ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

На Закарпатье каждая семья собирает пасхальную корзинку по-своему

    19 апреля 2024 пятница
    157 переглядів
    Обязательно рядом с паской в корзине должны быть и яйца - писанки

    Празднование Воскресения Христова в народном быту тесно переплелось с языческими обрядами встречи весны. Пасхальная корзинка, со всем ее содержимым, которая сегодня является неотъемлемым атрибутом Пасхи, - это отражение языческих верований по задабриванию божеств ради достатка.


    Обрядовые блюда приобрели христианской символики и уже в 15-16 веке еду в украинских церквях освящали.

    Пасхальная корзина

    Такая привычная сегодня корзина, называемая в некоторых селах западной Украины "кобеля", а на Закарпатье - корзина-дарник, чаще попадался на Полесье, где было развито лозоплетение. В Галичине носили блюда на освящение в платках, или скатертях, бесагах (дорожных двойных мешках). Мастерица по изготовлению изделий из лозы Татьяна Иванюта рассказывает об интерпретации овального корзины с ручкой поперек как символа креста. Однако популярность корзины связана прежде всего с ее удобством.

    Церковные предписания

    Традиция наполнения корзинки отличается в регионах Украины. Церковь же не выделяет необходимые для благословения блюда. "Нет четких церковных правил, что должно быть в корзинке. Это установлено скорее церковной и народной традицией, которая освящена временем, и церковь ее воспринимает", - отмечает епископ Евстратий из Украинской православной церкви Киевского патриархата. "В Требнике есть молитвы на благословение агнца, мясных блюд, а также яиц и молочных блюд", - добавляет представитель Украинской греко-католической церкви Игорь Яцкив. Однако это не означает, что человек должен принести на освящение эти блюда, так как в противном случае ему нельзя в церковь. "Можно ограничиться половинкой яйца или куском паски", - продолжает Яцкив.

    Пасхальный обрядовый хлеб

    Традиционные два блюда, которые обязательно приносят на освящение в храм - пасхальный хлеб (кулич) и яйца. Паску выпекали круглой формы, что символизировало солнце. В российской традиции пасхальный обрядовый хлеб - это кулич. Пасхой же еще называется блюдо из творога в виде усеченной пирамиды.

    "И творожная паска, и кулич изображают Голгофу, на которой произошла смерть Иисуса Христа. К тому же кулич по составу является противопоставлением еврейском хлеба мацы. Кулич символизирует полноту благодати Божией, даров, которые были посланы после смерти и Воскресения Христового на все человечество", - рассказал игумен Лонгин из Украинской православной церкви московского патриархата. На территории Украины традиционно куличи не попадались среди обрядового хлеба, добавляет научный сотрудник Института народоведения НАН Украины Стефания Гвоздевич. Кулич, в отличие от паски, не украшали сверху тестом, но поливали взбитым сахаром и посыпали пудрой. На Закарпатье и Галичине украшали пояса жаворонками, значение которых отсылает к символическим птицам, которыми призывали весну.

    Важной в паске является закваска, символизирующая слово Божье. "Так как закваска увеличивает тесто, так и слово Божие, если человек воспринимает его в свое сердце и живет им, растет духовно. Также хлеб сладкий является символом радости жизни с Богом", - рассказывает епископ Евстратий. Традиционно размеры паски зависели от достатка хозяина.

    "Бывали случаи, когда вырастали такие паски, что нужно было разбирать печи", - замечает Стефания Гвоздевич, поэтому в современный корзину они не поместились бы. Считалось, что если кулич выпекался высокий - следующий год будет счастливым, в здоровье, когда же он западал - кто-то из родни мог отойти в мир иной. Выпекали куличи обычно в Чистый четверг, иногда в субботу, читая молитвы. Следили, чтобы никто из соседей не пришел с нечистыми мыслями. Нельзя было хозяйке садиться, так как тогда и паска "сядет".

    Немало сохранилось традиций, связанных с освященной паской. Если в семье есть девушка на выданье, то обрядовый хлеб кладут ей на голову и произносят: "Аби була людям така велична, як ця паска пшенична!" К тому же девушке надо было попробовать 12 "чужих" пасок, чтобы до конца года выйти замуж. Освященной паской дотрагивались до скота, иногда давали даже попробовать. Перед пасхальной трапезой хозяин надрезал освященную паску с трех сторон в честь Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого, разделял на куски и раздавал членам семьи.

    Пасхальные яйца

    Обязательно рядом с паской в корзине были и яйца (писанки, крашенки, крапанки, дряпанки и т.д.). "На Галичине клали и яйца, и яйцо без скорлупы, тогда как в центральной Украине несли освящать целые яйца", - рассказывает старший научный сотрудник научно-просветительского отдела УЦНК Музея Ивана Гончара Галина Олейник. На центральной Украине у каждого было своя яйцо, на Галичине же одно яйцо делили между всеми членами семьи. Традиционно яйца были красного цвета, это связывают с легендой о Марии Магдалине, которая пришла к римскому императору Тиберия с красным яйцом, чтобы возвестить о Воскресении Христовом.

    Ничего освященного нельзя выбрасывать. Скорлупу от яиц бросали на воду приговаривая: "Пусть и рахманы знают, что у нас Пасха. Иногда закапывали под яблоню, чтобы хорошо родила. На Галичине бросали на крышу или закапывали на четырех углах поля для урожая и защиты от нечистой силы. "Когда писали писанки, то яйцо не выдувалось, это было живое яйцо, на которое наносили письмена для далеких предков и пожелания, чтобы Господь послал здоровья и урожай на следующий год", - Рассказывает заместитель директора по просветительской работы УЦНК Музея Ивана Гончара Татьяна Пошивайло.

    Писали писанки еще задолго до принятия христианства князем Владимиром, весной, что связано со встречей Нового года, пробуждением природы. Об этом свидетельствуют и изображения птиц. Изображение дубовых листьев на писанке является пожеланием силы, здоровья, долголетия. На Подольской писанке XIX века часто изображали "бесконечник" - закрученные линии, в которых должен запутаться нечистый. Случается изображение ромба с продольными линиями - символ засеянного поля, такую писанку дарили хозяевам с пожеланиями хорошего урожая. "Только на гуцульской писанке изображали оленей и лошадей, которые по давним представлениям носили солнце", - рассказывает заведующая отделом научно-образовательной работы Национального музея украинского народного декоративного искусства Евгения Булашова. "Писанки были оберегами, их не ели. Пасхальные яйца, дряпанки употребляли во время праздничной трапезы", - подчеркивает Татьяна Пошивайло.

    Расписывали писанки в Страстную Пятницу, считалось, что такое яйцо не портится. Пустую писанку могли нести на кладбище, ведь яйцо было безжизненное и терялась символика яйца. "Яйцо - символ воскресения Христова, потому что оно по-видимому является мертвым, но из него рождается жизнь. Также символизирует гроб, в который был положен Христос, воскрес и даровал вечную жизнь. Поэтому мы называем это гроб Господень Живоносного Гроба", - отметил епископ Евстратий. Водой с крашенками умывались девушки, чтобы быть румяными. Они спешили с Пасхального богослужения, приговаривая "Сколько за нами людей идет - так чтобы и сваты шли".

    Мясные блюда

    Мясные блюда отсылают к ветхозаветным временам. На этот праздник тогда ели жертвенного ягненка в память о том, как повелел заколоть ягненка и кровью помазать косяки, чтобы Ангел гнева Господня обошел жилища избранного народа.

    Ягненок - это прообраз Иисуса Христа, который своей кровью спас всех людей от власти смерти. Это жертва Иисуса Христа, которого Иоанн Креститель называет Агнцем Божиим, который принимает на себя грехи мира. На Галичине клали копченую колбасу, ветчину. В центральной Украине более распространенными были запеченные мясо, колбаски, соленое сало.

    Молочные продукты

    Сыр и масло символизировало жертвенность и нежность Бога, к которому нужно стремиться, как ребенок к молоку матери. На Галичине освященным маслом натирали голову, чтобы не болела.

    Хрен

    Корешок хрена, который особенно распространен на западной Украине, по словам епископа Евстратия, отсылает к Ветхому Завету. Во время Пасхи евреи должны были есть блюда из горькими приправами, чтобы вспоминать о горечи рабства в Египте. К тому же хрен символизирует прочность и несокрушимость человеческого духа после принятия таинства Исповеди. Существует легенда, по которой Христа пытались отравить корнями хрена, считая его через горечь смертоносным. Однако это растение, как природный антисептик, наоборот, полезно и способствует пищеварению.

    Соль

    Соль святили обязательно. Она символизирует качество связи между Богом и людьми, которым нужно беречь чистоту сердца, чтобы подражать Христу. К тому же ее считали оберегом, ведь и в хату приходили с хлебом-солью, и в путь брали с собой щепотку соли. Ребенка новорожденного посыпали солью, чтобы зло не принималось. На Лемковщине посыпали также корову, которая должна отелиться.

    Вечнозеленое растение

    Обязательно украшали корзину вечнозеленым растением. На центральной Украине, а также на Стрыйщине - преимущественно барвинком. На Львовщине и Бойковщине - самшитом. Кое-где клали в корзину мак, который использовали на Рождество при приготовлении кутьи. На центральной Украине святили просо, пирожки с капустой, печенье, яблоки. В Бороняве, на Хустщине, - отварного или зажаренного петуха. По поверью, именно он первым сообщил людям, что Христос воскрес из мертвых.

    Вино

    Что же касается вина, то священники не поощряют его приносить в храм, хотя оно имеет четко определенную библейскую символику. Христос называет себя виноградной лозой, а своих учеников - ветвями. Как ветви без виноградной лозы не могут приносить плода, так и люди, которые не соединены с Иисусом Христом, не могут приносить духовных плодов. Вино используется в главном таинстве церкви - Евхаристии, во время Причастия. "Первое чудо, которое сделал Господь - во время свадебного торжества превратил воду в вино. Нужно понимать, что Бог с нами не только в бедствиях", - рассказывает епископ Евстратий. Несмотря на то, что вино - благородный напиток, им можно так упиться, что от этого благородства ничего не останется, подчеркивает игумен Лонгин. Нужно понимать, что скоромные блюда, приносящиеся на Пасху, благословляются на потребление после Великого поста. Молитвы же в благословение вина нет. Но это можно объяснить тем, что во время поста в некоторые дни можно употреблять спиртные напитки (воскресенье и праздники, приходящиеся на период поста (часто Благовещения), а молитва произносится на те блюда, от которых мы отказываемся во время поста, объясняет игумен Лонгин.



    На пасхальный стол — бутылочку закарпатского "Кагора"

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору