ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Райский Александр Александрович: Перспективы развития технологий 21 века. Часть 1

    23 апреля 2024 вторник
    Аватар пользователя Райский Александр

    Десятилетия, заключенные между серединой прошлого и началом нынешнего века, с полным правом можно назвать революционным периодом развития системы сбора, обработки, передачи, распространения и использовании информации. Один за другим происходили «прорывы» в производстве электронных схем и основанных на них приборах и механизмах, сменялись поколения и типы ЭВМ, непрерывно росли их быстродействие, вычислительная мощность, надежность, снижалась стоимость, миниатюризировались размеры, и шаг за шагом расширялась область применения.

     

    Первые годы и десятилетия бурного развития информационных технологий (ИТ) породили среди идеологов научно-технического прогресса состояние эйфории. Предполагалось, что широкое внедрение ИТ, становление «общества, основанного на знании» позволит достичь принципиально нового, более высокого уровня автоматизации производства, сервиса и сбыта, решить извечные социальные проблемы, создать неограниченные возможности для общения людей, избавить экономику от циклических спадов, украсить и облегчить быт и т.д. и т.п. 

     

    "Действительно, многие ожидания подобного рода оправдались. ИТ минимизировали ограничения, которые накладывaлись на деятельность человека пространством и временем, дали возможность совершить принципиально важный шаг в развитии автоматизации – начать замену не только физического, но и умственного труда, создавая системы искусственного интеллекта. Персональные компьютеры и Интернет во многом изменили труд и быт людей, открыли для нас «виртуальный мир», возможности которого мы только начинаем осваивать. Короче говоря, многие ожидания в большей или меньшей степени реализовались, и перспективы все так же заманчивы и многообещающе" - Прокомментировал данную ситуацию Райский Александр, експерт по ИТ - технологиям и развитию информационных систем в странах СНГ

     

    Но достаточно скоро выяснилось, что и у информатизации есть как положительные, так и негативные аспекты, что ИТ можно использовать не только во благо, но и во вред людям, что они многократно усиливают многие ранее существовавшие риски, а также создают новые, с которыми человечеству еще не приходилось сталкиваться, потенциально не менее разрушительные, чем прежние. Спектр негативных аспектов информатизации очень широк, они различны по масштабам (от индивидуальных до глобальных), по степени риска и остроты угроз, но мы прежде всего рассмотрим один из них – военный, по трем представляющимся нам наиболее значительными направлениям: ИТ и совершенствование обычных вооружений, ИТ и оружие массового поражения, ИТ и потенциальные угрозы нового типа войн – информационно-технических. При этом нас, конечно, интересуют не технические детали, а общественно значимые моменты, которые ИТ привносят в военную сферу.

    Информационные технологии и обычные вооружения

     

    Военная техника – самолеты, танки, надводные и подводные корабли и т.п. – с момента своего появления в той или иной степени оснащались информационно-измерительными и коммуникационными устройствами, но появление цифровых технологий позволило качественно повысить уровень их тактико-технических данных. С этими же технологиями связано и появление новых типов вооружений, таких как «умное оружие» и роботизированные военные комплексы. Из числа «умных» достаточно назвать крылатые ракеты, способные пролететь по заданному маршруту, заложенному в память системы управления, найти и поразить конкретную цель на расстоянии в сотни километров от места запуска. Или торпеды, которыми вооружены современные подводные лодки. Печально известная атомная подводная лодка «Курск» была оснащена торпедами типа «65–76» длиною 11 м и калибром 650 мм, которые сами по себе, по сути, являются мини-подлодками.

     

    Они развивают скорость порядка 60 км/час, могут преследовать противника в течение двух часов, несут обычную или атомную боеголовку, а акустический блок самонаведения позволяет им самостоятельно находить цель и уничтожать ее. Это может произойти на расстоянии до 100 км от корабля-носителя. К числу «умных» можно отнести и зенитные комплексы различных конфигураций вплоть до портативных типа «Стрела» или «Стингер», а также целый ряд других средств поражения объектов противника.

     

    Еще одно направление совершенствования обычных вооружений – их миниатюризация при сохранении или даже увеличении поражающей способности. Можно указать также на гранатометы, в том числе противотанковые.

    Та же тенденция проявляется в создании новых типов мин, гранат, взрывчатых веществ, систем дистанционного управления зарядами разных типов. Сегодня мощный заряд может быть взорван с помощью сигнала, переданного по мобильному телефону. Миниатюризация вооружений увеличивает боевую «мощность» отдельного бойца, эффективность его индивидуальных действий.

     

    Одновременно создатели военной техники работают над совершенствованием средств защиты участников сражений. В марте 2003 г. Массачусетский технологический институт (МТИ), один из ведущих исследовательских университетов CШA, выиграл объявленный Министерством обороны конкурс на право разработки «формы будущего» для солдат американской армии. Проект рассчитан на пять лет и финансируется в объеме 50 млн. долл. Для его выполнения МТИ организовал в своем составе специальный Институт солдатских технологий и из своих средств вносит в бюджет этого института 24 млн. долл. В проекте также принимают участие два крупных промышленных концерна – «DuPont» и «Raythen», первый известен как один из мировых лидеров химической промышленности, а второй занимается системной интеграцией. Кроме того, к проекту подключились два армейских исследовательских центра и два крупных госпиталя. Высокая стоимость работ объясняется тем, что здесь объединяются ИТ и новейшее направление научных исследований, так называемая нанотехнология, которая имеет дело со структурами, измеряемыми миллиардными долями метра, т.е. практически с молекулярным уровнем вещества.

     

    Цель проекта – создать военную форму XXI в., костюм из материала, легкого как бумага, пуленепробиваемого, обладающего способностью обрабатывать раны, обнаруживать присутствие химических и биологических отравляющих веществ; костюм, в который встроены датчики, передающие в штаб информацию о местонахождении солдата и его физическом состоянии. Предполагается использовать материалы, которые при необходимости можно перевести из мягкого состояния в жесткое, создать сенсорные «заплатки», реагирующие на химические и биологические яды и вырабатывающие противоядия, применить покрытия, определяющие степень обезвоживания организма и саморегулирующиеся в соответствии с результатами измерения. В такой костюм будут «вплетены» компьютерные ячейки и телекоммуникационные устройства, придающие ему своего рода «разумность».

     

     

    Отметим еще одно важное, на наш взгляд, направление использования ИТ в рамках обычных вооружений. Это – роботизация средств ведения военных действий и использование систем «искусственного интеллекта» в качестве «помощников» воюющего человека. Еще в середине 80-х годов прошлого века, отвечая на вызов бурно развивавшей вычислительную технику Японии, США организовали исследовательскую программу под названием «Стратегическая компьютерная инициатива». Общей целью программы было повышение уровня американской микроэлектроники и обеспечение зашатав- шейся под японским натиском конкурентоспособности США на мировых рынках ЭВМ. Но конкретными изделиями, в которых должны были воплотиться «чипы», были настоящие роботы войны. Исходными предпосылками были два момента.

     

    С одной стороны, совершенствование вооружений вело к тому, что быстродействие человеческого мышления становилось недостаточным для управления как отдельными боевыми единицами (самоле- тами, танками, военными кораблями), так и ходом сражения на различных уровнях. С другой стороны, к тому времени в ряде областей компьютерной техники были уже достигнуты результаты, поставившие на реальную основу создание «разумных» ЭВМ, которые, по замыслу авторов программы, могли бы «в корне изменить природу будущих сражений». Предполагалось «совершить рывок по широкому фронту исследований, объединяемых понятием машинного интеллекта, дабы обеспечить лидерство Соединенных Штатов в области вычислительной техники на протяжении следующего десятилетия». 

     

    Планировалось создание трех групп устройств: автономные боевые машины для наземных операций, электронные оперативные «помощники» пилотов и системы управления боем эскадры кораблей.

     

    Программа должна была завершиться в 1993 г. Но такого рода работы, как правило, растягиваются на более длительные по сравнению с первоначальным планом сроки. Продолжение работ было засекречено, так что конечные результаты пока до конца не ясны. Отметим, что те параметры микросхем, которые заявлялись разработчиками в начале программы, достигнуты и превышены в середине 90-х годов. А в ходе военных операций в Афганистане и Ираке США широко использовали беспилотные самолеты - разведчики.

     

    Райский Александр Александрович: "Мир не стоит на месте, это доказывают нам ежедневно научные лаборатории все новыми и новыми разработками. Ни кто не мог подумать в 2000-х что самый простой телефон, которыми мы сейчас пользуемся, будут оснащены мощными процессорами и выполнять множество функций одновременно, не говоря уже о более продвинутых разработках"