ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Подкарпатская Русь на пути восстановления. Часть первая

    24 апреля 2024 среда
    25 переглядів

    Русины сумели, несмотря на многовековые усилия по их ассимиляции, не только сохранить свою национальную и духовную самобытность, но и остаться островком православной русской цивилизации в центре Европы

    История Подкарпатской Руси является частью национальной истории русского народа, а современное отчаянное положение закарпатских русинов является частью трагедии разделенной русской нации.

    Исторический аспект карпаторусского вопроса.

    Историческое имя карпатской ветви русского народа - угро-руссы. Угры (мадьяры), будучи еще язычниками, пришли на Тиссо-Дунайскую равнину ок. 896 г., где и попали под культурное влияние православного старорусского народа, поселившегося на южных склонах Карпат по меньшей мере с VI века и являющегося старейшим, «материнским» русским субэтносом. Первые угорские короли полностью признавали за угро-руссами их религиозные, национальные и политические права до тех пор, пока в Угрии преобладало православное (византийское и русское) влияние над латино-немецким. Оказав важные услуги мадьярам при завоевании Угрии, угро-руссы занимали ключевые должности в венгерском королевстве. Исследователь Карпатской Руси проф. Ф.Аристов отмечает, что сами должности при угорском дворе носили славяно-русские названия, например: воевода, стольник и проч. Принципиально важным является тот факт, что соединенный в одну область утро-русский народ имел также национальное самоуправление, избирая ежегодно своих старшин под названием князей и крайников.

    Угро-руссы были крещены в течение IX века, раньше, чем остальная Русь, и после отпадения от Православия Римского Патриархата в 1054 г. оставались верны Православной Церкви. Первое давление на православных угро-руссов было осуществлено мадьярским королем Стефаном. В ответ на притязания католиков, отнимавших у православных храмы и насильно перекрещивающих угро-руссов в латинство, разгорелось первое угро-русское восстание под предводительством Купы Стренчаника, Уйки и Киамы, которое было жестоко подавлено. После татарского нашествия в 1241 году Угорская Русь долго находилась в запустении.

    Лидером национального возрождения Руси Подкарпатской стал в XIV веке князь Федор Кориатович – выходец из литовско-русской династии Гедеминовичей на службе угорского короля Карла-Роберта 1. Князь Федор получил Мукачевское и Маковицкое владения, где создал русское княжество. Окружив себя подвластными русскими вассалами, князь возглавил антикатолическое восстание угро-русского народа, благодаря чему у него и доныне сохранилось православно-русское самосознание. При князе Федоре угро-русский народ восстановил свои политические и экономические права.

    В 1526 г. (после битвы при Могаче) Западная Угрия вместе с Угорской Русью отошла под власть Австрии. С 1614 года начинается и по 1649 год продолжается отчаянная борьба угро-руссов против попыток унии. Первое время униаты просто изгонялись ими, однако в 1649 году 63 русских священника подписали документ об унии с Римом, после чего подтвердились обструкции со стороны народа. На какое-то время православный народ остался без епископов и внешне подчинился униатам, но при первом же всплеске карпаторусското национальното движения вновь стал возвращаться к отеческой вере.

    Карпаторусское национальное движение сразу же активизировалось при малейших послаблениях австрийской ассимиляторской политики. Так, как только императрица Мария-Терезия разрешила преподававать в униатских семинариях на русском языке и произносить проповеди по-русски, сразу же начали свою просветительскую деятельность знаменитые угро-русские «будители» - Иван Орлай (1770-1829), Михаил Балудянский (1764-1847), Петр Лодий (1764-1829), Юрий Венелин (1802-1839). Эти карпаторусские интеллигенты вследствие австрийских репрессий при императоре Леопольде II переселяются в Россию. Лодий стал ректором С-Петербургского университета, Балудянский - воспитателем великого князя (будущего императора Александра I). Орлай - доктор философии Кенигсбергского университета, почетный член Российской Академии наук, действительный член общества Истории и Древностей Российских - важен для нас как первый карпаторусский историк. Угро-русским национальным катехизисом стала его статья «История о карпато-россах или о переселении россиян в Карпатские горы и о приключениях с ними случившихся» («Северный вестник», 1804 г.). А Венелин сделался одним из основоположников русского славянофильства, воспитав притом виднейших русских общественных деятелей Ивана и Константина Сергеевичей Аксаковых.

    Здесь следует особо подчеркнуть, что русское славянофильство формировалось вообще двумя потоками: великорусским, духовно окормляемым оптинскими монахами, и западнорусским, сложившимся на Карпатской Руси. Крупнейшими русскими национальными идеологами являются, кроме вышеупомянутых, галицко- и угро-русские просветители - Адольф Добрянский, Иоанн Наумович, Александр Духнович и многие другие.

    Важнейшей фигурой карпаторусского возрождения является Александр Духнович (1803-1865) - литератор, просветитель и историк. Наиболее известное его произведение – «Истинная история карпато-россов» (рукопись помечена 1853 г., напечатана в Москве в 1914 г.). Национально-политическим credo всех карпаторусских интеллигентов была идея национально-культурного единства с остальными русскими. В целях просвещения карпатороссов Духнович пишет «Сокращенную грамматику русского языка».

    К разработкам «украинского» литературного языка Духнович относился жестко и издевательски, называя его «безправною, простою служанкою безазбучного, валяющегося по корчмам и по вольным домам». Вообще по поводу украинофильского литературного и политического сепаратизма, культивируемого тогда австрийскими властями, Духнович писал: «Простите братья, не оскорбляю никого, но сказати должен я правду, что в тех ваших украинских повестях нет доброго вкуса». 0тносительно «украинской» орфографии, насильственно введенной в Австрийской Галичине, Духнович указывал, чтобы книги не были писаны «по новой немецко-галицко-русской ортографии, бо у нас тую ортографию и мужик не терпит». Духнович является автором народного гимна Угорской Руси. За свои убеждения Духнович преследовался мадьярами, до конца своих дней находясь под постоянным полицейским надзором. Следует отметить двух других карпаторусских «патриархов»- Адольфа Добрянского-Сачурова (1817-1901) и Ивана Раковского (1815-1885).

    Добрянский был крупнейшим историком, богословом и политическим лидером угро-руссов. Им созданы знаменитые манифесты: «Проект политической программы для Руси Австрийской» (18 7 1 г), «О современном религиозно-политическом положении австро-угорской Руси» (1885 г.). «Наименование австро-угорских русских» (1885 г) «Материалы для памятной записки галицких русских» (1885 г.). «Программа для проведения национальной автономии в Австрии» (1885 г.). Как богослов Добрянский (формально оставаясь греко-католиком, был апологетом православия и единомышленником А.Хомякова, вместе с ним полемизировал с российскими либералами.

    Проф. А.Будилович (друг и зять Добрянского) написал работу «Об основных воззрениях А.И.Добрянского». Представляется уместным привести небольшой отрывок из нее: «Добрянский был непримиримым врагом язычного раскола в среде ветвей русского народа. Возникновение и распространение у малорусов и червонорусов особого образованного языка, как бы плеонастического дублета для языка Пушкина и Гоголя, он считал предательской изменой и вековым преданиям русского народа, и кровным интересам как этого народа, так и всего греко-славянского мира», Иван Раковский более других угро-русских писателей и народных деятелей потрудился над распространением в Угорской Руси общерусского литературного языка. По этому вопросу он высказался следующим образом: «Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочувствие к литературному соединения с прочей Русью. У нас... никогда и вопроса не было по части образования какого-нибудь отдельного литературного языка» (газета «Светъ». Ужгород, 1868).

    Другая великая заслуга Раковского - это возрождение православия. Сам он, будучи священником-униатом, не решился открыто порвать с Ватиканом, однако воспитал свой приход в преданности восточному христианству и русскому национальному самосознанию. После его смерти жители села Иза, где служил Раковский, в открытую перешли в православие, вслед за чем, собственно, и начался крестный путь Подкарпатской Руси. Против крестьян Изы было возбуждено два политических процесса (так называемые 1-й и 2-й Мармарош-Сигетские процессы). А впереди подкарпатских русинов ждали бессудные убийства, тюрьмы, ссылки и концлагеря - такие, как Талергоф и Терезин.

    Угорская Русь первой половины XX века породила такого духовного лидера, как иеромонах Алексий (Кабалюк), ставший во главе массового движения карпатороссов за. возвращение в православие, охватившего всю Подкарпатскую Русь.

    Когда Австрия распалась, Подкарпатская Русь была единодушна в своем желании воссоединиться с Россией. Но в России в то время уже хозяйничали большевики, на Подкарпатской же Руси поддерживали белых, стоявших, в отличие от интернационалистов-большевиков, на русских национальных позициях. Все это сделало невозможным воссоединение Подкарпатской Руси с Россией в то время.

    Ей пришлось выбирать одну из четырех открывшихся перед ней возможностей и принять решение о своем будущем:

    1.Войти в состав новосозданной Западно-Украинской Народной республики (Галичины). Провозглащая ЗУНР, ее вожди продекларировали и вхождение в ее состав Подкарпатской Руси, не будучи никем уполномоченными и не имея на то ни морального, ни юридического права. Никакого волеизъявления на этот счет народа Подкарпатской Руси не было. Больше того: связывать сбою судьбу с правительством ЗУНР. состоящей из «украинцев» - русоненавистников, у карпатороссов не было и не могло быть никакого желания.

    2. Остаться в составе Венгрии на положении федеративной Карпато-Русской республики или автономной области. К этому решению склонялась весьма незначительная и неавторитетная часть угро-русской интеллигенции – «мадьяроны», и этот вариант был отброшен как непопулярный и бесперспективный:

    3. Обрести полную независимость, создать государство «Подкарпатская Русь». Карпатороссы, основываясь на провозглашенном тогда державами-победительницами принципе самоопределения нации, имели тогда и имеют сейчас на это полное право. Но практически это было невозможно, ибо Антанта-победительница фактически диктовала свою волю и кроила карту Европы, не особенно считаясь с самоопределением народов и руководствуясь собственными соображениями. По отношению к Подкарпатской Руси ставилась цель не допустить ни в коем случае ее самостоятельности, ибо было более чем вероятно, что она, став независимой, пожелает в той или иной форме соединиться с Россией.

    4. Четвертый вариант решения будущего Подкарпатской Руси состоял в том, чтобы включить ее на положении субъекта федерации в. состав вновь образованной Чехо-Словацкой республики. Этот вариант и был принят. Карпатороссы помнили москвофильство «младочешской» партии (вспомним «славянские съезды» в Праге), но Чехословакия жестоко обманула Подкарпатскую Русь.

    Подкарпатская Русь была присоединена к Чехословацкой республике согласно международному договору, подписанному 10 сентября 1919 г. в Сен-Жермене Великой Антантой и присоединившимися к ней державами, с одной стороны, и представителями Чехословацкой республики - с другой. От имени Чехословакии договор был подписан д-ром Бенешем, ставшим потом президентом страны.

    Сен-Жерменским договором Подкарпатской Руси была гарантирована «полнейшая степень самоуправления, совместимая с понятием единства Чехословакии» (ст. 10). Подкарпатской Руси должен был быть предоставлен свой собственный законодательный сейм (в ведение которого должны были входить все вопросы, касающиеся языка, школы и вероисповеданий, местной администрации, и все другие вопросы, определенные законами чехословацкого государства) и автономное правительство, ответственное перед сеймом (ст. 11). Во главе администрации должен был быть губернатор, назначаемый президентом республики и ответственный перед карпаторосским сеймом (ст. II). Чиновники в Подкарпатской Руси должны назначаться, по возможности, из местного населения (ст. 12). Сен-Жерменский договор гарантировал Подкарпатской Руси право быть соответствующе представленной в чехословацком парламенте (ст. 14). Контроль за выполнением Договора вменялся Лиге Наций (ст. 14),

    Все эти установления были проигнорированы Чехословакией. Вопреки договору Подкарпатская Русь была разделена между субъектами федерации: ее часть (так называемая Пряшевская Русь с 250 тысячами карпатороссами) была присоединена к Словакии. Никакого сейма создано не было. На руководящие должности в администрации назначались чехи.

    Чехословацкое правительство начало проводить искусственную украинизацию Карпатской Руси, видя в этом средство для отсрочки предоставления автономии и ослабления национально-культурного единства карпатороссов. Правительство специально выписывало и командировало в Закарпатье галицийских «самостийников». Вплоть до 1937 г. был запрещено преподавание в школах на русском языке. «Самостийники» имели в Чехословакии три учебных заведения, финансируемые правительством: карпатороссы - ни одного. Галицкие самостийнические издательства, культурные общества также финансировались за счет государства, в то время как проф. Г.Геровский, крупнейший карпаторусский лингвист находился в 1936 г. под домашним арестом.

    Невзирая на систематическую двадцатилетнюю политику насильственной украинизации, осуществлявшейся силами чешского правительства, римско-католической церкви, социал-демократов и коммунистов, результаты украинизации к 1938 г. оказались ничтожными. Из 8 депутатов и сенаторов, представлявших русский народ в чехословацком парламенте, семеро были русские патриоты, и только один, избранный чешскими и мадьярскими избирателями, считал себя украинцем.

    На Пряшевской Руси, переданной Словакии, все население голосовало за русских депутатов. «Украинцы» даже не осмеливались выдвигать своих кандидатов. А на референдуме, проведенном на Подкарпатской Руси в 1938 г., 76 % опрошенных высказались за русский язык как язык официальный, язык преподавания и т.д. В политической жизни только те партии могли существовать на Подкарпатской Руси, которые поддерживали русскую идею.

    8 мая 1919 г. была создана Русская Народная рада. Количественно самой сильной русской партией был автономный Земледельческий Союз, вождем которого был Андрей Бродий. Интересы карпатороссов отстаивала также Аграрная партия. В 1938 г. АЗС и Аграрная партия объединились в Русский блок. В1938-39 гг. перед лицом гитлеровского нашествия Чехословакия пошла на уступки - в мае 1938 г. была провозглашена автономия Подкарпатской Руси. Было создано первое автономное правительство Подкарпатской Руси (октябрь 1938 г.), в котором А.Бродий стал председателем Совета Министров и министром народного просвещения.

    К сожалению, впервые созданное, русское правительство совершило серьезную ошибку, включив в своей состав проукраинского политика Августина Волошина, ставленника гитлеровской Германии. Менее чем через три недели после образования карпаторосского правительства премьер-министр Бродий был арестован, а премьером назначен Волошин. Вот как описывает историю этого переворота карпаторосский лидер А.Геровский: «Я немедленно, тут же из президиума югославского министерского совета позвонил в Прагу министру иностранных дел Хвалковскому. Его в министерстве не оказалось, и вместо него со мной разговаривал его заместитель д-р Масаржик. На мой вопрос, на основании какого права чешское правительство могло арестовать главу автономного карпато-русского правительства и назначить на его место человека, к которому большинство русских Карпатской Руси не имеет никакого доверия, д-р Масаржик ответил, что чешскому правительству пришлось это сделать потому, что ему «так было приказано свыше». Когда я выразил свое удивление по этому поводу, Масаржик прибавил: «Нам пришлось сделать еще и что-то другое, что нам было гораздо более неприятно». А на вопрос, что под этим следует подразумевать, он ответил: «Им, т.е. Германии, должны были предоставить экстерриториальную дорогу, соединяющую Бреслау с Веной через нашу территорию».

    Волошин переименовал Подкарпатскуую Русь в «Карпатскую Украину» и возмечтал сделать из нее «Пьемонт» для создания «Великой Украины». Однако в 1938-39 гг. нацисты отдали Подкарпатскую Русь Венгрии. Для русинов был создан концентрационный лагерь в Рахове, где охранниками и палачами были галицийские «сичевые стрельцы».

    Православный вопрос на Подкарпатской Руси.

    Не менее ожесточенно происходила борьба за духовную свободу Подкарпатской Руси. Согласно Сен-Жерменскому договору церковные отношения регламентировались карпаторусским правительством. Огромную роль в невыполнении Чехословакией Сен-Жерменского договора сыграла чешская римско-католическая клерикальная партия «Лидова Страна», возглавляемая кардиналом Шрамеком, и римско-католическая партия патера Тиссо, примкнувшая затем к Гитлеру. Шрамек поддерживал Масарика, а затем Бенеша - лидеров Чехословакии при условии, что правительство будет подавлять Православную Церковь и не предоставит автономию Подкарпатской Руси.

    Склеенная насильно греко-католическая конфессия при ослаблении государственной поддержки начинала разваливаться. Карпатская Русь начала сбрасывать униатское ярмо еще в конце XIX века. Даже австро-венгерский геноцид не смог остановить этот процесс. Православные христиане мадьярской части Австро-Венгерской империи находились в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 20-е годы Сербия стала «второй Россией». Эта братская держава приютила и армию генерала Врангеля, и Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви за границей. Самую братскую поддержку оказала Сербская Церковь и Карпатской Руси - туда был направлен епископ Нишский Досифей: после многовекового ватикано-униатского гнета это был первый православный епископ на Подкарпатской Руси. В 1921 году, как только Досифей прибыл на Карпаты, около миллиона человек покинуло унию и вернулось в Православие. Опорой Досифея стал архимандрит Виталий (Максименко - бывший начальник типографии Почаевской Лавры, знаменитый миссионер и лидер правых русских партий, ученик митрополита Антония (Храповицкого)

    Чешское правительство поддерживало унию, пыталось спровоцировать раскол в Православной Церкви. Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис) - сторонник «реформации», поддержавший советских обновленцев в борьбе с Патриархом Тихоном, пытался подчинить себе в 1928 г. всех православных христиан Чехословакии, поставив туда своего архиепископа Савватия. Однако авторитет еп. Досифея, арх. Алексия (Кабалюка) и о. Виталия (Максименко), сплоченность карпатороссов и помощь братской Сербии позволили нейтрализовать эти действия.

    Во время второй мировой войны епископ Досифей попал в плен к хорватским усташам. Фанатично настроенные католические активисты таскали его за волосы по улицам Загреба. Владыка умер от пыток.

    К.Фролов

    Продолжение следует...

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору

    Комментарии

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    cy mate email adres do o. sydora? proszu podajte hev(!!!)

    jak mozna im pomahaty v totmu velykomu i istorycznomu szahu?

    ne zdy lem oden z druhym, toto istorycznyj moment.

    slava

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    Автору предыдущего поста:жму руку и присоединяюсь.Статья похожа на провокацию,того-же СБУ.Кому-то хочется русинскому движению дать лейбл"пятой колоны",что-бы пришить сепаратизм.

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    Не надо продолжения... Ваша ложь не столь чудовищна, чтобы быть похожа на правду! До д-ра Геббельса Вы явно не доросли. НИКОГДА русины себя русскими не считали. Украинцами, правда, тоже! В графе "Национальность" у моих родителей было записано "Русин", а не "Русский". И язык наш хоть и славянского происхождения, но развивался вне соприкосновения с русским или украинским т.к. в составе России мы никогда не были. Христианство мы приняли вместе с венграми из Византии лет на полтораста раньше русских. Отец первого венгерского короля Гейза крестился сам и крестил своего сына Вайка по византийскому обряду и дал ему имя Иштван который в последствии стал первым официальным королем Венгрии, а после смерти - св. Иштваном.
    В унию мы никогда не входили и сейчас Закарпатская ГКЦ к УГКЦ не принадлежит. Она всегда существовала отдельно. Наш патриарх Мирослав Шашик в юридическом смысле подчиняется Ватикану, а не УГКЦ. Да Вы и сами говорите, что православные Подкарпатской Руси принадлежали Сербской ПЦ, но никак не к РПЦ в сотав которой русинское православие вошло НАСИЛЬНО после Второй Мировой войны.
    И с языками у Вас накладка. Не молились русины на Россию и на русском языке. Мой дядя, проф. духовной семинарии, не знал русского языка, а преподавал на русинском. Молились они на т.н. старо-славянском языке котор. пришел в Россию из Болгарии. Кстати, болгарский язык куда больше похож на русский, чем русинский. Не хотите ли Вы на этом основании примантачить Болгарию к России?
    У вас очень много накладок, все перекручено с ног на голову. Много бы рассказывать, да говорить не о чем.
    Не пишите Вы продолжения, не путайте людей , не усложняйте и без того сложную обстановку в Подкарпатской Руси.