ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Рушит все стереотипы: В Закарпатье есть молодой цыган, который доказал людям невозможное (ФОТО, ВИДЕО)

    19 марта 2024 вторник
    109 переглядів
    История необычного цыгана в Закарпатье поразила многих

    Писатель? Цыганский? Циганин? Это звучит сенсационно даже для такого региона, как Закарпатье, где сосредоточено едва ли не самое ромское меньшинство Украины. Сколько их на самом деле - не знает никто, Врачи, которые делают подворные обходы, говорят уже о сорока тысячах.

    Растет не только количество ромов, но и образованный слой, который пока не составляет и нескольких процентов от общей массы. Появились на Закарпатье цыгане-депутаты, цыгане-чиновники и даже цыгане-журналисты. И вот наконец первый писатель - Николай Бурмек-Дюри.

    Ему 31 год, и он выдал уже две прозаические книги, состоящие из реальных историй. И эти бувалици никого не оставляют равнодушными, потому что для нас цыганский мир является герметично закрытым. В свое время известную ромскую поэтессу Польши Папушу соплеменники подвергли гонениям за то, что писала стихи и рассказала гаджо (чужакам) их «тайны». Потому цыганский мир должен быть понятным только для цыган. Так им легче прожить во враждебном окружении. Женитьба с чужаками не приветствуется, а если такое происходит, то приводи свою любимую или любимого в лагерь, иначе сам станешь здесь чужим.

    Николай рассказывает об украинке, которая вышла замуж за его дядю и теперь ее не отличишь от ромок. А их дети обижаются, если кто-то усомнится, что они - цыганята. Оказывается, цыгане не хотят становиться «белыми». Наоборот - в нашем обществе они видят ущербность. Ромы, несмотря на самую низкую ступень социальной лестницы, горды за свое происхождение и чувствуют этническую солидарность. Проблема социализации ромов заключается еще и в том, что они наш образ жизни считают чужим, неприемлемым. «Надо жить, как предки, а не как гаджо», - считают они.

    Николай вырос без отца. Супружеская верность у цыган - понятие специфическое. Большинство из них не оформляют юридических отношений, чтобы женщины получали государственную помощь как матери-одиночки. Поэтому в этих родственных переплетениях порой нелегко разобраться, потому что цыгане легко сходятся и расходятся. А женой считают ту, с которой живут сейчас.

    Отец покинул Николая, когда он был младенцем. Бурмек-старший имел немало женщин и подруг в Украине и России. В конце концов, закончил свою жизнь 53-летним в одиночестве и нищете в соседнем селе. Когда перед смертью встретился с сыном в автобусе, тот даже не подал ему руки. Это так поразило отца, он несколько ночей не мог заснуть. Но Николай невозмутим: почему не приходил ко мне, когда я был маленьким?

    Цыганский писатель ничем не отличался от других ромов села Комяты Виноградовского района. Просил милостыню, ездил в Киев продавать возле метро полевые цветы и лимоны с оптовой базы. Единственное, что захотел учиться.

    Пошел в школу, будучи на пять лет старше одноклассников. Такой переросток вызвал насмешки, но Николай на это не обращал внимания и окончил школу в 23 года. Это при том, что его мать и сестры едва ли умеют читать, как и большинство закарпатских цыган. Он был первым из их большого цыганского поселения в тысячу человек, кто составил ВНО.

    Когда принес подавать документы на поступление, опешила вся приемная комиссия. Ром будет юристом? Фотографировали его на память. Комендантша общежитии поселила Николая отдельно от всех - в подвале, в глухой каморке на несколько метров без окон и мебели, пока не вмешался ректор.

    Николай еще в школе начал писать, за что его прозвали «малым Шевченко». Когда была возможность, читал, хотя литературу из библиотеки ему не выдавали домой, для чего цыгану книги? Среди любимых авторов - Василий Стефаник и Григор Тютюнник. А слова последнего - «Я не боюсь смерти. Я боюсь бесследно прожитой жизни»- хочет даже взять эпиграфом к следующей книги.

    Николай Бурмек-Дюри пишет на украинском. Это его родной язык, потому что лагерь в Комятах говорит на закарпатском диалекте с вкраплениями цыганских слов. К сожалению, цыгане теряют свой язык: лишь 20% закарпатских цыган говорят на языке предков. Остальные на украинском, венгерском, румынском. Точнее - диалектами этих литературных языков.

    Николай изучает ромский, но проблема в том, что его унифицировать очень трудно, поэтому каждый говорит, как умеет. В Украине уже есть несколько цыганских авторов, пишущих на разных языках, но в основном это - поэты. Зато оригинальная проза могла бы нам рассказать немало неизвестного об этом самобытное племя из далекой Индии, которое сумели не раствориться среди чужаков в течение стольких веков.

    Николай - холостой. Из-за длительного обучения его ровесницы давно обустроили собственные судьбы. Ромки выходят замуж и рожают уже с тринадцати лет. Получив профессию юриста, он долго не мог найти работу. Даже дипломированный ром никого не заинтересовал. Чтобы прожить, Николай собирал шиповник по полям, сдавая килограмм за десять гривен, нанимался поденщиком к фермерам.

    Помог дед Дюри, который является «бароном» в их лагере и депутатом сельского совета. Договорился в Виноградове, чтобы внука взяли на испытательный срок. Теперь Николая пишет исковые заявления для клиентов Виноградовской универсальной бирже.
    Две книги Николая Бурмека-Дюри «Дневник молодого рома-путешественника» и «Мама говорили правду» вышли в ужгородском издательстве «Гражда» при содействии Фонда «Возрождение». Правда, Николай никакого гонорара не получил. Но он утверждает, что пишет не ради денег: «Я не хочу на книгах зарабатывать. Потому что это уже не писательство, а бизнес. Это как петь: можно для души, а можно для публики».

    Естественно, что историям Николая хватает художественности и литературного совершенства, так как автор не имеет нужного профессионального окружения и общения. Зато в рассказах другое: правда жизни. То, что часто скрыто от нас по журналистским штампами и сложившимися стереотипами. Творчество Николая Бурмек-Дюри является не только свежим тематическим вливанием в украинскую литературу, расширением ее поликультурности, национального многоголосия, но и свидетельствует о развитии самой цыганской общины, ее самопознания.

    Как и цветок, пробилась сквозь толщу асфальта, так и цыганский юрист с поэтическим восприятием мира показал жизненную силу цыганской общины, которая живет своей отстраненной жизнью, такой странной и малопонятнойдля нас.

    В соседних с Украиной государствах (Румынии, Венгрии, Словакии, Болгарии) количество рома достигает уже до десяти процентов. У нас численность их тоже неуклонно растет. И появление первого цыганского писателя на Закарпатье - символ новой эпохи, где цыгане не только заметают утренний Ужгород или попрошайничают возле церкви. Происходит структуризация цыганского общества, дает надежду на более глубокую интеграцию таких разных этнических сообществ.

    Александр Гаврош - писатель, журналист

     

    Читайте также: Каким было Закарпатье почти 100 лет назад: Найдены уникальные кадры (ВИДЕО)

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору