ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

"Украинский сувенир": Экскурсовод рассказывает ...закарпатские сказки и легенды!

    29 марта 2024 пятница
    46 переглядів

    Вчера в Украинском Доме открылась выставка “Украинский сувенир”. Сразу стоит сказать, что назвали ее не совсем удачно, ведь слова “украинский сувенир” обычно не вызывают в памяти ничего интересного и ассоциируются с аляповатыми булавами, рушниками, больше похожими на салфетки, вышитыми портретами Тараса Шевченко или, с недавних пор, - Виктора Ющенко. Такого добра навалом и на Андреевском, и в магазинчиках на центральных улицах Киева, но даже иностранцы уже почти не клюют на ширпотреб. На выставке в Украинском Доме такие предметы тоже оказались. Хуже того, была даже заводская посуда со штампованными украинскими мотивами, и отдающие шароварщиной фарфоровые фигурки миловидных украиночек и лихих казаков. К сожалению, больше всего этого “благолепия” было в павильоне Киевской и Житомирской областей, но и здесь порадовали: Киевщина - женскими национальными костюмами характерного поднепровского стиля, с обилием крупных цветов в вышивке и преобладанием красного в отделке, а Житомирщина – резьбой по дереву и рушниками ручной работы.



    В павильоне Киева особенно обращает на себя внимание изящная роспись по шелку, но, так же как и большинство представленных здесь вещей, это имеет мало отношения к собственно украинским или иным национальным промыслам. Особенно чужеродно смотрелись так называемые настольные скульптуры из бронзы и зеленого змеевика. Таких архангелов Михаилов, украшающих канцелярские наборы, казаков и выполненных в одном стиле с ними слонов и черепах принято преподносить начальству, у которого уже все есть, а дарить что-то нужно, причем дорогое – для пущего престижа. Куда более интересными оказались точные копии древних трипольских сосудов, изготовленные современными гончарами.



    Мало чего отвечающего национальным традициям представила Донецкая область, разве что оплетенные бисером “писанки”, без которых не обходилась почти ни одна экспозиция. Зато этот павильон выглядел как небольшой музейный зал, где собраны авторские работы мастеров Донеччины: пейзажи, вышитые шелковой гладью или выложенные из перьев, авторская керамика, художественная ковка в сочетании с витражными элементами. Здесь есть и совершенно уникальные на всей выставке натюрморты, пейзажи и даже портреты, выполненные в технике флористики. Как рассказал промоутер, донецкие флористы занимают призовые места на конкурсах в Японии, где это искусство очень популярно и высоко ценится.



    А вот соседи-луганчане смотрелись бледно: может быть организаторы не нашли, что показать, но, глядя на невыразительные рушники и “писанки”, невольно подумалось, что здесь так ничем и не смогли компенсировать отсутствие вековых традиций народного творчества.



    Днепропетровцы решили не распыляться, и привезли в Киев только свою прославленную роспись по дереву, искусство которой не только сохранилось, но и развивается в селе Петрикивка. Этот промысел иногда называют украинской хохломой, а зря - конечно, все дело вкуса, но петриковские росписи гораздо изящнее – и растительные мотивы тоньше, и гамма не такая кричащая, и естественный цвет и фактура дерева не зачерняется, а оттеняет рисунок.



    Павильон Ивано-Франковщины весь завешан гобеленами, коврами и узорчатыми одеялами из овечьей шерсти. А на их фоне – изобилие вещей, которые не вписываются в расхожее и часто примитивное представление об украинских промыслах: широкие кожаные пояса с металлической клепкой – непременная деталь местного национального мужского костюма, кожаные сумки с плетеным орнаментом, резные деревянные блюда, подсвечники и шкатулки с инкрустацией из бисера. И, конечно же, – визитная карточка региона: керамика в кремово-зеленой-коричневой гамме не только с растительными, но и с антропо- и зооморфными мотивами в орнаменте.



    Эндемическую керамику представила и Волынь. Это совершенно особая посуда – без поливы, темно-серого цвета, со скромным орнаментом, выполненном в технике лощения, который поблескивает на матовой поверхности, будто металлические вставки. Волынские мастера привезли множество икон из бисера. Над каждым таким произведением сакрального искусства нужно работать от 6 месяцев до года.



    Павильон Хмельницкой области выделяется разнообразием изделий из лозы – здесь и декоративные композиции, и вполне практичные вещи: блюда, корзины, и даже оплетенные бутылки - куда ж без “пляшки”! Богато представлена и традиционная для западных регионов кожаная пластика, правда, в применении к современным вещам – в этой технике изготовлены обложки альбомов и крышки шкатулок, особую изюминку которым дает не только рельефы орнаментов, но и инкрустация из камней и металла.



    Экспозиция ЗАКАРПАТЬЯ особенно необычна, как и сам регион, где живут разные национальности. Сразу, в одном месте можно увидеть и венгерские рушники, и румынскую национальную одежду, и бойкивскую резьбу по дереву, и гуцульскую деревянную скульптуру на темы местных легенд и сказок. А сами сказки с удовольствием расскажет экскурсовод – более разговорчивого и влюбленного в народное искусство промоутера не найти на всей выставке.



    В павильоне Львовской области сразу бросаются в глаза и надолго приковывают внимание широченные бисерные оплечья и герданы. Хотя бисероплетение стало очень популярным и сейчас занимаются им во всех регионах, его корни – в этих краях, и это сразу чувствуется, когда смотришь на экспозицию. Львовяне – единственные, кто показал на выставке “вытинанку” - декоративные панно, выполненные в технике вырезания орнаментов из цветной бумаги. Были здесь и картины, вышитые гладью, только не тонким шелком, а толстыми шерстяными нитками.



    Чаще всего считают, что украинский рушник вышивается крестом – красными и черными нитками. Но в каждом регионе вышивают по-разному. Отличаются не только мотивы и цветовая гамма, но и техника и значение изображаемых символов.



    Черкасские мастерицы, изучив историю вопроса, пришли к выводу, что этот вид вышивки крестом более поздний, гораздо древнее тамбурный шов. В старинных рушниках, выполненных в этой технике, гораздо больше языческого, чем в вышитых крестом, на которых часто изображались уже и христианские символы. На Черкащине возрождают традиции, и на выставке можно увидеть результат: на рушниках, чья длина обязательно должна быть кратна человеческому росту, изображают три уровня мира. Мир земной – это древо, левая и правая сторона которого не симметричны, потому что отображают мужское и женское начало. Мировое древо уходит корнями в нижний, хтонический мир, где похожие на меандр орнаменты символизируют воду и таящуюся в земле животворящую силу. А ветви поднимаются в верхний, небесный мир, который на рушнике изображается обилием мелких цветочных элементов, разбросанных по всему полю. И обязательно все пространство окружено замкнутой линией оберега, обрамляющей весь рушник.



    А вот рушники, привезенные мастерами Черновицкой области совсем другие – пусть в них нет языческого буйства, зато они по-настоящему изысканы - тончайшая вышивка белыми нитками по белому фону делает их невесомыми и создает ощущение неземной чистоты.



    Похоже, что в Ровненской области решили использовать выставку для рекламы продукции предприятия “Бурштин”. Спору нет, разнообразные украшения, фигурки из янтаря, картины и иконы из янтарной крошки – красивы, а порой и оригинальны. Но эта серийная продукция едва ли может дать хоть какое-то представление об аутентичных традициях края. Хотя янтарь иногда и называют визитной карточкой Полесья, все же заводские поделки из него вряд ли могут выступать в этом качестве, ведь изделие из Ровно мало отличается от продукции любого прибалтийского завода. Правда, в уголке “янтарной комнаты” приютилось немного традиционной “дымной” и авторской керамики.



    Черниговская область тоже представила фабричную продукцию – расписные и резные блюда, шкатулки, булавы – то, что можно увидеть в любом салоне сувениров.



    Севастопольцы ударились в другую крайность и выставили исключительно авторские деревянные изделия, не имеющие никаких национальных мотивов. Зато экспозиция Крыма ими пестрела: татарские орнаменты – вышитые обычными и металлическими нитками, плетеные, тканые и резные красовались на гобеленах, сумках, шапочках, деталях национальной одежды, посуде и даже были представлены в серебряных украшениях, изготовленных в традиционном стиле.



    В павильонах остальных областей – всего понемножку – и авторских работ, и традиционных изделий, и штамповки. У херсонцев интереснее всего гобелены, у винничан – плетение из соломы, в кировоградской экспозиции – авторские керамические панно, а в павильоне Тернополя – картины.



    Выставка – не музей. Большая часть экспонатов продается, и уже за первый день раскупили едва ли не половину, хотя цены поражают не меньше, чем красота изделий.



    Впрочем, это можно понять, на одну бисерную икону уходит до года ежедневной многочасовой ручной работы, а на материал для ее изготовления приходится тратить до 400 долларов, да и простой, казалось бы, рушник, быстрее, чем за месяц не вышьешь.



    Kiev2000

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору