ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Украинцы живут в Словакии сколько себя помнят...

    28 марта 2024 четверг
    35 переглядів

    А помнят они себя одиннадцать веков, с тех времен, когда волна русских племен, преодолев Карпатские горы, покатилась долинами Закарпатья и вляглася аж под Татрами.

    Географической языке - это путь длиной 250-300 километров западнее Ужгорода. Тогда здесь образовалось около трехсот малых и крупных древнерусских поселений. Наибольший из них - Пряшеве - стало географическим и духовным центром этого края. Наверное, сначала наши предки радовались такому стремительному рывку в глубь Европы, благодаря чему стали обладателями плодородных земель и богатых лесов, и впоследствии поняли и обратную сторону этого шага: в отдаленности от своих братских племен им выпала горькая участь быть приграничьем древнерусских территорий, которое шарпалося разными завоевателями, переходило из рук в руки. В XII веке Пряшивщина попала под власть венгерской короны. Впоследствии надолго оказалась в составе Австро-Венгрии.

    НАЦИОНАЛЬНОЕ сознание украинства этого края развивалось своими путями, иногда подобными общеукраинским, но чаще отличными. Австро-Венгерская корона то натягивала вожжи национальной политики, превращаясь в жандарма, то отпускала их, играя роль родной матери всех народов империи. Был даже такой момент, когда украинские будители, выходцы из Пряшивщины А. Духнович, А. Павлович, А. Добрянський поднимали вопрос перед властями о создании на землях Галичины, Буковины, Закарпатья автономного Русского воеводства с центром во Львове в рамках Австро-Венгрии. Разумеется, ничего из этого не вышло. Зато активно развивалось украинское шкильництво. 1870 года здесь было свыше 570 украинских школ! Однако с 1876-го, когда Словакия перешла в управление Венгрии, антиукраинские настроения на этой территории усилились. В течение двадцати последующих лет количество украинских школ сократилось до 74. С 1915 года Юлианский календарь на Пряшивщине был заменен на григорианский, кириллица - на латиницу. Наложен запрет на печать кириллицей всех церковных книг. В 1899-1915 годах из-за бедности и национальные притеснения с этого края выехало свыше 227 тысяч украинцев.

    1918-го, сразу после распада Австро-Венгерской империи, произошла новая вспышка украинского национально-культурного возрождения. На украинско-русинского интеллигенции, которые состоялись в нескольких городах этого края и даже в американском Скрентоне обсуждалась дальнейшая судьба украинцев Восточной Словакии и Закарпатья. Однако единодушия не было. Именно тогда, а может, еще и раньше украинский движение раскололся на несколько векторов: украинский, венгерский, русский, польский, чешский. Стала рождаться идеология политического русинства. Русины, мол, это не украинцы, а отдельный восточнославянских народ. Очевидно, не обошлось здесь без влияния соседних государств. Одни боялись украинской единства, другие стремились иметь влияние на очень выгодный в стратегическом плане регион. 8 мая этого же года лидеры русинов-украинцев Григорий Жаткович, Антон Бескид, Августин Волошин таки согласовали свои позиции, после чего на собрании делегатов этого края было решено присоединиться к Чехословакии. Послали соответствующее ходатайство в Прагу. Но тогдашний президент страны Томаш Масарик отклонил его, узнав об экономической отсталости этой территории. Однако правительствам Антанты на переговорах в Сен-Жермен (Франция) буквально заставили Чехословакию принять Подкарпатская Русь в свой состав на правах автономии, чтобы она не оказалась под контролем революционной Венгрии. 20 февраля 1920 года был утвержден герб Подкарпатская Руси - медведь и сине-желтый флаг. С 1923 года украинская автономная республика имела девять депутатов в Чехословацком парламенте. Первым ее губернатором стал Григорий Жаткович, который через год в знак протеста покинул свой пост, ибо автономии обещанных прав не было предоставлено.

    1938 ГОДА в Чехословакии состоялась территориально-административная реформа, в результате которой страна была разделена на три автономные территории - Чехию, Словакию и Подкарпатская Русь. При этом Пряшивщина со своим украинским населением вошла в Словакию. Т.е. Подкарпатская Русь вновь разорвали. Это вызвало недовольство у украинцев. В городах и селах края в знак протеста против политики чехословацкого правительства прокатилась волна манифестаций и митингов. Их участников местная полиция била и арестовывали. Особенно жестокой была расправа в Свиднике 16 октября 1938 года. После того у украинцев будто пелена с глаз спала: Чехословацкий государству на их национально-культурные интересы наплевать. Иллюзии окончательно развеялись после заявлений президента Бенеша: «Мы строим государство лишь для чехов и словаков ...»

    Правительство Подкарпатская Руси сначала возглавил Андрей Броди, пылкий сторонник идеологии, которую сегодня называют политическим русинством. Через две недели на заседании правительства он провозгласил курс на вхождение автономии в Венгрию. Чехословацкий контрразведка арестовала его как венгерского шпиона. Премьер-министром украинской автономии стал Августин Волошин, который в отличие от своего предшественника был убежден, что русины - это украинцы и наоборот. По его инициативе Подкарпатская Русь получила новое название - Карпатская Украина, которая после захвата Чехословакии фашистами 15 марта 1939 года была провозглашена независимым государством. Ее президентом стал Августин Волошин. Через три дня Карпатской Украины оккупировали венгерские войска ...

    По итогам Второй мировой войны Подкарпатская Русь, или Карпатская Украина, былы в очередной раз расторгнута: Пряшивщина отошла к Чехословакии, а территория нынешней Закарпатской области - в УССР.

    Руль Чехословакии вновь попало в руки Бенеша. Его политика в отношении национальных меньшинств стала еще жестче. Он сразу же запретил деятельность венгерских и русофильських партий Бродия и Фенцика, а также официальное употребление слов «Судеты» и «Подкарпатская Русь». 15 тысяч украинцев из Пряшивщины были насильственно переселены в Судеты.

    Но с продвижением к социализму, усилением влияния СССР национальная политика либерализовалась. Двадцать послевоенных лет, начиная с 1947-го, украинцы Словакии вспоминают с восхищением. Несмотря на все недостатки того режима, украинство завоевало благоприятные условия для своего культурно-образовательного развития. В каждом из 250 украинских сел было возрождено школы. Создан ряд важных институтов: Украинская национальная рада, театр в Пряшеве, радио, музей украинской культуры в Свиднике, научно-исследовательский институт, кафедра украинского языка и литературы при Пряшевского университете, Пиддуклянський ансамбль песни и танца, издательство, Союз украинских писателей. Издавалось шесть украинских газет и журналов. 1951 основан Культурный союз украинских трудящихся Чехословакии, который в своем аппарате имел свыше 70 штатных сотрудников. Стремительно развивались отношения с Советской Украиной. Разумеется, все это делалось не по доброй воле чехословацкой власти, а по требованию крупного советского соседа, который таким образом пытался усилить свое влияние на этой территории. Украинство Словакии от этих геополитических игр мало большую пользу.

    В 1960-ых, хотя и не было уже Бенеша в Чехословацком правительстве, зато победили его идеи. Либеральная политика в отношении национальных меньшинств стала сворачиваться. Закрывались украинские школы, газеты. Уменьшилось количество культурных мероприятий. И так продолжалось до 1968 года, когда СССР с помощью войск Варшавского договора восстановил свой контроль над этой страной. Такие парадоксы истории. Чехословацкий буржуазная демократия оказалась губительной для украинской культуры, и вместе с тем брежневским тоталитаризм был для нее спасительным. Школы, другие учреждения украинской общине были возвращены. Украинство стало набирать предыдущей силы. Но одновременно с этим антиукраинство искало путей, как ее подорвать.

    ПОСЛЕ «бархатной» революции и «нежного» развод Чехии и Словакии в жизни украинцев на словацкой территории наступил новый период. Председатель Союза русинов-украинцев Словакии Иван Лаба называет его самым трудным и самым сложным за всю историю. Не без помощи словацкого власти было откопано, словно мертвеца из могилы, идею политического русинства. Ее реанимировали, припудрили и бросили в среду украинцев. В противовес Союзу русинов-украинцев была создана «Русинська оброда». За счет Словацкой государства издана книга главного идеолога политического русинства профессора Магочи из Торонто «Люди ниоткуда», которая является манифестом возглавляемого им движения, нечто вроде гитлеровского «Майн Кампф». Несколько раз фюрер русинов приезжал в Пряшев. На одном собраний хвалился, что русинская диаспора Америки, Канады и Западной Европы собрала два с половиной миллиона долларов на поддержку русинства, а он, Магочи, тем распоряжается. За движением политических русинов нужно видеть деньги, а их битье в груди - маска, считает писатель, русистов, литературовед из Пряшивщины Илья Галайда. По его мнению, тот раскольнических движение возглавляют хорошо оплачиваемые лидеры-радикалы, которые не могли реализовать себя где-либо. Они никогда не согласятся на компромисс, ибо должны верно служить своим хлебодавцам. Поэтому отчаянно снують паутину лжи, чтобы вбить в сознание украинцев рабский мнение, что они «руснаци, но и словаци», или «наш материнский язык русинський, а народности мы словинской». «Кому выгодно нас национально расколоть, вызывать дикое противопоставление, которое потеряете все», - говорит И. Галайда.

    Духовный раздор, посеянных между русинами-украинцами, впоследствии было материализованные, а русинство узаконено как отдельное этническое образование. Так называемый русинский язык словацкие чиновники ввели в реестр языков народов Словакии. Во время переписи 2000 года в соответствующих анкетах было впервые предложено две графы: «украинец» и «русин». Украинцы растерялись. Было немало случаев, когда родители записывались украинцами, а дети - русинами. Представители «русинской оброды» заявили свои претензии на ряд украинских учреждений: театр в Пряшеве, музей в Свиднике, радио, издательство, школы. Разрушительная сила политического русинства отразилась во всех сферах. Из 250 школ осталось 12. В большинстве сел Пряшивщины не слышать украинского радио, прекратило существование издательство, из библиотек было выброшено украинскую литературу. Музей удалось отстоять, но театр украинская община потеряла. Его возглавил сторонник политического русинства, который изъял из репертуара украинские пьесы, запретил гастроли по городам и селам Пряшивщины. Над украинцами нависла угроза полной ассимиляции.

    Но Союз русинов-украинцев не собирается опускать руки. Прежде всего следует дать отпор политическому русинству, считают активисты Союза. Если выведем эту тяжелую яд из сознания наших братьев, то, считай, победим. Хватит защищаться или делать вид, что ничего не происходит, время наступать, говорит Иван Лаба. Он был участником конференции из национального вопроса, которая состоялась в Ужгороде 14 мая прошлого года. Когда шел к трибуне, говорит, слышались свист и топота. «Ни один из вас не принадлежит русинов, к которым принадлежу я. Но я, мои родители, деды и прадеды считали себя украинцами. Надо защищать родной язык, творить украинскую культуру, вы творите политику », - говорил тогда в своем выступлении.

    Культурное, духовное, идеологическое жизни Пряшивщины напоминает сегодня бурлящий котел. Я назвал бы это переосмыслением своей национальной сущности, движением сопротивления ассимиляции. С помощью газеты «Новая жизнь», конференций, литературных вечеров, многочисленных фольклорных фестивалей Союз русинов-украинцев побудит местное население задумываться, кто же они, какого корня. К этому процессу привлечены мощные интеллектуальные и творческие силы. Приезжал, например, профессор из Канады, выходец из Пряшивщины Иосиф Сирко. В своих интервью, выступлениях, лекциях «разложил все по полочкам» относительно проблемы русинов-украинцев. То, что все диалекты Пряшивщины относятся к украинскому языкового ареала, доказал еще 1880 году норвежский ученый-славист Олаф Брох. Позже это подтвердили чешский ученый А. Лешка, украинские исследователи В. латте, П. Бунганич, В. Гнатюк, объяснял И. Сирко. Украинский язык так богата, что имеет много говоров. Людям никто не объясняет, что русинами были все украинцы. Если вас в Украине не будут понимать, когда заговорит ублянским, габурским или камйонским диалектами, то это не означает, что вы не украинец. Создание искусственной русинского языка, продвижение габурського или Свидницкиго говора как четвертого восточнославянского языка - это лишь политическая игра некоторых людей, которые из деревни вышли, а до города не дошли. Это принесет лишь дальнейшую ассимиляцию и разрушения того, что оставили предки, считает Иосиф Сирко.

    Мы автохтонное население, с болью пишет в газете «Новая жизнь» публицист Юрий Дацко. О нас должно позаботиться собственное государство. Но оно относится к нам не по-материнском. Не способствует нам и политическая ситуация в Украине. Украинофобство процветает, и мы тонем в чужом море. Денационализированная, украинофобская интеллигенция является наибольшим тормозом развития русско-украинского этноса в Словакии. Мы поем, танцуем, декламируюм, тешимся из достигнутого, а агрессор все разбивает. Если разобьется дзбан, его очень трудно слепить заново. Нас разбили. Но мы живой организм, который можно лечить. Лекарство - это активность, считает Юрий Дацко.

    Отчаянная, ожесточенная дискуссия, которая продолжается на Пряшивщини, уже на времени и на просторах великой Украины. Надо просыпаться от летаргия. Ибо если украинцы Словакии почти асимилированы, поглощены окружающей языково-культурной средой, то украинцы в Украине поглощаются чужим миром. Духовная агрессия против Украины достигла пика. Наступление на наши ценности идет на всех фронтах. Мы, к сожалению, отступаем, проигрываем малые и большие бои, бросаем судьбы наших братьев в России, Словакии, других странах. Сколько же можно?
    "Сельские вести"

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору