ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

«Женщине проще совершить теракт»

    20 апреля 2024 суббота
    Аватар пользователя ИСТИНА
    По данным правоохранительных органов, теракты в московском метро осуществили смертницы. Известно, что в новейшую эпоху первой женщиной-смертницей была 17-летняя ливанская девушка Сана Махайдали, которая в 1985 г. взорвала себя рядом с грузовиком, перевозившим израильских солдат. И буквально за несколько лет ее «последовательницы» появились в Индии, на Шри-Ланке, в Палестине и Ираке. О том, какие причины толкают женщин на такой поступок и в чем особенности «женского джихада», в интервью «Росбалту» рассказал автор книги «Понимая джихад» профессор религиоведения техасского Университета Райс Дэвид Кук. - Существует ли такой феномен как «женский джихад»? - Строго говоря, нет, в том смысле, что его идеологические и организационные аспекты не отличаются от терактов, совершенных мужчинами. Однако в современной радикальной мусульманской литературе недавно появились работы, поощряющие участие в джихаде (здесь и далее слово «джихад» используется в значении «священной войны против неверных» – «Росбалт») именно женщин. Традиционное консервативное исламское духовенство же выступает категорически против этих идей. В классической исламской литературе нет упоминаний об участии женщин в джихаде. В связи с чем женский джихад, как правило, появляется либо в тех регионах, где ислам является чем-то новым, как, например, в Европе, либо там, где исламская религиозная традиция была однажды прервана. То есть там, где нет глубокой исламской культуры, нет представления о том, что такое ислам, где нет хорошо подготовленных религиозных лидеров. В консервативных мусульманских странах, где существует давняя исламская традиция, идея об участии женщин в джихаде автоматически вызывает сопротивление и отторжение в обществе. Так, например, среди авторов фетв, призывающих женщин к джихаду, нет ни иорданцев, ни сирийцев, ни саудитов. - Большинство женщин-смертниц, известных сегодня, происходят из традиционных патриархальных обществ, где существует четкое разделение ролей, есть определенные законы. Имеет ли это значение? - Да, имеет, хотя здесь надо сделать поправку на то, что эти общества – палестинское или северокавказское – являются традиционными лишь в сравнении с европейским обществом. Если же сравнить Палестину с другими мусульманскими странами региона, то эта страна будет одной из самых либеральных. Хотя для Европы она по-прежнему будет традиционной. Так вот, тот факт, что смертницы происходят, как правило, из патриархальных обществ, имеет значение, потому что в большинстве случаев в жизни этих девушек были какие-то отрицательные, позорящие их в глазах общества события, как, например, рождение детей вне брака. То есть во многих случаях фигурирует понятие «чести», которое имеет огромное значение для традиционных обществ. И часто желание «отмыться от позора», восстановить свою честь является одной из мотиваций для женщин для совершения теракта. Субкультура чести и позора вообще играет большую роль в традиционных мусульманских обществах. Совсем иная ситуация с европейскими мусульманками, совершившими теракты, например, в Ираке. В большинстве случаев ими движут исключительно идеологические соображения. Сегодня Ирак – эпицентр терактов с участием женщин, но их, например, вообще не бывает в Афганистане или Пакистане. - Некоторые эксперты, изучающие феномен смертниц, утверждают, что женщины, живущие в традиционных обществах, где их роль ограничена домашним хозяйством, принимают участие в джихаде также потому, что видят в этом некую форму эмансипации, возможность заняться тем, что традиционно являлось делом исключительно мужчин. Согласны ли вы с таким подходом? - Эта теория популярна в последнее время, однако мне она кажется слегка притянутой за уши. Нет достаточных доказательств того, что участие в джихаде спровоцировало в этих обществах новое понимание роли женщины. Более того, анализируя мотивации в каждом конкретном случае, как правило, выявляются другие, более важные факторы, толкнувшие женщин на то, чтобы стать смертницами. Я не помню ни одного случая, чтобы женщина взорвала себя во имя равенства полов. Чаще всего они делают это, потому что верят, что таким образом могут отомстить за обиду и т.д. - Насколько важна религия для смертниц? Какую роль вообще играет религия? - Это всегда зависит от случая. Так, например, в случае с известными на сегодня чеченскими смертницами религия играла определенную роль, но никогда не была решающим фактором. Ислам играл роль лишь потому, что он является частью чеченской идентичности. В то время как в Ираке многие теракты, в том числе с участием смертников, совершаются именно во имя ислама, о чем говорится в видеозаписях, которые, как правило, сопровождают теракты. Но я не помню такого в случае с терактами, совершенными чеченскими террористами, которые чаще всего делали акцент на чести, мести и т.д. Они упоминают ислам, но он никогда не был самым главным фактором. Говоря об этом, я не имею в виду недавние теракты в Москве, потому что пока что не известно ни кто именно их совершил, ни что двигало этими женщинами, ни какова их этническая принадлежность. - Почему террористические организации вербуют женщин? - С операционной точки зрения женщине проще совершить теракт, чем мужчине. Женщины привлекают меньше внимания, они могут носить просторные одежды, под которыми можно легко спрятать взрывные механизмы, их реже обыскивают. Более того, использование женщин позволяет обмануть бдительность служб безопасности, которые привыкли считать, что исламский террорист – это молодой мужчина с бородой. Есть еще такой аспект — используя женщину, организация иногда хочет как бы пристыдить мужчин, говоря между строк: «Смотрите, даже женщины готовы умереть за наше дело, а вы, мужчины, ничего не делаете». Хотя я не помню такого в случае с чеченскими террористами, они не вкладывали такого значения в участие женщин в джихаде. Так, «черные вдовы» принимали участие в террористической деятельности не для того, чтобы пристыдить мужчин, а для того, чтобы отомстить за павших мужей и сыновей. Ну и, конечно, нельзя забывать о том, что теракты с участием смертниц привлекают огромное внимание общества. Так, в академической среде существует примерно 15-20 крупных научных работ на тему террористов-смертников, и целых 9 из них посвящены женщинам-смертницам. И это несмотря на то, что процент терактов с участием женщин очень мал, большинство терактов совершают мужчины. По моим примерным подсчетам, из 2500 терактов с участием смертников лишь 100 были совершены женщинами. - Однако если женщина прекрасно подходит на роль смертника и у террористических организаций много причин для того, чтобы вербовать именно женщин, почему же смертниц до сих пор так немного? - Полагаю, что это опять связано с традиционной природой многих мусульманских обществ, где роль женщины ограничивается домом. Более того, соответствующие радикальные фетвы, разрешающие участие женщин в джихаде, появились лишь в 2003-2004 гг., несмотря на то, что женский джихад появился гораздо раньше. Мусульманское общество сопротивлялось и сопротивляется участию женщин в джихаде, сами джихадистские организации на 100% состоят из мужчин, так что неудивительно, что смертниц и террористок было так немного. Это, конечно, может измениться, потому что теракты с участием женщин привлекают так много внимания. Так, примерно полтора года назад в Ираке было совершено двадцать терактов – один за другим, и все с участием женщин. Когда в Шри-Ланке женщина совершила теракт, в котором погиб индийский премьер Раджив Ганди, это привлекло очень много внимания. Движение «тамильских тигров» вдруг приобрело романтический налет в глазах многих людей. Хотя последние годы тенденция держится на уровне нескольких процентов от общего числа терактов. Беседовала Юлия Нетесова http://www.rosbalt.ru/2010/04/01/724969.html