ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Ливни и подтопления в Карпатах не редкость - но к ним не готовы..

    28 марта 2024 четверг
    34 переглядів

    Однако наводнения такого масштаба, как нынешнее июльское, фиксируются в среднем раз в полвека. Власти и местные жители никогда не бывают к ним готовы. Работы по предотвращению стихийных бедствий стабильно недофинансируются, поскольку выделять на эти цели бюджетные деньги центральная власть не считает нужным. Предприниматели не страховали свой бизнес от возможного подтопления, а местные жители — свою недвижимость и подсобное хозяйство.

    Количество людей, пострадавших от стихии в Западной Украине
    Количество людей, пострадавших от стихии в Западной Украине

    Не веря в возможные катастрофические последствия, многие люди даже не хотели эвакуироваться после получения предупреждения от Гидрометцентра.



    Лес рубят, река разливается



    Несчастье произошло из-за невероятного количества осадков, выпавших в Западной Украине в последние дни июля. «Регион очень рискованный с точки зрения метеопрогнозов, за трое-четверо суток выпала почти годовая норма осадков. А поскольку погода в предыдущие недели была сухой и жаркой, земля очень плохо впитывала воду», — рассказал «Эксперту» первый заместитель губернатора Черновицкой области Виктор Павлюк. Одна из главных причин огромных разрушений — бесконтрольная вырубка карпатских лесов. На горных трассах Прикарпатья залысины гор можно увидеть невооруженным глазом (местные жители зовут их «раны Карпат»). В некоторых местах места вырубки леса покрыты травой, в других как будто выжжены огнем. И это несмотря на то что с начала 2000-х годов действует запрет на сплошные вырубки. По словам начальника Государственного управления охраны окружающей природной среды Львовской области Богдана Матолича, паводку способствовали увеличение площадей вырубки лесных пород в горной зоне, несвоевременность посадки лесов на вырубленных участках и недостаточный присмотр за саженцами. При этом, по мнению экологов, объемы посадки лесов должны в два-три раза превышать вырубку. Павлюк считает, что такой варварский подход можно пресечь только жесточайшими штрафами за незаконно срубленные деревья и четким распределением сфер ответственности. «У нас как минимум четыре субъекта ведут лесное хозяйство,и каждый показывает пальцем на другого — леса агропромышленного комплекса, коммунальные леса, Гослесхоз, военные леса, лесосеки хозяйствующих субъектов. Никто не ведет плановой вырубки перезрелого леса, все стараются рубить ближе к дорогам. Часто наблюдается такая картина: недалеко от населенного пункта поляны с пеньками, а выше в горах — перезрелый лес, который давно надо вырубить», — говорит Павлюк. Действительно, удобнее и дешевле всего вывозить лес с подножья гор, где обычно расположены населенные пункты. Грунт, лишенный корневой системы деревьев, беспрепятственно сползает вниз, усугубляя последствия любого ливня, разрушает дороги и дома.







    Есть и другой рукотворный фактор — неконтролируемая добыча камня. Горные реки, чьи русла нестабильны и изменчивы, богаты гравием, очень востребованным в декорировании усадеб. Широко распространенное ранее изъятие камня в промышленных масштабах сделало течение горных потоков еще более непредсказуемым. Глава Выжнецкой районной госадминистрации Черновицкой области Александр Грындей уверяет, что после паводка подобная практика жестко пресекается, отряды милиции, «Беркута», ГАИ тщательно следят за ситуацией. А депутаты Львовского облсовета уже приняли решение обратиться в Генеральную прокуратуру относительно расследования причин стихийного бедствия, обусловленных хозяйственной деятельностью или бездеятельностью при ведении лесного хозяйства, и в случае выявления нарушений привлечь виновных к ответственности.



    Люди беспечно строят дома вблизи речной поймы. Такие постройки, не согласованные с БТИ, без учета планов развития населенного пункта, особенно уязвимы. «Генеральные планы селений необходимо откорректировать, а ответственность застройщиков и штрафные санкции — повысить, — говорит Павлюк. — Многие из шестисот разрушенных в области домов — самострой. Но я понимаю горе этих людей, они тоже признаны пострадавшими, и на улице их государство не оставит.»







    Вовремя принятые противопаводковые и противооползневые меры позволили бы значительно сэкономить на ликвидации последствий. Например, Черновицкая областная госадминистрация, как и все остальные администрации пострадавших областей, еще в прошлом году разработала соответствующие программы (рассчитанные на 2008–2012 и 2007–2014 годы), предусматривающие целевое финансирование строительства и реконструкции дамб и гидротехнических сооружений из местного и государственного бюджета. Кабинет министров финансирование не утвердил, и программы зависли в воздухе — потянуть такие расходы в одиночку местный бюджет не в состоянии. Теперь государству, сэкономившему несколько десятков миллионов гривен, придется потратить миллиарды. К примеру, если ремонт дамбы в селе Розтоки Черновицкой области стоил бы менее миллиона гривен, то ликвидация последствий недавнего наводнения обойдется уже в одиннадцать миллионов.



    Зато страховые компании особо не пострадали, поскольку подавляющая часть пострадавшего имущества не была застрахована. Например, торговцы Калиновского рынка в Черновцах, полностью затопленного стихией, понесли огромные убытки. Однако страховых компенсаций владельцам пострадавшего товара не будет. «Более половины предпринимателей рынка брали кредит в банках, но большинство из них в залог оставляли не товар, а недвижимость или машину. Если товар и был застрахован, то только от пожара. В этом случае страховые компании спокойно умывают руки», — считает заместитель мэра Черновцов Евгений Прокопец. «Страхование, как и забота о собственном имуществе, к сожалению, пока не вошло в традицию местного населения», — отмечает Грындей. «Люди, работающие на рынке, были заранее предупреждены о наводнении, но пренебрегли предупреждением. Они не верили, что будет такая высокая вода. Наводнение 2006 года подтопило рынок только на шестьдесятвосемьдесят сантиметров, а в этот раз уровень воды стоял на отметке в три метра», — говорит глава Садгирского райсовета Юрий Бурега (именно его район пострадал в городе более всего).





    Сколько стоит хата



    Отрезанными от внешнего мира районы были недолго — сообщение восстановили через три дня. В некоторые села, где вода полностью разрушила мосты, самое необходимое — воду и хлеб — доставляли через протянутый над бурлящим потоком трос. По словам Александра Грындея, приоритетные направления для местной власти — восстановление жилья, хозяйственных сооружений и огородов местных жителей. Ремонтируются старые дороги и строятся новые (руки до которых до наводнения не доходили), возводятся дамбы. Воссоздание инфраструктуры во всех пострадавших областях должны завершить к концу осени. С помощью военных сооружаются временные мосты. Однако во время торжественного открытия такого моста в селе Стара Жадова (Черновицкая обл.), отстроенного при участии войск Западного оперативного командования и курсантов-контрактников Каменец-Подольского инженерно-военного института, выяснилось, что его собираются эксплуатировать на постоянной основе. Для этого даже снизили норматив тоннажа проходящего по нему транспорта.







    Местные чиновники колесят по пострадавшим районам, инспектируя ход восстановительных работ. Им не позавидуешь. Дороги в Карпатском регионе даже без всякого наводнения — почти одни ямы и колдобины, а в некоторых местах проехать можно только на внедорожнике. Местная власть себе такой роскоши позволить не может. Несмотря на довольно быстрое восстановление общей инфраструктуры, обстановка на местах тяжелая. Многие жители, потерявшие дом, огород или подсобное хозяйство, вынуждены временно ютиться у родственников в своем или соседнем селе, в госпитале МЧС или местной больнице. Лишившимся крова селянам предлагается либо денежная компенсация, либо строительство жилья по типовому проекту. Единого решения вопроса нет: если в одном населенном пункте большинство пострадавших выбрали денежную компенсацию, то в другом решили подождать строительства новых домов. Очевидно, выбор селян зависел и от степени доверия к местной власти.



    Впрочем, многие недовольны размерами помощи и не согласны с оценками убытков. В частности, предъявляются большие претензии к работе комиссий по оценке ущерба — на каких-то подворьях они появлялись в отсутствие хозяев, гдето отказывались признавать паводок причиной разрушения строений. Иногда, по мнению потерпевших, занижалась категория разрушения: вместо второй категории члены комиссии вписывают третью — так дешевле. Много и таких случаев, когда дом и хозяйственные постройки не были зарегистрированы в БТИ. Чтобы снизить социальное напряжение, в прошлую среду правительство приняло решение об увеличении выплат семьям в Западной Украине. Те, у кого стихия полностью разрушила жилье, получат не две тысячи гривен за квадратный метр, а 3800 гривен. Увеличены также компенсации на ремонт и отменено положение о том, что будут восстанавливаться дома площадью не более 60 квадратов.



    По состоянию на 18 августа не осталось ни одного подтопленного населенного пункта или жилого дома. Более тысячи семей, потерявших свои дома, вынуждены ютиться у родственников или в палатках у спасателей

    Жительница села Стара Жадова Василина Тодорюк, чей дом затопило уже восьмой раз, не понимает, почему сельсовет определил ей компенсацию в размере лишь пяти тысяч гривен. Она с дочкой вынуждена спать на чердаке, поскольку первый этаж уже непригоден для проживания, и все восстановительные работы в хате они проводят своими силами. Много скандалов возникает по поводу строительства нового жилья для потерявших крышу над головой. Некоторые хотят получить дом больше, чем у них был до несчастья. Другие оценивают обстановку более реалистично. Так, жительница села Чорногузы (Черновицкая обл.) Галина Степанова лишилась своей хаты из-за большого оползня, случившегося в селе через пару дней после проливных июльских дождей. В целом она довольна тем, как идет строительство ее нового дома, но не знает, что будет с хозяйственными сооружениями. Некоторые ее односельчане, чьи дома оползеньминовал, тоже претендуют на новое жилище, хотя их участки признаны находящимися в безопасной зоне.



    Список районов и населенных пунктов Винницкой, Ивано-Франковской, Закарпатской, Львовской, Тернопольской и Черновицкой областей, которые объявлены зоной чрезвычайной экологической ситуации

    По состоянию на 18 августа не осталось ни одного подтопленного населенного пункта или жилого дома. Подсчитано, что от наводнения разрушено 22 226 домов. В 48 пострадавших городах и селах полностью возобновили работу водопровода, все 544 населенных пункта подключили к электроснабжению. Без газа остается всего 18 сел из 192 пострадавших. К восстановительным работам привлечено несколько десятков строителей, спасателей и инженеров. В ликвидации последствий наводнения задействованы почти четыре тысячи местных жителей.



    Нет места критике



    Люди беспечно строят дома вблизи речной поймы. Несогласованные с БТИ, без учета планов развития населенного пункта, такие постройки особенно уязвимы

    В позапрошлое воскресенье, очередной раз посетив пострадавший от паводка регион, президент Виктор Ющенко высказал недовольство темпами восстановления и инициировал срочное проведение внеочередного заседания правительства и Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). В понедельник Кабинет министров не собрался — премьер был в отпуске, а первый вицепремьер решил потратить время на совещание, посвященное подготовке собрания Совбеза и отражению критики со стороны главы государства. На заседании СНБОУ все ждали разгромного выступления Ющенко по поводу действий правительства, начиная с нехватки средств и заканчивая продолжающейся рубкой деревьев. Однако этого не произошло. Правительство заранее приняло все возможные решения, направленные на минимизацию последствий паводка, — от упрощения тендерных процедур до распределений по объектам средств на ремонт мостов и дамб. И хотя работа Кабмина в проекте решения СНБОУ все-таки была признана недостаточной, Виктор Ющенко об этом ничего не сказал и до сих пор его не подписал. Таким образом, секретариат президента держит правительство в напряжении. «На заседании Совбеза было решено подготовить в начале сентября комплексный план действий органов власти на сентябрь-октябрь по возобновлению полноценной жизни и деятельности населения на подтопленных территориях», — заявил первый заместитель секретаря СНБОУ Степан Гавриш. Это означает, что в ближайшие два месяца темпы восстановительных работ не снизятся: автодорожники продолжат ремонт дорог и мостов, строители будут восстанавливать школы и больницы, а все потерявшие дома жители до середины ноября смогут переселиться в новые.



    Разлившиеся реки вошли в свои берега, солнце высушило затопленные поля и огороды, в пострадавших районах есть электричество, газ и связь с внешним миром, да и эпидемий удалось избежать. То, что было сделано для ликвидации последствий стихии, учитывая украинские реалии, — почти чудо. В государственном бюджете нашлись необходимые средства. Накаленные отношения и конкуренция за западный электорат между премьер-министром Юлией Тимошенко и президентом Виктором Ющенко подстегивали обоих к скорейшему решению проблемы — они наперегонки предлагали увеличить цифры субвенций, суммы компенсаций, часто ездили в регионы. Все это произвело положительный эффект — госмашина завертелась, и первые результаты и успехи в ликвидации чрезвычайной ситуации налицо. Безусловно, синергия усилий Ющенко и Тимошенко дала бы пострадавшим значительно больше, но возможно, что политическая стабильность в Киеве лишь расслабилабы политиков. И темпы ликвидации напоминали бы 2001 год, когда к активным действиям по устранению последствий наводнения в Закарпатье приступили через два месяца после происшествия.



    експерт UA-Reporter.com

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору