ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Русин Энди Уорхол

    19 апреля 2024 пятница
    Аватар пользователя Палінкаш Іван Іванович
    Энди был четвертым ребенком Юлии и Ондрея Вархолов, эмигрантов из карпато-русинской деревни Микова, находящейся в восточной Словакии. В 1913 г. его отец, спасаясь от призыва в армию Австро-Венгрии, переехал в Америку; Юлия смогла присоединиться к нему лишь восемь лет спустя. Детство Уорхола прошло в сталелитейном Питсбурге времен Депрессии, в покрытом копотью рабочем квартале, многие обитатели которого – как и семейство Вархола, выходцы из Восточной Европы – не забывали о своей греко-католической вере. Занятый на тяжелых строительных и шахтерских работах Ондрей неделями не бывал дома, поэтому о маленьком Андеке в основном заботилась мать (чьи побочные заработки – искусственные цветы, пасхальные украшения и другое рукоделие – способствовали формированию будущего художника) и двое старших братьев. Раскрашенная вручную фотография Ширли Темпл с подписью: “Андрею Ворхоле от Ширли Темпл” Сбережений отца, умершего в 1942-м, хватило на то, чтобы исполнить его заветное желание – отдать наиболее способного ребенка в колледж. С 1945 по 1949 г. Уорхол был самым немногословным, но в то же время одним из самых эксцентричных и талантливых студентов факультета художественного дизайна Технологического института Карнеги (ныне Университет Карнеги-Меллон). По воспоминаниям друга, «беспомощный Энди был похож на интеллигентного белого кролика», сочинения за которого писали сердобольные однокурсницы. Получив диплом, летом 1949-го он переехал в Нью-Йорк, где начал активно сотрудничать в качестве иллюстратора в таких модных журналах, как «Vogue», «Seventeen», «The New Yorker» и «Harper’s Bazaar», а также занимался дизайном витрин и рекламы для торговых компаний «Bonwit Teller», «Tiffany & С°» и «Bergdorf Goodman», рисует обложки книг и пластинок, открытки и плакаты. Особо успешной стала его рекламная графика, например чувственно-фетишистские изображения женской обуви для компании «I. Miller». Авторитет у нью-йоркских дизайнеров-профессионалов Энди завоевал своей неподражаемой «пульсирующей» линией, состоящей из чернильных пятен разного размера, с помощью которой художник мог нарисовать предмет, не отрывая кисти от полотна. Его признание было отмечено почетным призом «Клуба художественных редакторов» за искусство газетной рекламы в 1956-м. Заработки художника, около 100 тысяч долларов в год, позволили ему в том же году совершить кругосветное путешествие вместе с дизайнером Чарльзом Лисэнби, «объектом вожделения» Энди, а в 1959-м купить дом на Лексингтон-авеню. На протяжении прошедших под знаком коммерческой живописи 50-х Уорхол не оставлял намерения проникнуть в мир «высокого искусства», пропуском в который стал бы единственный, уникальный прием, непохожий на все изобретенное ранее. Его он искал беспрестанно — например, заполнял свои картины начала 60-х собственными комиксами с Бэтменом, Диком Трейси, Суперменом и Лупоглазым Морячком, чувствуя, что «низкое» искусство в итоге приведет его к «высокому». В картинах появлялись также куски рекламных плакатов и знакомые с детства каждому американцу изображения товарных брэндов, например продуктов из ближайшего супермаркета, — прием, заимствованный у родоначальников поп-арта Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга, с которыми он познакомился в 1960-м. Одновременно Уорхол рисовал изображения многочисленных долларовых купюр. Именно бесконечная тиражируемость и повторяемость товарных брендов, образов поп-культуры, включая портреты знаменитостей (Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли), посредством техники шелкографии и стали тем самым вожделенным приемом-открытием, принесшим художнику известность на выставках персональных, а также коллективных, поп-артовских: в галереях «Ферус» в Лос-Анджелесе в июле 1962 г., в «Стейбл» и «Сидни Джанис» – обе в ноябре 1962 г. в Нью-Йорке. Их залы были заполнены бесконечными рядами консервных банок с супом «Кэмпбелл», бутылок кока-колы, коробок стирального порошка «Брилло» и других продуктов. Сами изображения различались лишь еле заметными деталями, например цветовыми оттенками благодаря тиражируемой шелкографии или сортами продуктов (суп в банках «Кэмпбелл» предлагался томатный, рисовый, гороховый и пр.). В 1963 г. Уорхол превращает традиционную мастерскую художника в затянутую серебряной фольгой «Фабрику» по массовому «производству» современного искусства, на которой многочисленные ассистенты под руководством бизнесмена Энди и его помощника поэта Джеральда Маланги выпускали десятки шелкографических работ в день. Эта манхеттенская студия на 47-й улице стала в том же году и «Кинофабрикой». Прием бесстрастного запечатления реальности и ее тиражирования был использован и в андерграундных фильмах, первым из которых стал «растиражированный» «Поцелуй» (1963). За свою андерграундную «пятилетку» (1963—1968) «Кинофабрика» выпустила несколько сотен фильмов, включая 472 черно-белые кинопробы (screen tests), по 3,5 мин. каждая, и около 150 короткометражек-киноперфомансов, из которых публике было показано около 60. Наиболее масштабной работой стали длящиеся 3 ч. 15 мин. «Девушки из Челси» (1966), первый имевший успех в коммерческом прокате андерграундный фильм, давший нью-йоркским экспериментаторам надежду на альтернативный кинопрокат. С 1965-го помогать в выпуске кинопродукции стал режиссер Пол Морисси, которому с 1969 г. Уорхол полностью доверил руководство съемками под эгидой своего имени. В 1972 г. король поп-арта запретил прокат своих экспериментальных киноработ, сделав исключение для постановок Морисси, более конвенциональных и сюжетных. В том же году король поп-арта, не ценивший не только вербальные искусства, но и музыку, тем не менее продюсировал рок-группу «Велвет андерграунд», предложив в качестве солистки Нико, «суперзвезду» «Фабрики», снял фильмы с этой группой и включил их концерты в свое мультимедийное световое шоу «Взрывая пластмассовое неизбежное» (»Exploding Plastic Inevitable», 1966). К 1965-му «белый кролик» из Питсбурга достиг такой ошеломляющей известности, что больше не брал коммерческие заказы. Даже после заявления на публике о том, что с этого момента он отходит от живописи и посвящает себя целиком кинематографу, Энди продолжал производить шелкографические серии, покрывая стены галереи Лео Кастелли обоями с рисунками коров и заполняя ее парящими под потолком «серебряными подушками» (1966). 3 июня 1968 г. Валери Соланас, радикальная феминистка, автор «Манифеста ОПУМ» (ОПУМ — Общество по уничтожению мужчин) и отвергнутой Уорхолом пьесы «Засунь себе в задницу», снимавшаяся в его фильмах, три раза выстрелила в художника. Одна пуля прошла через оба легких, селезенку и печень — в состоянии клинической смерти Энди бып доставлен в госпиталь, где после пятичасовой операции его удалось вернуть к жизни. Только в сентябре он появился на «Фабрике». Покушение сделало Уорхола более религиозным: он стал чаще задумываться о смерти, исповедоваться в греко-католической церкви и заниматься благотворительностью. В его живописи появились темы катастроф, аварий и казней. В 1972-м он возвратился к портретной живописи, которой занимался до самой смерти, практически позабыв о шелкографии. Рисуя в год до сотни портретов, он старался уделять внимание знаменитостям — среди них Майкл Джексон, Трумен Кэпот, Мик Джаггер, Йозеф Бойс, Сильвестр Сталлоне и иранский шах. Не забывал он и об автопортретах. С осени 1969 г. Уорхол выпускал светский журнал «Интервью», в котором фотографии звезд делали фотохудожники Роберт Мэпплторп и Брюс Уэбер. Чтобы разместить его редакцию, Уорхол перевел «Фабрику» в новое помещение на Бродвее и переименовал в «Офис». В 1980 г. Энди выступил с проектом нового кабельного телеканала «Телевидение Энди Уорхола» и появился в трех передачах на кабельном ТВ. Не забывал он и об эффективности печатного слова, несмотря на изначальную к нему антипатию, — записи телефонных разговоров посетителей «Фабрики» в 1968-м были изданы как роман под названием «А», в 1975 г. вышла книга «Философия Энди Уорхола», а в 1980 г. — книга «Попизм: Уорхол в 60-е». Сердце Уорхола остановилось после операции на желчном пузыре 22 февраля 1987 г. На службе в нью-йоркском соборе Святого Патрика, где отпевали Уорхола, присутствовали почти 2000 человек. Его могила находится в Питсбурге, городе, где спустя семь лет после его смерти открылся Музей Уорхола. By andy-warhol.ru | Июнь 16, 2012