ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Венгерский национализм в лице ФИДЕС и Йоббик

    16 апреля 2024 вторник
    Аватар пользователя UzhNews

    Сегодня член венгерской праворадикальной партии "Йоббик" планировал организовать в регионе акцию "Возвращение домой. Венгры на Верецком перевале", требуя территориальной автономии для венгров Закарпатья, но получил предупреждения от СБУ. Я думаю вам будет интересно узнать как образовался правый анклав на карте Европы.

    В политической жизни современной Европы крайне правые политические силы играют, как правило, малозначительную роль, пребывая в полумаргинальном статусе или же не выходя за рамки интеллектуальных клубов по интересам. Как единственное исключение обычно вспоминается Французский национальный Фронт. На этом фоне Венгрия представляет собой уникальное для Европы явление, так как последние четыре года страной руководят представители правого политического спектра. Во-первых, это партия ФИДЕС — Венгерский гражданский союз, являющаяся умеренной партией правоцентристского характера. Во-вторых, это партия «За лучшую Венгрию» (сокращенно — Йоббик) — представители ультраправых политических сил. Их сокрушительная победа на выборах 2010 года стала неожиданностью для демократической Европы, а последовавшие за этим события продолжают быть вызовом для европейской системы, выстраиваемой Брюсселем.

    ФИДЕС и Йоббик — начало пути
    Партия ФИДЕС является одной из старейших политических организаций современной Венгрии. Основанная в 1988 году 37 студентами (название партии является сокращением от Fiatal Demokraták Szövetsége — альянс молодых демократов, FIDESZ), партия всегда играла важную роль в политической жизни страны.
    Можно выделить четыре этапа развития ФИДЕС. Первый длился с момента создания партии до победы Виктора Орбана во внутрипартийной борьбе (1988—1993). ФИДЕС этого периода — типичная либеральная партия с небольшой долей голосов в парламенте (8%). Виктор Орбан добился смещения партии в правый сектор, определив ее дальнейшее развитие. Второй период — 1995—2002 годы. В это время партия впервые оказалась у власти (в альянсе с Независимой партией мелких хозяев и Венгерским демократическим форумом). После поражения на выборах 2003 года ФИДЕС уходит в оппозицию, в которой он пребывает до 2010 года (третий этап). После победы на выборах 2010 года и по нынешний день ФИДЕС является партией власти с ярко выраженным правоцентристским нелиберальным уклоном, который сочетается со скептицизмом в отношении процессов европейской интеграции.
    Центральными темами политической платформы современной ФИДЕС являются христианские ценности, экономика труда, под которой партия понимает прежде всего поддержку традиционных индустриальных отраслей промышленности и приоритет венгерских интересов перед общеевропейскими. Последнее включает в себя усиленное регулирование деятельности международных банков и транснациональных корпораций, а также политику защиты венгерских меньшинств за пределами страны — прежде всего в Румынии.
    Партия Йоббик является второй значимой правой силой в Венгрии. Она была создана в 2003 праворадикально настроенными студентами Будапештского университета. Долгое время партия играла символическую роль в венгерской политике, однако начиная с 2009 года Йоббик стала реальной политической силой, получив три места по результатам выборов в Европарламент. Успех был закреплен на парламентских выборах 2010 года, когда партия впервые преодолела пятипроцентный барьер. Программа партии является национально-консервативной — основной упор делается на антииммигрантскую и на антицыганскую риторику.

    Прорыв 2010 года
    Выборы 2010 года стали прорывом для обеих партий. ФИДЕС удалось получить конституционное большинство — более 2/3 голосов в парламенте (ФИДЕС в коалиции с Христианско-демократической народной партией получила 262 места из 386). Партия Йоббик также достигла невероятного для себя успеха, получив 47 мест в парламенте.
    Ключевым фактором, обеспечившим успех правых сил, стали последствия экономического кризиса и неспособность предыдущего правительства, возглавляемого представителями Венгерской социалистической партии, преодолеть его. Как отмечает доктор философии Жольт Эньеди, «в Венгрии традиционно наблюдается нехарактерная для Европы поляризация политических сил», и поскольку ФИДЕС удалось убедить граждан, что правительство предало венгерские интересы и стало агентом МВФ и Брюсселя, венгерским избирателям сузили политический выбор. Как отмечает бывший министр культуры Венгрии, директор аспирантуры Центрального Европейского университета Андраш Бозоки, «ФИДЕС удалось убедить избирателей, что правительство виновно в последствиях мирового экономического кризиса для Венгрии, и тем самым получить голоса от людей, которые хотели перемен».

    ФИДЕС — из оппозиции в партию власти
    За четыре года пребывания ФИДЕС у власти вся политическая система страны претерпела значительные изменения.
    Пользуясь абсолютным парламентским большинством, ФИДЕС внес изменения в венгерскую Конституцию. Во-первых, изменено название страны с «Венгерской Республики» на просто «Венгрия». Смена названия имела целью включение в венгерское «воображаемое сообщество» не только граждан страны, но и венгров, проживающих в других государствах.
    Во-вторых, было внесено положение, что народ Венгрии объединяют «Бог и христианство». Тем самым подчеркивается преемственность традиционных ценностей, включая де-факто запрет на аборты и однополые браки. Неудивительно, что последнее вызвало негативную реакцию Европейского союза. В-третьих, теперь для вступления страны в зону евро требуется одобрение 2/3 парламента. Эти изменения в Конституции отражают основные направления политики ФИДЕС: защита венгров за пределами страны, защита консервативных ценностей, а также не отраженное в конституции, но неоднократно упоминаемое в выступлениях премьер-министра и других официальных лиц продвижение так называемой «экономики труда». Под последней понимается защита и развитие индустриальных отраслей промышленности.
    В то же время ФИДЕС включил в свою программу действий многие инициативы партии Йоббик, не вступая в коалицию с последней и отнимая ее электорат. Так, 4 июня было объявлено «Днем национального единства» в память Трианонского договора, заключенного в 1920 году после Первой мировой войны, по которому Венгрия потеряла множество территорий, включая Трансильванию, в результате чего значительная часть венгров теперь живет на территории современных Румынии, Словакии и Сербии.
    Кроме того, были снесены памятники коммунистическим лидерам, на месте которых были установлены памятники адмиралу Хорти, лидеру страны в 1920—1944 годы. Следует отметить, что Миклош Хорти был представителем крайне правого политического спектра и при нем Венгрия выступила союзником Германии во Второй мировой войне. Также был внесен ряд ограничений на деятельность журналистов, работающих в традиционных СМИ — от них теперь требуется разделять идеи венгерской идентичности и венгерской общности. В результате реформы школьной системы в стране преподавание истории ведется только по двум учебниками, а также продвигается «правильная» интерпретация основных литературных произведений. В результате, как отмечает профессор Центрального Европейского университета Андраш Бозоки, «в стране наблюдается процесс маргинализации индивидуальных прав и свобод и предлагается трактовка последних только в контексте прав и свобод коллективных».
    Правительству Орбана также удалось принять ряд законов, усложняющих жизнь цыганского меньшинства в стране. Так, теперь для получения социальных выплат от государства гражданину необходимо допустить инспекцию его места жительства и предоставить доказательства занятости (по крайней мере волонтерской деятельности).
    Было разрешено использование огнестрельного оружия для самозащиты, что усилило неформальные милитаристские организации, имеющее ярко выраженную антицыганскую направленность. Последней значимой мерой стали изменения уголовного законодательства, списанного с американского. Теперь после третьего правонарушения к гражданину применяются максимально допустимые границы наказания по его статье и тюремное заключение, вне зависимости от тяжести преступления.
    Заслуживает внимание и внешнеполитический аспект политики ФИДЕС. С одной стороны, Венгрия — член Европейского союза и не может позволить себе полностью независимую политику. С другой, Виктор Орбан ясно дает понять, что образцом для подражания в плане экономической политики должны быть Китай и страны Восточной Азии, а не забюрократизированный ЕС. Так, выступая перед третьим конгрессом представителей венгерских диаспор осенью 2013 года, премьер-министр заявил: «Возможно, нам придется построить новые экономическую и социальную системы, а также культурную модель, отличную от современной европейской».
    В сочетании с рядом весьма радикальных мер, таких как высылка из страны представителей МВФ летом 2010 года, подобная риторика дает основания определить ФИДЕС как партию евроскептиков и, в какой-то степени, изоляционистов. По понятным причинам подобная политика вызывает раздражение Брюсселя, который, однако, демонстрирует беспомощность. Последнее частично обусловлено потенциальной угрозой еще большей радикализации массового венгерского избирателя и смещением его в сторону поддержки еще более радикальной партии — Йоббик. Этой угрозой Виктор Орбан активно пользуется при защите своей политики в Европарламенте.
    Одновременно политика ФИДЕС имеет также чисто прагматический аспект, направленный на обеспечение ее победы на следующих парламентских выборах. В этом вопросе принятые меры не следует рассматривать через призму националистического дискурса, хотя подобная риторика имеет место.
    Показательным в этом отношении является изменение процедуры выборов в стране. Теперь правом голоса наделены все этнические венгры, даже если они никогда постоянно не проживали в стране. С одной стороны, эта мера соответствует политике венгерского национализма, но с другой стороны, ее реальная цель — дополнительные голоса на выборах.
    Наделение правом голоса венгерских меньшинств за рубежом реформа избирательной системы страны не ограничились. Как отмечает сотрудник института Political Capital Роберт Ласло, «только в результате манипуляций при сокращении избирательных округов (с 176 до 106) левым политическим силам придется набрать на 300 тысяч голосов больше, чтобы добиться такого же результата, как и правым партиям».
    Более того, парламенту Орбана удалось добиться того, что вся полнота власти в стране де-факто перешла в руки премьер-министра. Последнее, по мнению Андраша Бозоки, представляет собой «конституционный переворот против устоявшейся демократии».
    Таким образом, за последние четыре года ФИДЕС стал партией, которая сочетает в себе два основных элемента. С одной стороны, это определенно партия власти, ставящая своей целью эту власть сохранить, со всеми вытекающими из этого проблемами — манипуляции с законодательством и прежде всего коррупция. Успех партии, по замечанию Андраша Бозоки, «обусловлен умелым сочетанием национальной и социалистической риторики, прагматичным использованием национализма и популистскими мерами».
    Ради сохранения власти партия даже готова переманивать электорат политической силы, которая, по идее, должна была быть ее союзником, — Йоббик. Стратегически ФИДЕС стремится создать альтернативу леволиберальной парадигме, доминирующей в современной Европе, однако в тактическом плане предпочитает достаточно осторожные шаги и постепенность в мерах, для того чтобы сохранить респектабельность в глазах мирового и европейского сообщества. В то же время ФИДЕС по-прежнему остается очень правой по европейским меркам политической силой, сравнимой по степени своей радикальности с французским Национальным Фронтом.

    Йоббик — что делать со своим успехом?
    Для партии Йоббик, несмотря на неожиданный успех на выборах 2010 года, последние четыре года были сложным временем, во многом из-за вышеописанной политики ФИДЕС, направленной на привлечение нерадикальных сторонников Йоббик в свой электорат. Центральным пунктом политической программы Йоббик всегда была антииммигрантская риторика, а в особенности антицыганская.
    Проблема рома в Венгрии действительно остра, а правительство Социалистической партии де-факто игнорировало эту проблему, что во многом обеспечило успех Йоббик на выборах 2010 года. Численность рома составляет примерно 8% от населения страны, а сами цыгане, как правило, это беднейшие слои общества в силу высокой безработицы среди них. Как следствие, рома очень зависимы от социальных пособий, предоставляемых венгерским правительством. В результате криминальная обстановка в местах компактного проживания рома (преимущественно северные регионы страны) неблагоприятна, что порождает конфликты с венгерским населением.
    Йоббик активно борется за введение понятия «цыганская преступность» и продвигает жесткие меры, направленные на ассимиляцию рома в венгерском сообществе. Так, среди предложений было ограничение рождаемости у цыган, а также принудительная передача детей рома из неблагополучных семей в школы-интернаты.
    Таким образом, антицыганская политика — основная реальная программа Йоббик, которую она может предложить населению. Именно в этом заключается ключевое отличие Йоббик от ФИДЕС. Последняя является мощной правоцентристской силой с программой, потенциально привлекательной для всех граждан страны. Йоббик же апеллирует к крайне правым взглядам и имеет шансы на успех только в тех регионах страны, где проблема рома чрезвычайно актуальна.
    Электорат Йоббик имеет ярко выраженный региональный и возрастной характер. Основные сторонники партии проживают на севере и востоке страны, что во многом обусловлено фактором повышенной концентрации иммигрантов, включая цыган в этих районах. По данным социологического исследования, проведенного накануне выборов 2010 года, среднестатистический сторонник партии — молодой мужчина (от 25 до 30 лет) из небольшого города на севере страны. Вторая группа, где партия имеет значительную поддержку, — студенты-гуманитарии.
    Попытка включения в повестку дня антисемитского компонента натолкнулось на мощное сопротивление общества. Когда в ноябре 2012 года депутат от партии Мартон Дендеши потребовал от правительства составить списки евреев, «представляющих угрозу национальной безопасности», в центре Будапешта прошел очень массовый по венгерским меркам митинг (более 10 тысяч человек) с обвинениями Дендеши в неофашизме. В результате антисемитские призывы партии отошли в глубокую тень. Для реальной борьбы за лидерство на венгерской политической арене Йоббик необходимо качественно расширить повестку дня, трансформировав свои идеи и тезисы, сделав их более привлекательными для всего венгерского населения.
    Также важной составляющей повестки дня партии является противостояние Европейскому союзу. Как отмечает сотрудник Центра по расширению европейского союза Арон Селе, «альтернативным образом Европы, продвигаемой Йоббик, является "Европа нации"».
    В январе 2012 года партия демонстративно сожгла флаг ЕС на одной из своих демонстраций.
    Будучи крайне правой политической силой, Йоббик при этом выступает активным сторонником Владимира Путина и является де-факто пророссийской партией. Йоббик выступал сторонником сделки по строительству двух атомных станций в стране зимой этого года, хотя, учитывая российско-венгерский исторический опыт (подавление венгерской революции в XIX веке, Будапештское восстание 1956 года), партия должна была быть противником любого проникновения российского государственного бизнеса в страну. Также во время последних событий на Украине партия никак не критиковала действия России. Как отметил Андраш Бозоки, «в результате такой странной политики Йоббик в венгерской прессе даже ходят слухи, что партия получает деньги от Путина и является тайным агентом Кремля».

    Накануне новых выборов
    Подводя итоги, можно сделать ряд выводов. Во-первых, в настоящий момент правые партии являются главной политической силой в Венгрии, формируя повестку дня и политический курс страны. Во-вторых, не следует отождествлять Йоббик и ФИДЕС, так как различия между ними принципиальны. ФИДЕС определенно эволюционирует в сторону центристской партии власти правого толка. Как следствие, партия приобретает черты, характерные для партий власти постсоветского пространства: коррупционные связи с крупным бизнесом, использование легальных возможностей для трансформации политического механизма либеральной демократии в целях закрепления своего господства и предотвращения потери власти на следующих выборах. В то же время, в отличие, например, от российской «Единой России», которая характеризуется принципиальной безыдейностью и наличием трех «платформ» (правой, левой и патриотической), у ФИДЕС есть четкая культурная парадигма, в которой она функционирует. Йоббик же по-прежнему остается маргинальной силой с ограниченным электоратом, спекулируя на одной конкретной проблеме. Хотя в последнее времяон и пытается расширить избирательную базу за счет беднейших слоев населения. В-третьих, успех правых партий в Венгрии дает образец остальным европейским правым силам, рождая политический дискурс, противоречащий леволиберальной парадигме, продвигаемой Евросоюзом. Как следствие, политическое развитие Венгрии еще долгое время будет в центре внимания европейской прессы, особенно в контексте грядущих выборов в венгерский парламент весной 2014 года.