смогут знакомиться друг с другом, использовать какой-либо элемент национальной одежды для демонстрации своих убеждений или символики. Русинские активисты должны пользоваться русинской атрибутикой – значками, майками и кепками-бейсболками с символикой Подкарпатской Руси. Надев на себя красочную спортивную майку или головной убор с эмблемой или лозунгом русинского народа, сторонники движения становятся «ходячей рекламой», что, возможно, создаст «моду» на русинство. Поскольку создать централизованную партию на Украине не удастся, можно использовать сетевую модель. Русинское движение будет состоять из различных полуавтономных групп, разделённых по регионам и сфере деятельности. Разделение будет способствовать как развитию возможностей отдельного члена русинского движения, так и слиянию природы властей, которые и создают ячейку. Главной целью русинского национального возрождения должно явиться процветание и сохранение русинского народа. Реализовать эту идею, естественно, можно лишь добившись определённого политического статуса Закарпатской области – Подкарпатской Руси, то есть политического образования, которое бы декларировала эту цель. На местном референдуме в 1991 году 78 % населения Закарпатской области Украины уже высказалось за автономный статус региона, но автономия, к сожалению, так и не была предоставлена. Отсутствие сегодня признания русинов как отдельной национальности украинскими властями приводит лишь к ассимиляции и угнетению русинов, которые в отличие от Украины имеют больше прав в Словакии, Польше, Сербии, Хорватии и в других странах, где они проживают как национальное меньшинство. Конечно, содействовать политическому развитию русинского народа – основная задача русинов. Всякий, кто отодвигает или отвергает эту задачу, кто не подчиняет ей всех частных задач и отдельных приёмов борьбы, тот становится на ложный путь и наносит серьезный вред движению. Но не будем забывать, что всё же главная идея русинского возрождения – воспитание нового поколения людей, объединенного любовью к родному краю, языку, знающего и помнящего историю своего удивительного народа!

«Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной». (1 Ин. 3:18).

Григорий Миронов, сотрудник Центра украинистики ЮФУ, редактор сайта rusinistika.com

Примечания:

1) Годьмаш П., Годьмаш С. «История республики Подкарпатская Русь». Ужгород, 2008 2) Миронов Г. «Великороссы Подкарпатской Руси: история и современность», Фонд стратегической культуры «Одна Родина» http://www.odnarodyna.ru/articles/17/818.html 3) Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2006. С.358 4) Хорньак Михаjло, «Бачко-сремские русини (порекло, начин живота, положаj и права, институциjе и организациjе», Русини, Руснаци, Rutenians (1745 – 2005), Том I, Нови Сад, 2006.

23.09.2010

Григорий Миронов