ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Русь Петровская и Подкарпатская или дипломат Петра Великого

    29 марта 2024 пятница
    Аватар пользователя Нискореный русин
    … Казалось бы, об истории Петровской Руси написано очень много книг, многотомных трудов и летописей, но и сейчас некоторые следопыты находят новые факты и заполняют белые дыры в огромном полотне древности. Великая огромная Россия, чего она только не испытала, и татаро-монгольское нашествие, и междоусобные войны, и борьбу за чистоту православия с крестоносцами, и многое многое другое. Петр I встал у руля государства с восточными нравами и измученного интригами.В противовес этому Европа XVII века блистала культурой, образованностью и лучшими умами. Маленькие по сравнению с Россией страны смотрели с огромным любопытством на огромного государя в простецкой одежде, который приехал с Великим Посольством посмотреть и поучиться у Запада. Вот тут то на арену истории выходит Иван Алексеевич Зейкан, закарпатец по происхождению, наиумнейший человек, видный деятель в области педагогики, культуры и дипломатии. Сделаем некоторое отступление, и напомним кратко историю Закарпатья.Начиная с ХІ в. и завершая ХІІІ в., Закарпатье постепенно вошло в новообразованное европейское государство, королевство Великая Венгрия. В ХІІ в. король Гейза II пригласил сюда из Рейнской области саксонцев, которые выращивали виноград и добывали в горах золото. Первое появление в Карпатах русских после татаро-монгольского нашествия относится к 1241-1242 гг., когда король Бела IV стараясь заселить опустошенные татарами земли, стал раздавать различным панам-феодалам своим и чужеземным обширные пространства земель в южном Прикарпатье. Еще больший приток был при Угорском короле Карле-Роберте и итальянской (сицилийской) династии Анжу. Уже во второй половине ХIV века венгерский король Карл I Роберт уступает литовско-русскому князю Феодору Корятовичу Мункач (Мукачево) и Макович. Феодор пришел с небольшой свитой из русских и поселился на высокой скалистой горе, на которой построил укрепленный замок, сохранившийся до сих пор. Ход истории изменился в 1526 г., когда в ходе тяжелой битвы между турками и венграми, мадьяры потерпели поражение и королевство было разделено на три части: 1. Трансильванское княжество - вассал турецкой империи. 2. Центральная Венгрия - во власти турецкой империи. 3. Западная и Северная Венгрия - во власти австрийских Габсбургов. В 1690 г. прекратило свое существование Трансильванское княжество. Теперь уже все Закарпатье вошло в состав Австрийской империи. Иван Зейкан родился в 1670 г. в селе Имстичева Иршавского района Закарпатской области. Уехав рано из дома, жил во Львове, Праге, Вене и Регензбурге. Он досконально знал философию, латынь, немецкий, французский, венгерский и славянские языки. Знание европейских языков во многом помогло Зейгану стать видным дипломатическим деятелем. В 1697 году в Европу прибыло так называемое «Великое русское Посольство» во главе с молодым царем Петром. Оно посетило Берлин, Прагу, Амстердам, Вену. В период пребывания в Вене Иван Зейкан пришел с челобитной к государю. В «Записках» посольства зафиксировано так:«17 июля 1697 года бил челом Великому Государю, а великим й полномочным послам подал челобитною студент Иван Зейкан, чтоб ему быть при них, великих й полномочных послах, латинского языка в переводчиках… а учился по словянски й по латыни лет с девяти и слушал философии в академиях в Праге и Регенсбурге, и в Вене и умест переводить с латинского на славянский совершенно… и тому Ивану Зейкану у его Великого Государя дел латинского языка в переводчиках, при настояшим посольстве быть велено, й жалование й корм ему велено давать…»Уже через месяц Иван Зейкан получил серьезное дипломатическое поручение при переговорах между Турцией и Священной Лигой России, Австрии, Польши и Венеции. При дворе российских царей Иван Зейкан жил и работал до 1727 года, выполняя различные дипломатические поручения – не без его участия проходили переговоры между Россией и Венгрией. Также, И. Зейкан служил в качестве наставника и гувернера двоюродных братьев Петра Великого – Александра и Ивана Нарышкиных и уже позже внука государя. В царских листах записано:«Господин Зейкан! Понеже время приспело изучить внука нашего, того ради, ведая ваше искусство в таком деле й добрую вашу совесть, определяя все к тому, которое дело начни с Богом по осени, а именно в октябре или первых числах ноября, конечно. Петр I».Источники говорят, что И. Зейкан был также учителем отца известного поэта О.П. Сумарокова. После смерти Петра I в России начинаются так называемые дворцовые перевороты, Зейкан поподает в опалу. Все его имущество конфискуют, а самого высылают в Венгрию. Позже он пытался вернуться в Россию, но так как Венгрия тогда входила в состав Австрии недружественной с Россией – ему было отказано. Таким образом, Иван Зейкан – дипломат, педагог, культурный и политический деятель стал одним из первых, кто внес запись в летопись дружественных отношений России и Закарпатья.К сожалению, мало кто знает, какая роль отводилась в этом российским дипломатам Ф.Головину и Г.Головкину. Рядом с ними около 30 лет нес службу уроженец Закарпатья И.О.Зейкан. Знаток латыни, немецкого, французского, венгерского и других центрально-европейских языков, с 1698 по 1727 года он добросовестно нес службу при дворе Петра I. Авторитет этого закарпатца в глазах российского императора был настолько высок, что 17 мая 1722 года Петра I милостиво обратился к Ивану Зейкану с таким письмом: "Господин Зейкан! Понеже время приспело учить внука нашего, того ради, ведая ваше искусство в таком деле и добрую вашу совесть, определяем вас к тому; которое дело начни с Богом по осени, а именно в октябре или в первых числах ноября, конечно. Петр I"20. Первым в этом ряду стоит дипломат Иван Зейкан (1670-1739) - наставник царевича Петра II. Родился он в селе Имстичево нынешнего Закарпатья. В Львове, Праге, Вене и Регенсбурге изучал философию, латынь, немецкий, венгерский и славянские языки. В 1697 г., когда в Европу прибыло Великое посольство во главе с молодым Петром I, Зейкан попал с челобитной к государю, был благосклонно выслушан и уже через месяц получил серьезное поручение на переговорах с Турцией. Авторитет этого русина у российского императора был настолько высок, что в 1722 г. он обратился к нему со следующим письмом: "Господин Зейкан! Понеже время приспело учить внука нашего, того ради, ведая ваше искусство в таком деле и добрую вашу совесть, определяем вас к тому; которое дело начни с Богом по осени, а именно в октябре или в первых числах ноября, конечно. Петр I". Приложения Петр II в документах и свидетельствах современников Приложение 1 Обучение, коронация, семейная переписка Петра II (по материалам российского государственного архива древних актов) [175 - Все приложения составлены и подготовлены к изданию Ю. М. Эскиным.] 1. Обучение и воспитание Петра II [Указ Петра I учителю (в семье Нарышкиных) Ивану Зейкену о начале обучения великого князя Петра Алексеевича] (автограф). 1722 г. Господину Зейкену. Понеже время пришло научать внука нашего, того ради, ведая ваше искусство в таком деле и добрую вашу совесть, определяем вас к тому. Которое дело начни з Богом к осени, а именно в [о]ктябре или в первых ноября конечно. Петр. От + в 17 де[нь] мая 1722. [Ответ Зейкена] Всепресветлейший державнейший император и самодержец всероссийский Петр Великий, отец отечества, государь всемилостивейший! Указом Вашего Императорского величества поведено мне быть в служении великого князя, и по моей рабской повинности должен Вашему Императорскому величеству во всем всеподданнейше повиноваться. Только уважая мою к толикому делу негодность, принужден всеподданнейше донесть, што за моею старостию и дряхлостию оное бремя понесть не могу, к тому же в науках и в языках недостаточен, такова искусства не имею, штоб высокое Вашего Императорского величества изволение мог достодолжно исправить, и в том ваш государский гнев на себя наведу. Для того, припав к ногам Вашего Императорского величества, раболепно прошу, дабы по своей богоподражательской милости изволил меня, последнего раба своего от оной службы отставить. Вашего Императорского величества вечный нижайший раб. [Письмо Зейкена А. В. Макарову] Государь мой. С раболепною покорностью признаю Его Императорского величества государя нашего всемилостивейшего высокую милость в том, што изволил меня, последнего сиротину, назначить в служение великому князю, но я, уважая свою к толикому делу негодность, зело боюся, што по Его Императорского величества всемилостивейшему изволению и чаянию, оное бремя не снесу, тут надобна бодрость неусыпная и искусство повсемественное, а я не што ни подумаю, всего мне недостает к исправлению моей в таком служении должности, в науках таким высоким лицам пристойных я не достаточен, в языках недоволен, в придворных поступках весьма не заобычен, к тому же я человек чужестранный, безпомощный, сиротливый и многими напастьми настращенный, а се уже и стар и дряхл и так по всему предвижу, што мне с такое дело не станет. Правда што я должен и рад бы слепо повиноваться высокому Его Императорского величества государя нашего всемилостивейшего указу, да совесть моя заставливает меня донесть мои к этому делу недостатки и покорно просить вашего, государь мой, в том предстательства, дабы мне в моем недоумении не припасть гневу. Пожалуйте, государь мой, по+ (нрзб.) меня на сие мое просительное доношение желанным ответством, за што я вам, государю моему, вечно и верно служить обещаюся. Ваш государя моего нижайший слуга Иван Зейкан. [Письмо Зейкена А. Л. Нарышкину?] Пожалуйте государь мой, помилосердствуйте обо мне, слуге своем, извольте исходатайствовать, чтоб мне положенное бремя миновать, ей ей! Ни ума, ни силы у меня не столько нет, штоб мне оное снесть. [Письмо А. В. Макарова А. Л. Нарышкину] Государь мой милостивой Александр Львович! Хотя я всеми мерами трудился, чтоб господина Зейкана известное бремя миновало, однако ж ничто успело, и изволили ныне Его величество написать к нему своеручное письмо, которое послано с Павлом Ивановичем, где написано, чтоб он то дело начинал кончая с ноября месяца. И хотя я при том доносил, что вы уволены до декабря, и чтоб с вами ему ехать, на что изволил сказать последнее, что де и так время немало, а х тому де могут еще писать+ доносить+ за которым отъездом не имею, что токмо прошу милостивого прощения. И остався ваш, моего милостивого государя, покорный слуга и раб, А. Макаров. От Коломны, маия в 17 день 1722. [Указ Петра I И. Зейкену] Указ господину Зейкеру. Определяю вас учителем к нашему внуку. И когда сей указ получишь, вступи в дело сие немедленно! Петр. В 10 ноября 1723. [Указ Петра I А. В. Макарову] Указ секретарю Макарову. <+> сие объяви Александру Нарышкину, понеже пред [сего] указ писменной дан Зейкену, дабы быть ему учителем у внука нашего, но он его не отпускает, притворяя удобовозможные подлоги, и понеже я не привык жить с такими, которые не слушают, да смирно, того ради и скажи и объяви и сие письмо оставь у него, что ежели вышеписанной Зейкин по данному письменному указу не учинит, или начнет в чем прекословить, или чтоб ни будь не ко исполнению сего, то я не над Зейкиным, но над ним то учиню, что доведетца прислушником чинить, ибо все сие от него происходит, и штоб конечно сегодни или завтра в свое дело действительно вступил. Петр. В 8 де[нь] генваря 1724. (РГАДА. Ф. 2.On. 1. Д. 24. Л. 1-8) [Расписание занятий Петра II, составленное в Верховном тайном совете] Предложение о разделении часов, которыя Его Императорское величество к своим наукам и забавам употребить изволит. Понеже часы к наукам и забавам всегда переменятца имеют, того ради в разделении оных надлежит наипаче смотреть пред+ (нрзб.) И тако ежели Его Императорское величество обыкнет порядочно о 9-м или 10-м часу почивать ложитца, то может паки о 7-м и 8-м часу вставать. И понеже+ благословенно быть не может, что не с Богом начато, произведено и совершено бывает, то б первое и наиважное было, чтоб Его Императорское величество коль скоро встанет, прежде всего чинить имел, чтоб к Богу обратился и умиленною молитвою себя ему наиприлежнейше препоручил. По совершении молитвы может Его Императорское величество или Евангелистов, Апостола или иную какую божественную книгу к своему обучению читать, или читать повелеть; а имянно таким образом, что в один день евангелисты, в другой день апостольские+ а в третей - иная какая божественная книга, например Житие святых отцов, или ему подобное чтенье быть могут. (Примечание на копии 1760 года: сей пункт в белом предложении выпущен <+> С сего очерченного пункта сообщена копия членам Священнейшего Синода, июля 17-го 1727-го, а именно отослано к архиерею Ростовскому: РГАДА. Ф. 156. Оп. 1. Д. 198. Л. 1 об.) Что надлежит до церкви и молитвы, о том Его Императорскому величеству донесено будет впредь. Потом отдохновленного, можно науки предвосприять, а имянно сим порядком: В понедельник. От 9-го до 10 часу читать историю и в кратце главнейшие случаи прежних времян, премены и приращение и умаление разных государств, притчины тому, а особливо добродетели правителей древних с воспоследованною потом пользою и славою представлять. И таким образом можно во время полугода пройти ассирийскую, персицкую, греческую и римскую монархию до самых новых времян, и можно к тому пользоватца, яко автором первой части гисторических дел Яганом Гибнером, а для приискивания так называемым Билдеролом. От 10 до 11 часа может Его Императорское величество отдохнуть или по изволению в своих покоях забавлятца. От 11 до 12-го часа продолжить древнюю гисторию. От 12 до 2 часа оставляетца на кушанье и покой Его Императорского величества. По полудни: от 2 до 3 часа можно на танцованье и соизволяетца при том на концерт употребить. От 3 до 4-го часа географию отчасти по глобусу, отчасти по ланткартам показывать, и к тому употреблять краткое описание Тибнерово. От 4-го до 5-го часа паки на забаву Его Императорского величества определяетца, и можно гуляньем позабавитца. От 5-го до б-го часа инде где покоитца, и от б-го до 7-го прежния забавы продолжать. Во вторник. От 9-го до 10-го часа для отмены против прежняго дня новую гисторию трактовать и во оной по приводу господина Пуффендорфа новое деяние каждого. А особливо пограничных государств представлять. И в протчем известие о правительствующей фамилии каждого государства интересе, о форме правительства, силе и слабости помалу подавать. От 10-го до 11-го часа останетца на покой. От 11-го до 12-го часа продолжать новую гисторию. По полудни. От 2-го до 3-го часа забавляться игрою, названною+ От 3-го до 4-го математические операции и географию учить. От 4-го до 5-го часа можно забавлятца стрельбою в мишень. От 5-го до б-го немного отдыхать. От б-го до 7-го часа одну забаву из прежних продолжать. В среду. До полудни будет Его Императорское величество присудствовать в Тайном совете и больше того ничего иного чинить не будет. По полудни: От 2-го до 3-го часа обучатца бильярдом. От 3-го до 4-го часа продолжать древнюю гисторию. От 4-го до 5-го часа забавлятца ловлею на острову. От 5-го до б-го часа можно покоитца, а от б-го до 7-го часа продолжать прежнюю забаву. В четверток. От 9-го до 10-го часу - географию. От 10-го до 11-го - отдыхать. От 11-го до 12-го - паки географию. От 2-го до 3-го часа танцовать. От 3-го до 4-го часа новую гисторию От 4-го до 5-го часа концерт музыческой. От 5-го до б-го продолжить музыку и отдыхать. От б-го до 7-го то же или гулять ездить. В пятницу. Пред полуднем присудствует Его Императорское величество паки в Тайном совете. По полудни: От 2-го до 3-го часа волантеншпиль или бильярд. От 3-го до 4-го часа протчие математические части и искусства из механики, оптики и протчее. От 4-го до 5-го часа на лошадях гулять ездить. От 5-го до б-го часа отдыхать. От б-го до 7-го часа продолжать одну из протчих забав сегодни. В субботу. До полудни можно по изволению то, что из географии и математике во всю неделю учено, твердить. По полудни от всех разделенных часов свобода. Вышереченным образом можно всю первую половину года поступать. В другую половину года отмену учинить и другие дела начать. X каждой науке надлежит собственное краткое описание сочинить, которое к обучению Его Императорского величества особливо учреждено быть может. Ежели Его Императорское величество в вечеру о седмом или в пол-осмаго часу кушать изволит, то может после ужина, пока час к почеванию придет, паки из божественной книги что-нибудь читать повелеть, и потом совершить молитвы во имя Божие на покой идти. Александр Меншиков Генерал-адмирал граф Апраксин Канцлер граф Головкин Князь Дмитрий Голицын. http://rusinmaromorosh.livejournal.com/93580.html