ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО В КАРПАТСКОЙ РУСИ

    25 апреля 2024 четверг
    Аватар пользователя Палінкаш Іван Іванович
    Один из двенадцати Апостолов Иисуса Христа - Андрей Первозванный с проповедью Слова Божия совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье. Апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во Епископа одного из семидесяти апостолов Христовых - Стахия. На юго-западе Карпатской Руси Христианство впервые появилось уже в апостольские времена. Святой апостол Павел – учитель языков, проповедовал в Иллирике, где жили славяне. «Тем же и словенску языку учитель есть Павел, от него же языка и мы есме Русь...». А вот как об этом говорит «Повесть древних лет»: «Словенску языку учитель есть Андроник апостол, в Моравы бо ходил, и апостол Павел учил ту, ту бо есть Илюрик, — ту бо быша Словене первое». Поэтому неслучайно святой апостол Павел в послании к колоссянам упоминает скифов (Кол. 3, 11). Нельзя исключить, что Христианство могло придти на придунайские и потисские земли, где жили наши предки славяне, из греческого города Сирмиум, образование которого относится к апостольским временам. Город Сирмиум - Срем - Сремске Митровице находился некогда в ведении Константинополя и являлся кафедрой православных греческих Епископов, первым из которых был Андроник, один из семидесяти апостолов, спутник святого апостола Павла. Кафедра в Среме существовала до 582 года - до времени уничтожения ее аварами, - и была перенесена в Охрид. Святой апостол Андроник был родственником апостола Павла (Рим.16,7). Он был Епископом и в Паннонии.4 «Сей апостол (Андроник) Христов и мученик, - говорит преподобный Никодим Святогорец, - как Крылатый, облетел вселенную, спасая людей от нечестия и заблуждений идолопоклонства; За ним следовала предивная Юния... Они оба многих язычников обратили к богопознанию, настроили храмы, низложили идолов и везде благоустрояли Церковь Христову, изгоняли бесов и исцеляли недуги». Апостол Карп, один из семидесяти Апостолов, разносил послания святого апостола Павла и, возможно, заходил и в область Карпат. Послание к Галатам, хотя и было адресовано непосредственно в Малую Азию, могло предназначаться и к галатам Паннонии, Мизии и Карпат. По свидетельству Епископа Моисея Хорренского (489 год.), во Фракии, было пять малых областей и одна великая, где было семь славянских племен. Из этого следует вывод, что апостол Карп, будучи Епископом во Фракии, был и среди славян. Со времени перенесения Константином Великим столицы Византийской империи на Балканский полуостров, церковное влияние усилилось на придунайских и потисских землях. «Егда в времена святого равноапостольного царя Константина Великого начася вера святая по всей вселенной расширяти, тогда и в стране Гофстей, об он пол реки Истра, святое благочестие аки свет в тьме возсия; в той убо стране рождение, воспитание, и просвещение Никиты святого бысть». Святой Никита был учеником Дакского Епископа Феофила, который «на Первом Соборе Никейском быв, догмата Православной веры, языком и рукою утверди». Святой Никита ревностно продолжал святое дело проповеди Епископа Феофила. Он много язычников привел в Христианство и «учредил для русинов Епископство Микловичское». На основании исторических данных, Закарпатье на протяжении всей своей истории никогда не входило в состав Римской империи, а только соседствовало с ней. Так, после долголетней войны императора Траяна с Дакийским королем Децебалом, даки были покорены римлянами, и Дакия получила название римской провинции. И таким образом Закарпатье на юге соседствовало с Римской империей. Находясь в соседстве с Римской империей, население Карпатской Руси вело активную торговлю с древними римлянами. В период с I-V в.в., торговцы уже знали дорогу через карпатские перевалы. На территории Закарпатья, в поселке Дубовом и в Русском Поле, археологами найдены римские монеты. Также найдены серебряные имитации тетрадрахм Филиппа Македонского, золотые имитации Александра Великого и его наследников. В Солотвине найдены дукаты императора Марцилла (350 год). На соседних с Мукачевом равнинах найдены серпы и сапы римского образца. В историческом словацком центре - городе Михаловцах (Восточная Словакия) в 1977 году были обнаружены остатки древней храмовой постройки — одноапсидной ротонды. Ротонда имеет черты строений великоморавского периода, которые были обнаружены после 1945 года в Южной Моравии и Словакии — в районе Угорского городища, около Микульчиц и Брецлава, а также в Дуцеве — Пештан. Находка эта вызвала интерес широкого круга зарубежных исследователей. Археологи считают ее одним из важнейших открытий последних лет, которое отодвинуло границы Великоморавской державы дальше на восток, и дала возможность считать наши земли (Карпатской Руси) частью ее. В той же ротонде был найден небольшой тесанный камень. Камень с одной стороны не обработан и выгладит так, как будто от него отколот кусок. Это предположение подтверждает надпись, часть которой сохранилась на камне. Пражский профессор Й.Ригер утверждает, что в этой надписи мы имеем дело с письмом славян Италийского типа. Надпись читается: «Сын Божий Иисус Христос». Й.Ригер полагает, что сделана надпись христианами, которые оказались здесь еще в IV веке. Это могло быть в то время, когда новая империя с центром в Царьграде строила укрепления на Востоке Европы, вдоль по Дунаю. К этому стремились императоры Констанций II и Валент. Орды маркоманов, квадов и сарматов совершали набеги на эти территории и потому в 358 году император Констанций II (323-361 г.г.) направился из бассейна Тисы в сторону современной Восточной Словакии с целью покорить квадов. В тот период в этих местах, вероятно, стало более широко распространяться Христианство. Христианство могло попасть сюда и через воинские отряди Констанция II, с которыми путешествовали миссионеры (среди них были и еретики ариане). Известно, что королева Фидегильда в IV веке основала Епископскую кафедру в Нитре (Восточная Словакия), первоначально арианскую, которую возглавил Епископ Сумиаш. Вместе с Оломоуцким Епископом он обратился в 420 году к блаженному Иерониму, далматинскому иеромонаху из Стридона, переведшему Священное Писание на латинский язык, с просьбой помочь перевести Псалтырь на язык славян. Таким образом, Христианство восточной традиции могло здесь пустить прочные корни еще в то время. Впоследствии, усилиями святых братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия и их последователей, остававшиеся в Великой Моравии ариане были возвращены в Православную Церковь. Восточная Церковь постоянно заботилась о духовном просвещении славян, живших на придунайских и потисских землях, и оказывала на них благотворное влияние. Славяне нередко занимали высокие церковные должности в Византии. Есть данные, что в VIII веке славянин Никита был Цареградским Патриархом. К славянам относились с уважением, и в истории Византийской империи нет данных о запрещении славянского языка. Влияние византийской культуры на наши земли было велико и сильно еще до прихода святых братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия. Еще до этого бывали здесь византийские миссионеры. Определение 4-го Константинопольского Собора 680 года свидетельствует, что Церковь была и у славянских народов. Наши предки — потисские славяне, имели живые контакты с византийскими областями, обусловливавшие знакомство с восточной культурой, в том числе архитектурой. Были также интенсивные торговые связи. В VII-Vlll вв. закарпатские русины, лодками по Тисе и Дунаю возили продавать соль в Царьград, так как в Солотвине (восточная часть Закарпатья) существовал крупнейший солерудник, который существует и по настоящее время. Общаясь с Православной Византией, эти люди приносили с собой Православную веру. Предполагается также, что влияние на Карпатскую Русь могли оказать миссионеры - монахи Сирии и Палестины, которые в VI веке проповедовали в различных странах Азии и на европейское континенте. Следы деятельности этих сирийско-палестинских миссий сохранялись достаточно долго. Так, использование сирийско-палестинского Церковного устава наблюдалось и в современной Словакии, согласно предания, отшельник Сворад (около 1000 года) постился в соответствии с этим уставом. Могла, в Закарпатье появляться и болгарская миссия, когда в Болгарии начались преследования христиан во времена Ормутага и Милимира. Болгарские христиане бежали от преследований в другие земли, их верующие, священники и Епископы, доходили и до Карпатской Руси, строили здесь свои храмы и, возможно, многих обратили в Христианство. До сегодняшнего дня некоторые церковные песнопения в Закарпатье исполняются «болгарским распевом». Так, в чине погребения мирян, стихиры, с 1 по 5-ю, поются только так называемыми «болгарскими гласами». В 568 году авары овладевают Паннонией. И во время их господства до 796 года Христианство утверждалось в Паннонии преимущественно славянскими племенами. В конце 12 века был крещен аварский воевода Тудин - Феодон вместе со свитою и многими вельможами. Известно также, что аварское государство было и на территории Закарпатья в среднем и нижнем потисье. По данным Анонима, «в нижнем потисье владел болгаро-славянский князь Глад. Глад помогал Борису, Болгарскому хану, в христианизации болгар. Народ Глада был христианским». На территории современной Венгрии (бывшей Паннонии) в могилах VII и VIII вв. в аварских гробах археологами найдены «византийские кресты». Итак, первоначальное Христианство в Карпатской Руси ведет свое начало от святых Апостолов Иисуса Христа. В течении последующих столетий Христианство различными способами приносилось на Карпатскую Русь. А в IX веке Карпатская Русь была непосредственно христианизирована святыми братьями, равноапостольными Кириллом и Мефодием. http://wap.ierej.ru/download.php?t=71&f=txt&PHPSESSID=f54564766d2e22502f1f