Колесами по памятнику
08 сентября 2024 воскресенье
25.02.2011 (22:29)
В ночь на минувшую субботу работники службы госохраны, патрулируя территорию в Воловецком районе Закарпатской области, по которой проходит международный нефтепровод «Дружба», увидели языки пламени возле памятника в честь перехода через Карпаты венгерских племен.
Охранники связались с постом ГАИ в с. Нижние Ворота, откуда на место сразу выехал один экипаж. Неподалеку от Верецкого перевала (на котором установлен монумент) гаишники остановили автомобиль „Хюндай-Туксон» с тремя мужчинами, которых доставили в Воловецкое райотделение милиции. Двое из задержанных вскоре сознались в поджоге венгерского памятника. После выезда на место события выяснилось, что монумент обложили несколькими автомобильными шинами и подожгли. Особых повреждений сооружению из камня и бетона это не причинило. Милиция возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 296 Уголовного кодекса („Хулиганство, совершенное группой лиц“). Через два дня суд освободил задержанных из-под стражи, взяв у них подписку о невыезде... Так кратко выглядит событие в изложении правоохранителей.
Личности поджигателей стали известны широким массам еще в субботу — пресс-служба ВО „Свобода“ распространила сообщение об аресте председателя Закарпатской областной организации партии, его заместителя, а также руководителя Ужгородской городской организации, которых „...якобы обвиняют в поджоге памятника“. Как отмечалось в сообщении, против „свободовцев“ запущен маховик тотальных политических репрессий, власть массово прибегает к провокациям против националистов, фабрикует дела...“
Особый характер отношения к закарпатским венграм „Свобода“ продемонстрировала не впервые. В свое время она заявляла, что не позволит открыть памятник на Верецком перевале, позже проводила здесь „политические акции“, а во время последних местных выборов даже требовала снять с регистрации две венгерские партии за печатание рекламы исключительно на венгерском языке или с условным переводом на государственный. Как известно, в начале нынешнего года депутат Европарламента от Венгрии Бела Ковач заявил, что между венгерской ультраправой партией „Йоббик“ и украинской „Свободой“ начались переговоры. Несложно предугадать, что последнее событие, высказываясь дипломатично, усложнит переговорный процесс.
Монумент на Верецком перевале — деликатная тема в отношениях закарпатских венгров и украинцев, имеющая свою историю. Венгерские исследователи считают, что в конце ІХ в. именно через Верецкий перевал венгерские племена пришли в Карпатскую низменность и обрели свое государство. В 1896 г. (во времена Австро-Венгрии) в честь этого события здесь был установлен памятный знак. Однако простоял он меньше 50 лет. В конце Второй мировой войны венгерские войска, отступая под нажимом Красной армии, предусмотрительно демонтировали памятник.
После распада СССР венгерские организации ставили вопрос об установлении нового памятника на Верецком перевале, что неизменно вызывало протесты патриотических (или националистических) украинских сил. Для этого были две причины. Во-первых, кое-кто воспринимал памятник как символ венгерского шовинизма и намек на 1000-летнее господство над Закарпатьем. Масла в огонь подлили различные публикации и заявления, будто бы на монументе установят тотемную для венгров птицу турул и разместят унизительные для украинцев надписи. Во-вторых, в 1939 г. на Верецком перевале были расстреляны сечевые стрельцы, боровшиеся против венгерской оккупации края, при этом кое-кто до сих пор считает, что в расстреле участвовали венгерские войска. Однако, если внимательно разобраться в фактах, окажется, что страсти вокруг памятника часто нагнетались искусственно. Так, никакой птицы турул на монументе не установили (и не планировали), как и нет на нем унизительных надписей. Монумент состоит из семи плит, по количеству венгерских племен, и, по замыслу автора, символизирует часовню с дверью с востока на запад, никакой идеологической окраски он не несет.
Похожая ситуация и с расстрелом сечевых стрельцов. В 1939 г., после оккупации Венгрией Карпатской Украины, много галичан, входивших в Карпатскую сечь, спасаясь от преследований, удирали в Румынию. Эта страна отлавливала беглецов и возвращала Венгрии, которая сразу депортировала их в Польшу. Поляки очень ревностно следили за событиями в Карпатской Украине, поэтому после депортации польские войска примерно за два километра от места, где сейчас стоит памятник, расстреляли сечевиков без суда и следствия. Возможно, венгры и догадывались, какая судьба ждет пленных после депортации, однако непосредственно к расстрелу они причастны не были, — это установленный историками факт. Расстрелянных сечевиков до сегодня так и не перезахоронили по-христиански...
Последние 15 лет венгры неоднократно ставили вопрос о памятнике на Верецком перевале, однако окончательно его удалось решить лишь в 2008 г. Президент В.Ющенко продвигал тогда тему Голодомора и пообещал венграм выполнить их давнюю мечту в обмен на установление памятника жертвам Голодомора в Будапеште. Принцип решения этого деликатного вопроса в Закарпатье был разработан еще предшественниками и предусматривал одновременное установление двух монументов — венгерского и расстрелянным сечевикам (творческий конкурс на последний памятник и выделение земли состоялись еще в 2002 г.). Однако при поспешном выполнении распоряжений свыше, как это часто бывает, произошли накладки. Формальная процедура относительно сооружения венгерского памятника была соблюдена не полностью, кроме того, в январе 2008 г. вопрос о разрешении на его установление Закарпатский облсовет „успешно“ провалил, что едва не вызвало международный скандал (об этом ZN. UA пространно рассказывало http://www.dt.ua/newspaper/articles/52597#article).
Принципиальность депутатов свидетельствовала не столько о патриотизме (этот же совет, например, признал русинов отдельной национальностью), как о том, что с ними недоработал „контролер“ области из президентского секретариата. Однако этот недостаток оперативно устранили, и летом 2008 г. памятники таки открыли. Торжественное событие при участии двух президентов сперва анонсировали на восьмое июля, однако после радикальных заявлений „Свободы“ и еще нескольких партий о запланированных акциях протеста отменили. Фактическое открытие без ажиотажа состоялось 21 июля: двусторонняя делегация сначала оказала почести погибшим сечевикам, а потом открыла венгерский памятник.
Покоя Закарпатью это событие не принесло: Верецкий перевал фактически стал площадкой для политических акций радикальных сил. Венгерский монумент неоднократно красили, „украшали“ разными надписями и тому подобное. Электоральных достижений такой пиар не давал (на выборах радикальные силы никогда не получали в Закарпатье каких-то серьезных результатов), однако всегда будоражил общественность, вызывал резкие, иногда провокационные заявления с разных сторон, вел к межнациональному напряжению...
Решать „деликатные вопросы“ с соседями Украине приходилось неоднократно. Можно вспомнить в связи с этим открытие кладбища «Орлят» во Львове, где захоронены польские военные, погибшие во время украинско-польской войны 1918 г. Несмотря на то что поводов для национальных оскорблений здесь было намного больше, чем в случае с явно притянутым за уши венгерским памятником, эти вопросы удалось решить цивилизованно. Хотя кое-кто до сих пор считает открытие польского кладбища унижением для Украины. Как свидетельствует опыт, удовлетворить всех при решении таких вопросов невозможно. Всегда найдутся силы, которые, считая себя патриотами и защитниками Отчизны, будут делать громкие заявления, искажая при этом исторические факты, а вместо какого-то действительно достойного дела (например, организации перезахоронения расстрелянных сечевиков) будут устраивать акции, будоражащие общественность и ведущие к противостоянию.
Непростые страницы можно найти в отношениях Украины с любой соседкой. А если расширить географические границы и углубиться в историю, окажется, что в Европе нет ни одной страны, которая бы не воевала с соседями, причиняя или претерпевая национальные потери и унижения. Однако, если бы европейцы зацикливались на этом, то не создали бы объединенной Европы...
Владимир Мартин «Зеркало недели. Украина» №7, 25 февраля 2011