ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Знаменитая водяная кузница "Гамора" в Закарпатье пока не стала объектом заботы государства

    28 марта 2024 четверг
    124 переглядів
    Водяная кузня-музей "Гамора" в закарпатском Лисичево.

    Трехсотлетняя, единственная в Европе — эти эпитеты в адрес «Гаморы» — водяной кузницы в Лисичеве, появившиеся в последнее время в ряде СМИ, просит прекратить Всеукраинский союз кузнецов. Он утверждает: кузнице на самом деле 150 лет. И призывает всех небезразличных серьезно взяться за спасение раритетного объекта. («Гамора» — от немецкого «gammer» — молот.)

    СТАРЫЙ КУЗНЕЦ МОТЫГИ НЕ ПОРТИТ
    Второй год кряду члены творческого союза провели в Лисичево мастер-класс. На установленных во дворе наковальнях мастера делали основу авторских работ. Заключительные штрихи выполнял водяной молот «Гаморы».
    Кузнец Михаил Пилипчинец считает, что во всем Лисичеве нет ему достойного конкурента. Фото автора У Довжанского государственного лесоохотничьего хозяйства памятник народной инженерии арендует чета предпринимателей Петровций. Она обязалась обеспечить бесперебойный производственный процесс. В цехе изготавливают мотыги, лопаты. Качество не удовлетворяет огородников. 66-летнюю Вильму Черничко «ВЕДОМОСТИ» застали как раз за прополкой. Говорит, у мотыг разваливаются ушки, слабые они, к тому же совсем не острые. У предшественников получалось намного лучше.
    На празднике встречаю 81-летнего Людвика Ламера, который в «Гаморе» работал кузнецом с 1942 по 1981 годы. Прадед Ламера, выходец из Австрии, когда-то построил кузницу за свои деньги. Поэтому сельчане советуют деду Людвику добиваться ее возвращения в частную семейную собственность.
    Ученик Ламера — Михаил Пилипчинец — работает четверть века. Говорит, что учитель утаивал от него секреты ремесла, поэтому пришлось осваивать самому (Людвик Ламер на это реагирует словами: «Такого медведя невозможно было научить танцам»), и если бы не он, давно бы все пошло прахом. Удалось сохранить все старые экспонаты. В это время Ламер во дворе в плотном кольце показывает свое ноу-хау — кремень, еще какие-то материалы для добычи огня. Восхищенные молодые кузнецы приглашают деда к праздничному столу.
    В это время в кузнице от зрителей негде яблоку упасть. Все хотят унести отсюда подковы. Деньги суют в карманы кузнеца, кто сколько может. Бедолаги не ведают, что счастье приносит только найденный «полумесяц», слетевший с лошадиного копыта. (Кстати, вручили подкову и недавно побывавшему здесь Виктору Ющенко.) Лошадей в Лисичево становится все больше, хозяева сетуют, что работники «Гаморы» не могут прилично подковать, приходится это делать в другой кузнице на окраине Лисичево.
    Воды речушки Лисичанки, попадая в жолоб плотины, падают вниз, приводя в движение огромное дубовое колесо, а от него вращается громадный молот. Струя регулируется, молот сильно ударяет по изделию, как барабанная дробь. Кудесником выглядел Михаил Пилипчинец, умело дирижирующий действиями своего помощника, такого же, как и он, пенсионера.
    ПРОЦВЕТАЛ КУЗНЕЧНЫЙ ЭКСПОРТ
    В последние годы стараюсь не пропускать ни одного большого праздника в «Гаморе». Кажется, все уже увидел, узнал, но нет — каждый раз открываешь неизведанное. Эйфория постепенно ушла. Впервые приехавших сюда потчуют легендами о 300-летнем возрасте «Гаморы», а не исторической правдой. Лучше всего подходит к этому украинское слово «гамір». 300 лет назад в Лисичеве возникла мануфактура по производству бумаги. В 50-х годах XIX столетия ее переоборудовали в металлообрабатывающее предприятие по производству сельхозорудий. Тогда там установили купольную печь, вальцовочную машину, станки, несколько кузниц. На одной из них — «Гаморе» — в то время насчитывалось пять водяных колес, работали 15 мастеров, столько же помощников, в основном приезжие австрийцы, словаки. Вместе с аналогичным предприятием в соседнем селе Довгое за год производилось 100 вагонов литья, 120 тысяч лопат, мотыг. Продукция продавалась по всей Венгрии (в ее составе в то время пребывало Закарпатье), экспортировалась в соседние Румынию, Сербию. Таким образом, «Гаморе» 150 лет. Плита на ней гласит, что это памятник кузнечного производства XIX века.
    «Никакая она не единственная действующая в Европе», — восклицает ужгородский кузнец Сергей Тяско, такие же старые водяные действующие он видел в Швейцарии, Германии, Австрии. Сергей — один из организаторов фестивалей кузнечного мастерства на территории «Гаморы». Таким образом хоть как-то хотят помочь ей не захиреть окончательно. В советские времена кузница работала в три смены. В коллективе доминировали словаки. Сейчас тут действует одно колесо и один молот. Никак не запустят «вторую линию». На каждом празднике кузнец Михаил Петровций рассказывает, что скоро начнет действовать второй молот, для работы на нем готовят группу из числа выпускников местной школы. Но половину кузницы по-прежнему занимает склад со всяким хламом.
    НАПОМИНАНИЕ МИНКУЛЬТУ
    Арендаторы Ольга и Михаил Петровций (она — учительница украинского языка в местной школе, он — предприниматель) твердят: сумели возобновить поврежденную двумя наводнениями «Гамору». Посетители жаждут одного — подковы на счастьеНедавно перед праздником вышел из строя молот, пришлось спешно его ремонтировать. Большая вода дважды сносила защитную плотину, и чтобы ее насыпать, привлекли многих жителей села. Арендаторы обновили фасад, заново перекрыли крышу. Сделали это неудачно, шифером. Районная госадминистрация требует вернуть кузнице первичную деревянную крышу. Супруги Петровций разводят руками: таких больших средств у них нет. В то же время во дворе открыли три торговые точки. Председатель Иршавской райгосадминистрации Максим Хохлов не скрывает своего недовольства: «Мы видим, что нам надо выделить кузницу в отдельный объект. В ближайшее время возьмем ее на полное гособеспечение, поскольку арендаторов больше интересует торговля под прикрытием «Гаморы».
    Понятно, семейная чета куда лучше беспокоилась бы о водяной кузнице, если бы та стала их частной собственностью. Власти твердят, что законодательство запрещает приватизацию. Но почему «Гамора» до сих пор не имеет музейного статуса? Здесь нет входных билетов. Посетители по желанию могут заплатить или самому кузнецу, или директору. Восхищенный увиденным в кузнице Виктор Ющенко дал поручение Минкульту подготовить необходимые документы для открытия здесь музея. Тогда внеочередные президентские выборы были на носу, много лилось обещаний. А руководители областного и районного управлений культуры давно могли бы сами добиться функционирования музея в Лисичево. В селе также планировали построить гостиницу, но все оказалось фикцией.
    Большинство мужчин из села трудятся на стройках Словакии, Чехии, России и там хвастаются водяной кузницей, но вкладывать деньги в малую родину пока не хотят. На фестивалях и праздниках, проводящихся возле «Гаморы», зарабатывают все, кроме самой «старушки». Внутри она выглядит оставленной без присмотра детьми и не определенной государством в дом для престарелых. Никому нет дела до нее. Все вокруг поют, танцуют, поднимают тосты в ее честь, забыв, что виновницы нет на балу. Вот у входа играет духовой оркестр из села Доробратово. Зрители бросают деньги в футляр скрипки. «На что идет сбор пожертвований?» — спрашиваю худрука Ивана Югаса. «Мне никто не говорил копить на «Гамору», собираем для своих надобностей и на церковь», — отвечают.
    На нынешнем празднике все же по-доброму удивило одно новшество: все продавцы в вышитых сорочках. В народную одежду, правда, забыли приодеть работников кузницы.
    "Киевские Ведомости"

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору