ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

"Закарпатцев обвинили в корыстолюбии и непатриотичности..."

    25 апреля 2024 четверг
    57 переглядів

    С именем Василия Турянчика связаны первые восхождения киевского "Динамо" в зенит футбольного небосклона. В составе киевлян он четырежды побеждал на первенствах Союза, трижды был серебряным призером и дважды выигрывал Кубок СССР. Десять лет Василий Турянчик отдал динамовскому клубу, не раз избирался капитаном, а когда стукнуло 35, повесил бутсы на гвоздь. По окончании карьеры он не остался в Киеве (редкое явление), а вернулся в родное Закарпатье. Василию Юрьевичу исполнилось 70. С юбиляром я встретился в его добротном особняке в Мукачево. Хозяин энергичен, темпераментен, явно не выглядит на свои почтенные годы. Василий Юрьевич, как вы оказались в киевском "Динамо"?



    — Родом я из Чинадиево — села под Мукачево. Первой моей взрослой командой стал ужгородский "Спартак", потом было львовское СКА, в котором "выполнял воинский долг". Здесь столкнулся, как нынче говорят, с нарушениями прав человека: ждал демобилизации, но мне тайно и срочно присвоили звание лейтенанта и без моего согласия отправили в распоряжение московского ЦСКА. Я наотрез отказался играть за эту команду, и после долгих мытарств меня таки оставили в покое. Я возвратился домой и снова стал выступать за свой "Спартак". В 1959 году мне, Йожефу Сабо и Андрею Гаваши предложили играть за киевский клуб. За эту "акцию" нам здорово досталось от газеты "Комсомольская правда", которая обвинила закарпатцев в корыстолюбии и непатриотичности. Дело в том, что Сабо и Гаваши тоже хотели перетянуть в Москву.



    В "Динамо" вы играли под руководством аж трех тренеров…



    — Да, это Олег Ошенков, Вячеслав Соловьев и Виктор Маслов. Разные люди и характеры, разные методики и тренерские концепции. Но они все были личностями, большими мастерами своего дела и, как сейчас говорят, профи высокого класса. Однако это не спасло их от самодурства начальников и партийных околофутбольных деятелей. В Москве мы проиграли сильной команде "Локомотив". "Возмездие" наступило моментально. Нас, игроков, просто пожурили, а вот Ошенкова там же, в Белокаменной, сменил Соловьев. Все же труд этих замечательных тренеров не пропал — "Динамо" превратилось в суперклуб с реноме настоящей европейской команды. Больше всего я работал под руководством Виктора Александровича Маслова. Мы его величали Дедом, вкладывая в это прозвище свою любовь и уважение к его незаурядной личности. С виду суровый, немногословный и несколько замкнутый, он был добрейшей души человеком, закрывавшим глаза на некоторые наши "шалости" и даже срывы. Непосредственно тренировки проводили Виктор Терентьев и Михаил Коман. Маслов же наблюдал за занятиями и, как заправский дирижер, "заводил" нас репликами и окриками. Подбор игроков осуществлялся по технике, работоспособности и выносливости. Отношения мэтра с ребятами всегда были на равных.



    Играя в обороне, вы всегда умудрялись забивать голы!



    — Придя в "Динамо", я перепробовал все амплуа — начинал нападающим, играл хавбеком, наконец, после ухода из команды Голубева, занял его место центрального защитника, хотя страсть к атаке и жажду гола сохранил навсегда. Играя в защите, забил 15 мячей (по теперешним меркам — всего), но почему-то они всегда оказывались "фартовыми" и нужными в критической ситуации для команды. Тогда защитники крайне редко подключались к атаке, не то что сейчас. Возьмите тот же "Милан", его защитники Кафу и Каладзе очень часто рвутся к воротам противника, и небезуспешно. Из моих голов особенно запомнился один. В 1966 году на нейтральном поле в Тбилиси играли полуфинал Кубка страны с динамовцами Минска, кстати, всегда трудной для нас командой. Тяжелейший матч был: во втором тайме удаляют Толю Бышовца, нервы у всех на пределе, основное время катится к нулевой ничьей. Но за шесть минут до окончания ребята организовывают стремительную атаку, я подключаюсь к ней, получаю точный пас от Андрюши Бибы и забиваю победный гол — мы в финале.



    Какие футбольные сражения и перипетии оставили след в вашей памяти?



    — Всех, конечно, уже не припомню. Как-никак в составе "Динамо" сыграл 308 матчей, были выступления и за сборную Союза. Осенью 62-го сборная страны, в которую входили четверо киевлян — Базилевич, Лобановский, Серебрянников и ваш покорный слуга, совершала турне по странам Латинской Америки. В Рио-де-Жанейро мы проиграли сборной Бразилии — 1:2, хотя и вели в счете. Один из ответных голов забил Пеле. Проиграли в Сан-Паулу и местному "Сантосу", счет не помню, но два мяча нам "заколотил" тот же Пеле. Выдающегося футболиста опекал именно я, переживал свою неудачу, но зато получил отменный урок и сделал выводы. Играл я против Боба Чарльтона, знаменитых "торпедовцев" — Стрельцова и Иванова.



    Почему после ухода из "Динамо" в 1970 году не остались в Киеве? Ведь у вас была слава, престиж, квартира, налаженный быт, солидные связи.



    — Пусть это звучит банально, но я всегда тосковал по родным местам. И по прошествии многих лет о том, что сделал, не жалею.



    Как складывалась жизнь в Закарпатье?



    — Немного поиграл в команде "Мукачевприбор", тренировал ужгородскую "Говерлу", мукачевские "Карпаты", более двадцати лет работал с ребятишками в Мукачевской ДСШ — ведь я окончил Киевский инфиз. Сейчас я — вице-президент ужгородского футбольного клуба "Закарпатье", играющего в высшей лиге чемпионата Украины, правда, очень неудачно.



    Почему?



    — Сейчас большой футбол — это хорошо отлаженная индустрия, куда вкладываются солидные финансы, это касается и украинских клубов. Но, увы, во многих наших регионах футбол влачит жалкое существование из-за тотальной своей бедности. В таком положении находится и "Закарпатье". Приглашать хороших игроков мы возможности не имеем, своих уже не растим, так как детский футбол в области практически умер. Возьмем, к примеру, тот же когда-то футбольный Мукачево. Из города и его окрестностей вышло немало классных мастеров кожаного мяча. Сейчас же здесь футбол практически на нуле. Оба городских стадиона запущены. Детского футбола как такового нет. Вообще, скоро все забудут о нашей знаменитой футбольной школе, которая долгое время была, не побоюсь этого слова, донором украинского футбола.



    У вас в доме много охотничьих трофеев: кабаньи шкуры, оленьи рога, клыки, чучела птиц. Откуда они?



    — Охота — моя давняя страсть, а в Карпатах, где уйма зверья, для нее настоящий рай. Естественно, отстрел ведется строго по лицензиям и в разрешенное для охоты время. Она для меня чем-то сродни футболу. Та же страсть, увлечение, и в итоге все сводится к тому, кто кого перехитрит. Пользуюсь обыкновенной русской "ижевкой" и современной чешской "зброевкой".



    Что вам в жизни дорого, кроме футбола?



    — Семья. В этом вопросе ее я поставил бы на первое место. От "киевского" брака у меня дочь Тамара, живущая в Германии, под Штутгартом, воспитывает двух внуков и внучку: Сашу, Юру и Свету. Дважды наведывался к ним в гости, и было очень приятно. Моя супруга Катя преподавала всю жизнь химию и биологию, имеет звание заслуженного учителя, сейчас на пенсии и полностью посвятила себя дому. У нас замечательные дети — Роман и Юра, оба окончили Львовскую торговую академию и трудятся по специальности. У Юры и его жены Ренаты очаровательный сынишка Кристиан. Дети живут с нами…



    Беседовал Игорь Петров



    Кіевскій телеграфЪ

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору