ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Гостеприимное Закарпатье

    19 апреля 2024 пятница
    Аватар пользователя uzhgorod
    Когда у вас не за горами отпуск и вы желаете побывать за границей , но у вас нет денег на путевку и визу ? –Не беда . Почему ? Да потому что вы можете побывать «за границей» не выезжая из Украины и сейчас я говорю о крае , насыщенном историей и культурой соседних стран -Закарпатье. Закарпатская область , а мы будем называть просто – Закарпатье, берет свое начало в живописных Карпатах. Проезжая Карпаты вы можете любоваться той частью природы , которая еще не уничтожена промышленными зонами . Но в наше время , хотя до промышленных зон далеко , Карпаты тоже стали страдать из – за присутствия человека, а именно – незаконная вырубка Карпатских лесов . Воздух в Карпатах очень легок и даже кажется сладок из-за чего может показаться, что закружилась голова. И это объяснимо ,помимо вышеуказанных свойств Карпатского воздуха нужно прибавить его разряженность . Карпаты прекрасны в любое время года: Зимой они покрыты пушистым , серебристым , снеговым одеялом, весной- Карпаты просыпаются от зимней спячки и скидывают серебристое одеяло и расцветают , наполняя воздух множественными , изысканными ароматами цветов в сопровождении пения наших маленьких пернатых «солистов» , летом горы зеленые , дающие необыкновенную свежесть в знойный день, а осенью Карпаты осыпаны «золотом» , именно так говорят великие поэты и писатели , в чем я с ними согласен . О Закарпатье есть легенда , которая не оставляет равнодушным всех , кто приезжает в Солнечное Закарпатье . Вот одна из них : Как появилось Закарпатье Когда-то на нашей земле была огромная равнина, конца края которой не было видно. Равнина зеленела шелковыми травами, вечнозелеными пихтами и елями, могущественными буками и яворами, берестами и тополями, долиной текли ручейки и речки, богатые на стругов и другую мелкую и большую рыбу. Владельцем долины был великан на имя Силун. Если шел Силун, от его шага земля вздрагивала. Рассказывают, что Силун хороший знал толк в хозяйстве. Имел великое множество всякого скота. Стада коров и волов, отары овец, табуны лошадей, стада буйволов и свиней паслись на толоках, бродили лесами. А птицы! Тысячи качек и гусей плавали в прудах, много кур кудкудахтало на фермах. Жил этот газда в прекрасном дворце: из белого мрамора, с высокими шпилями, которые достигало вплоть до самых туч. Дворец был выстроен на груночку, высыпанном человеческими руками. Было там столько комнат, что легко можно было заблудиться. А в помещении – добра всякого! Ночью Силун спал в золотой колыбели, устланной дорогими коврами. А днем привык отдыхать в серебряном кресле. На широкой долине слуги землю обрабатывали, хлеб выращивали, за скотом присматривали, птицу кормили. Люди мучились, от зори к зоре трудились, богатство умножали, и не себе, а Силуну.Слуги и служанки жили не в дворце, а далеко от него, в деревянных срубах и землянках. Не хотел хозяин, чтобы в светлицах воняло гноем или человеческим потом.Ни мужчины, ни женщины, ни пожилые, ни молодежь не смели оставлять имение Силуна и идти себе искать другой работы. Должны были жить и умирать крепостными.Между этой челяди служил в Силуна один парень на имя Карп Днепровский, что пришел сюда от берегов Днепра. Он подался в странствование еще десятилетним мальчиком: искать счастья, так как отец умер, а мать жила бедно, и должен был ей чем-то помочь.Служил Карп год, второй, пятый. Как и все, косил траву, пахал и сеял пшеницу и рожь, ячмень и овес, собирал хлеб.Не только за себя работал, а и другим помогал, так как жалел слабеньких. Полюбили его все слуги и служанки. За честность, трудолюбие, справедливость. Карп ненавидел тех, кто господину очень низко кланялся, к самым ногам наклонялся. Тяжело ему было смотреть, как Силун все забирает, а народ голодает.Когда Карпу исполнилось от рода двадцать лет, решил домой возвращаться. Был уверен, что за добрую работу господин ему заплатит, и он, Карп, возвратится к матери не с пустыми руками. И только об этом теперь и думал. Все размышлял, как с господином поговорить о расчете.Раз ночью он вышел во двор освежиться. Проходил около наймытских избушек и увидел вдруг какую-то тень. Скоро узнал Силуна. Тот направлялся посмотреть, как скот ночует, все ли в порядке. Карп подумал, что именно время поговорить с господином.Когда Силун приблизился, дал о себе знать кашлем.– Почему ты здесь, Карп? – отозвался Силун, узнав парня. – Девушку высматриваешь?– Не девушку, – отвечает Карп, – а вас, светлый господин. Должен с вами поговорить. Служил я вам долго и честно, и хочу домой возвращаться, лишь бы матушку живой застать... Жалованье за службу хочу попросить. Силун сначала подумал, что слуга шутит, так как до сих пор никто не отваживался на то, чтобы проситься прочь от него. Да и жалованья никто не требовал. Но Карп и не думал отступать: – Я честно служил, светлый господин. И моя работа, думаю, что-то стоит. – Никуда не пойдешь! – разозлился господин. – Это уже я знаю, когда и куда мои слуги должны ходить.– Я пойду, господин, – настаивал Карп. – Лишь еще раз вам должен сказать, что моя работа чего-то стоит.Это уже была неслыханная дерзость, какую господин простить не мог.– Туда, под землю, тебя отпущу! – злился он, показывая пальцем вниз и приступая к парню. – Там будет твое жалованье. И парень не отступил ни на шаг. — За мою работу, господин, придется платить, – еще раз напомнил, будто и не слышал господской угрозы. Этот ответ еще больше разозлил Силуна, вскипел так, что аж глаза кровью налились, а из рта огонь сопнул. Схватил он Карпа своими сильными руками, поднял и ударил ним об землю. Ударил так, что аж яма сделалась.Но слуге ничего не произошло, свелся на ноги и ощутил в себе непобедимую силу,— это, наверное, землица ему подарила за то, что делал на ней. Схватил Карп Силуна, ударил ним об землю, дальше еще раз и еще раз, не выдержала матушка-землица тех ударов, раскололась. И оказался Силун в подземной пещере, в которую думал загнать непокорного слугу. Напрасно он хотел выбраться на поверхность – земля закрылась, и нельзя было найти ни единой щелки. Тогда удался Силун к своей силе. Ударил ногой в земную кору – она выгнулась, и не отворилась, ударил второй – выгнулась еще большее, а отвориться не хочет. Пробовал головой пробивать, плечами втискивать – напрасно, кулаками гатил – тоже не помогло. Но от его ударов на земле ровной гора за горой делалась, и чем сильнее бросал собою Силун-великан, тем выше горы поднимались вокруг. А сильнее всего бил собою там, где Гуцульщина, и там горы выгнались высочайшие.Утром как проснулись наймыты и увидели, что произошло, очень пришли в изумление. Вокруг – горы, а там, где был дворец, ничего не осталось, все провалилось в пропасть. Вдруг из-под земли ударила вода, заполнила ту пропасть. Недоумевали люди, а скоро собрались на большой совет: как дальше быть, как жить. Решили в этом крае остаться. Озеро назвали Синевирским, так как было синее-синее, как небо. А горам в честь Карпа дали имя Карпаты.Люди зажили по-новому. Одни остались на равнине, другие пошли в горы. Пахали, сеяли, хлеб выращивали, скот присматривали. Научились леса рубить, дома строить.Говорят, что Силун еще и теперь не стих под землей, пробует вырваться, но уже не выбрасывает горы, так как постарел и мощи такой не имеет. Уже не вырваться ему на поверхность никогда! Женское ведьмарство в Карпатахлегенды Закарпатья Зачастую, не задумываясь, в быту мы используем слово "ведьма", когда говорим о женщинах: “Красивая, как ведьма”, “Злая, как ведьма”. Собственно есть два типа ведьм, – говорит известный карпатознавец Юрий Чори в “Энциклопедии сверхсуществ”: первый утверждает, что ведьма это женщина черта, нечистой силы, то есть врожденная. За вторым ведьма – обычная женщина, но с магическими способностями. Живут ведьмы среди обычных людей, имеют свой дом, подворье, семью, только наделены необычными силами и могут осуществлять необычные дела: руководить дождем, градом, тучами, ветром, забирать от коров и рожениц молоко, летать на метле или в ступе, забавляться с чертями и другой нечистой силой. По преданию, ведьмы – чрезвычайно красивые женщины с длинными распущенными волосами и смуглым лицом. При этом они вовсе не следят за своей внешностью, ходят нечесаные, неряшливые, в непривлекательной одежде, и все это для того, чтобы не привлекать к себе внимания мужчин, которые мешали бы им заниматься бесовскими делами. Но когда они идут на ведьмовские собрания, то становятся настоящими красавицами, потому и рекомендуют предания мужчинам быть осторожными при ночных встречах с красавицами.В народе бытовала легенда, что если в семье родится семеро дочек подряд, то одна из них обязательно будет врожденной ведьмой. Ведьмой также могла родиться девочка и у той матери, на которую было наслано заклятие, или потому что, случайно не заметив, проглотила угасший уголек, когда пекла рождественский хлеб-карачун.Опознают врожденную ведьму и по наличию у нее небольшого отростка-хвостика, который является будто продолжением позвоночника. Поэтому в средневековье таких новорожденных, у которых копчик напоминал отросток хвоста, инквизиторы карали насмерть.Врожденные ведьмы много знают, многое могут, но никому не вредят, в отличие от другого вида ведьм, они стараются помочь при возможности. Вот что рассказывают люди о врожденной ведьме из села Чабин, Мукачевского района. Зимой, в 1930-х годах, в канун Рождества Христового, в доме врожденной ведьмы произошла странная вещь. Ведьма, у которой имелась маленькая дочь, внезапно встала в Святвечер из-за стола и рассеялась. семья была шокирована, а через несколько часов поздно ночью над селом пронесся страшный снежный вихрь, и ведьма появилась опять но принесла дочери свеже сломанную зеленую веточку со сливами. Нужно заметить, что данная женщина, по словам очевидцев, никогда не делала людям зло. В отличие от врожденной ведьмы очень опасной была ведьма – ученая. Ее еще называют в венгерском фольклоре "босорканя". Ею могла стать любая женщина. А для этого нужно было лишь на Юрия, когда впервые выгоняли табун на толоку, дождаться вечера и пойти к реке к тому месту, где табун переходил реку вброд, отыскать след коровьей ступицы и набрать оттуда в рот воды. Потом, набрав в рот воды, подойти к полевому кресту или кресту без церкви, покропить его водой изо рта, снять всю одежду, повесить на распятие и влезть на крест. После этого, согласно поверью, женщина становилась ведьмой, которая могла накликать болезнь, отбирать от чужой коровы и роженицы молоко, созывать гадов, забирать дождь, а также перевоплощаться в разных животных и людей, но только с полуночи до третьих петухов. Кроме того, можно было стать ученой ведьмой, если снять из шеи собственный крестик, положить в обувь под пяту левой ноги и ходить на протяжении девяти дней.Существовали народные способы определения ведьм. Для этого нужно было пойти в дом, где читают псалтырь над покойником и смотреть на людей. Когда будут петь первые десять псалмов Давида, ведьма обязательно покраснеет и склонит голову на грудь, чтобы спрятать лицо. Или же в последний день мясопусной недели, перед Пасхой, брали кусочек сыра, заворачивали в ткань и три ночи кряду держали во рту за губой, а затем завязывали в рубашку и носили при себе. Вскоре ведьма сама приходила просить хоть крошку сыра, но давать ей нельзя, поскольку сразу наступит смерть. Еще один способ осуществлялся в Большой Четверг, накануне Пасхи – выворачивали одежду, одевали на себя и шли к церкви, в церкви нужно было ни к чему не прикасаться и тогда можно будет увидеть ведьму, которая стоит обнаженная спиной к священнику. В этот же день нужно было взять освященный ножик и начать мастерить стульчик, делать его на протяжении года и закончить к Сочельнику (6 января) потом пойти с ним к церкви и сесть на него. Сидя на нем, во время Богослужения можно увидеть всех ведьм, которые стоят обнаженные спинами к священнику. При этом предупреждали таких смельчаков, что ведьмы сердиты на тех кто их увидел и будут мстить. Или же всячески помогать, но во вред. Согласно народного поверья, большинство из тех, кто хоть раз увидел ведьму, потом сам становится таким же.Кроме того, в первый четверг Большого поста смельчаки шли в лес и делали осиновые ворота. А затем в Большой Четверг те ворота приносили из лесу домой, и вешали в незаметном месте. Как стемнело, прятались за воротами и ждали, когда ведьма будет идти мимо. Если настоящая ведьма - пройти не сможет.Юрий Чори в своих исследованиях демонологичных верований в Карпатах пишет, - на Рождество Христово, Благовещение и Большой Четверг, смельчакам, решившим увидеть всех ведьм в округе, рекомендовалось взять черную кошку и пойти на место, где сходятся четыре границы четырех населенных пунктов. В том месте разжечь костер, начертив вокруг себя освященным мелом круг. Черную кошку убить и спечь на том костре, мясо выбросить, а кости облизать одну за другой, пока одна кость не засияет странным светом и не осветит всех ведьм, которые сойдутся к тому огню. Тогда ведьмы будут злостно кричать, угрожать, но их не нужно бояться и ни при каких обстоятельствах не выходить из круга, пока не запоют третьи петухи.- Убить змею и отрубить ей голову. Ту голову вместе с зубком чеснока посадить на огороде в грядку. Когда чеснок вырастет, сорвать перо и положить себе на шляпу (шапку или платок). Потом пойти в церковь и встать у входа. После Богослужения все выйдут, а ведьмы, которые боятся чеснока выросшего на гадючьей голове, останутся в церкви;- Ведьму-чернокнижницу, согласно поверью, ничем нельзя убить, только освященной пшеницей. В гробу ее грудь пробивали терновым или осиновым колом. Для того, чтобы она не могла вставать из могилы и блудить ночью, вредя людям. Иногда ее еще осыпали в гробу маком или битым стеклом.В закарпатских селах до сих пор остаются следы древних верований. Над входом в конюшню или хлев обязательно рисуют крест, чтобы отпугивать нечистую силу. В молоко бросают маленький кусочек соли, чтобы на нем нельзя было ворожить. Закарпатье - интернациональный регион . Здесь проживают и русские, украинцы, белорусы, венгры, словаки, чехи, поляки…а также русины. И здесь все понимают друг друга не зависимо на каком говорят – языке. Здесь можно и посетить термальные источники ни чуть не уступающие венгерским или словацким , при том по доступным ценам . А в отелях вас встретят приветливые администраторы и предложат уютные номера!!! О Закарпатье можно говорить много, много существует легенд , но я не буду раскрывать тайны и легенды. Лучше один раз увидеть – чем сто раз услышать. Добро пожаловать в Солнечное Закарпатье !!! С уважением к вам - Соловей Алексей.