ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Сегодня- День ликвидатора последствий на Чернобыльской АЭС

    28 марта 2024 четверг
    74 переглядів
    В этот день в 1986 году принят в эксплуатацию саркофаг на ЧАЭС

    14 декабря в Украине отмечается День чествования участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС (более известный, как День ликвидатора), который был официально введен Президентом Украины в 2006 году.


    14 декабря выбрано для чествования ликвидаторов не случайно. Именно в этот день в 1986 году Государственный комитет принял в эксплуатацию комплекс защитных сооружений («саркофаг») на Чернобыльской АЭС. Несмотря на то, что официально День ликвидаторов был введен только в 2006 году, отмечается он на Украине с 1986 года, когда участники ликвидации аварии на АЭС собрались вместе, чтобы отметить свою первую победу.

    Объект с официальным названием "укрытие" был построен за 7 месяцев после трагической катастрофы усилиями десятков тысяч людей со всех уголков бывшего СССР. В него было уложено около 400 тыс. кубометров бетона, смонтировано 7 тыс. тонн металлоконструкций.
    Цифры говорят сами за себя. В результате аварии на ЧАЭС загрязнено более 53,5 тысяч квадратных километров украинской территории. На территории 2598 квадратных километров не живут люди - их принудительно отселили. С мест постоянного проживания были эвакуированы и переселены 162 тысячи человек. В Украине насчитывается 2 миллиона 600 тысяч пострадавших, 255 тысяч ликвидаторов, 106 тысяч инвалидов. На объекте Укрытие остаются около 200 тонн ядерного топлива, смешанного с другими материалами в разных формах. За двадцать три года власти приняли более 900 нормативных актов, так или иначе касающихся Чернобыльской катастрофы.

    В преддверии Дня ликвидатора мне пришлось сопровождать в зону Чернобыльской АЭС телевизионную группу канала НТН, они готовили сюжет о том, чем живет сегодня эта земля.
    Журналист Тарас Билаш и оператор Кирилл Коротчук, родились в преддверии планетарной катастрофы, в государстве, которого уже нет. Чем для нас было это государство, они не знают и не могут знать. Получали среднее и высшее образование в другом, уже независимом государстве.
    Я попытался рассказать о тех временах, а точнее, что происходило 23 года назад. Когда десятки тысяч людей стали добровольцами. Писали заявления, рапорта с просьбой направить их на ликвидацию аварии.
    А сам думал о том, что если случится такая техногенная катастрофа в наши дни, государство и его люди погибнут. Не будет сотен тысяч добровольцев, материальных и технических ресурсов.
    Шесть часов мы провели в зоне, большую часть времени, мы посвятили городу энергетиков Припяти. Городу, где жило почти 50 тысяч человек, тех, кто мечтал о счастливом будущем для себя и своих детей.
    Но в одночасье жизнь была разделена, на две неравные части «до» и «после» аварии.
    Мирный атом вошел в каждый дом.
    Первая наша остановка возле дорожного знака «КОПАЧИ», села которого нет. Села, в котором жило 1114 жителей, которых эвакуировали 3 мая 86 года. А до момента эвакуации в Барышеский район, на огородах кипела работа, весна была ранней и очень теплой. И это несмотря на то, что Припять и близлежащие к нему села были эвакуированы. Люди до последнего надеялись, что подобная участь их обойдет стороной. Увы…
    Село накрыло облаком радиоактивного выброса. Его пришлось полностью захоронить. Село превратилось в кладбище. Там где стоял дом, возвышается могильный холм, украшенным трилистником, знаком «опасно радиация».
    Мы заходим в здание детского сада, построенного в честь 50 годовщины революции, на улице Припятской. В спальном помещении уже 23 года лежит на кровати кукла, она ждет возвращения своей хозяйки. Где она, что произошло в её жизни за эти годы? Жива ли она?
    Вокруг видны следы туристов экстремалов, для которых основная цель впоследствии рассказать о своих ощущениях и опасности. А еще оставить свой след. Разбиты практически все стекла в окнах, разбросаны игрушки….Это они оставляют надписи на стенах, это они убивают память …
    А рядом на детской площадке, где когда-то звенели детские голоса все заросло многолетней травой и кустарником. В центре стоит все тот же трилистник, предупреждающий, о том, что вокруг притаилась невидимая опасность.
    Оператор Кирилл Коротчук, все старательно фиксирует, меняя ракурсы и места съемки. Нам пора продолжать наш путь, а он просит дать ему еще несколько минут.
    Все пора. Мы отправляемся в Припять. Я должен показать место своей прежней службы, рассказать, как можно больше о тех, кто жил в этом городе, принял на себя первый удар и ценою собственной жизни спас миллионы других…
    Рассказать о том, как партийное руководство той страны, десятилетиями скрывало правду, обманывало всех и вся…
    Время неумолимо, город умирает. Его некогда прямые улицы и проспекты, разрушаются, зарастают, покрываются ямами, трещинами. Дома смотрят на нас пустыми глазницами окон, в большинстве из которых не осталось целых стекол.
    Это не время, это люди убивают его, оставляя следы своего присутствия. Те, кто платит за туристские туры, экскурсии и те, кто став поклонником игры «Сталкер» проникают сюда нелегально. После того, как игра вышла в свет миллионы почитателей стали бредить зоной, но у них своя зона, с монстрами и артефактами, а у меня своя. Та зона, через которую прошли десятки тысяч моих коллег. Многих из них нет в живых, иные стали инвалидами.
    Вот оно здание Припятского городского отдела милиции. В апреле 86 тут находился штаб. Отсюда уходили наряды на охрану покинутого жителями города. Прошло несколько лет, тут установи пульт централизованной охраны. Все здания города были под надежной охраной, защищенной периметром из колючей проволоки и системой сигнализации, такой как на старых советских границах.
    Мы начнем жить в новом независимом государстве, катастрофически сократится финансирование, сократится до минимума количество охраняемых объектов, численность милицейских подразделений, разрушится периметр, город станет беззащитным.
    Каждый раз удивляюсь, как люди убивают память, разрушают, то - что было нашей историей. Здания отдела милиции разграблено, разрушено и только пятиконечные звезды подсказывают, что тут когда-то служили ….
    Хожу по кабинетам и вспоминаю, как все выглядело тогда, когда я тут служил.

    Мы направляемся в центр города. Вот он дом культуры, торговый центр, гостиница, кинотеатр, горисполком.
    Оператор Кирилл Коротчук, говорит, что у него ощущение, что в этом городе он уже был. Был, но только в его виртуальном двойнике. Он фанат игры «Сталкер», прошел все уровни игры. Создатели игры срисовали город и его улицы с натуры, и теперь он рассказывает мне, где что расположено.
    Городок аттракционов: автодром, карусель, колесо обозрения, качели, все это покрыто слоем ржавчины, покорежено, деревянные детали истлели. Вокруг тишина, иногда откуда то издалека, доносятся непонятные звуки.
    Городок должны были открыть 1 мая 86 года, но не смогли, не успели. Люди покинули город. Им обещали, что они вернутся через три дня, оказалось, что уехали навсегда.
    Потом будет дворец культуры «Энергетик», груды битого стекла, осколки мрамора и гранита, который украшал фасад. Переходим в гостиницу. Поднимаемся на смотровую площадку. Каждый раз поднимаясь, чтобы взглянуть на город с высоты верхних этажей, я обещаю себе, что поднимаюсь последний раз. Вспоминая каждый раз, что мне уже далеко за 50 и подводят суставы.
    На смотровой площадке три пары свежих следов, чьих можем только догадываться. Город как на ладони, умирающий город, а на горизонте виновник трагедии, атомный монстр. Все еще опасный, объект укрытие строили сроком на 20 лет, а новый будет служить 100 лет….
    Телевизионщики заворожено всматриваются в то, что было городом энергетиков. Снимают и сожалеют, что начинает темнеть, зимний день короткий.

    Последнее, что успеваю показать, первую школу. Она была первой, первой и начала рушиться. Пройдет время, так будут, разрушатся все здания. Игнорируя запреты, заходим внутрь. На первом этаже из ящиков, кто то, выбросил противогазы.

    Поднимаемся на второй этаж, Тарас Билаш говорит, что эта точная копия его школы, школы которую он закончил. Он знает, где расположен актовый зал, учительская, на стене которой сохранился план работы на 1986 год.

    В одном из классов номера телефонов, их оставили бывшие выпускники, побывавшие тут, после аварии. Пора возвращаться в Киев, время нашего пребывания в зоне ограничено.
    Покидая город, встречаем на КПП Припять автобус с иностранными туристами экстремалами. В окнах любопытные испуганные лица. Вернувшись, домой они будут рассказывать о том, как побывали в эпицентре планетарной катастрофы, рисковали жизнью…..
    Пока не стемнело, мы должны пересечь границу зоны на КПП «ДИТЯТКИ». Пройти обязательный при выезде дозиметрический контроль.
    По дороге в столицу поинтересовался у коллег, каковы их впечатления, что больше всего их поразило? Ведь большинство материалов о зоне готовят к очередной годовщине аварии или тогда, когда тут происходят чрезвычайные происшествия.
    Тарас Билаш журналист канала «НТН»: «Я родился в 1985 году. Родился в другом государстве, которого теперь нет. Я практически не помню СССР и мало, что знаю об аварии на Чернобыльской атомной, о ликвидации её последствий и о ликвидаторах. Наверное, это новейшая история Украины, которую мы не изучаем. Должно пройти какое-то время, прежде чем у нас начнут вспоминать, по настоящему, эти события. Прошло ведь 70 лет прежде, чем у нас заговорили о «Голодоморе» .
    Это поездка была, по настоящему, первой и очень познавательной. Мы готовили официальные материалы, о различных совещаниях и визитах, по окончании, которых на несколько минут попадали в Припять. Что можно увидеть из окна автобуса?
    Четыре часа проведенные в городе меня поразили. Особенно городок аттракционов, который так не был открыт, в котором так и не посетили дети.
    Школа, которая разрушается, варварское отношение людей к памяти. В точно такой школе я учился. Мне казалось, что попал в родную школу. Но по коридорам этой школы ходить страшновато. Самое главное угнетающая тишина. В моем представлении такими красивыми, как Припять должны были быть все советские города. В этом городе время остановилось. Кто-то нажал кнопку «STOP», а нажать кнопку «PLAY» некому. Мне хотелось бы вернутся сюда еще раз. Снять сюжет о тех, кто продолжает тут работать, кто остался жить в этих местах после аварии»
    Оператор канала НТН Кирилл Коротчук: «Я купил игру «Сталкер», попав сегодня в Припять у меня было ощущение, что в этом городе я уже был. Я узнавал улицы и дома. Создатели игры воссоздали виртуально город. Он меня поразил, а особенно, тем как быстро он разрушается, природа наступает, деревья растут на крышах домов. Разрушенная школа, скорее всего – предупреждение людям, что все дома ждет подобная участь. К сожалению, мы очень мало знаем о том, что тут произошло 23 года назад».

    PS. В энциклопедии, вышедшей в свет в 2006 году нахожу информацию о Чернобыльской катастрофе. Всего полстраницы текста разбавленных пятью фотографиями…..



    В Мукачево не будет площадки для американской ПРО

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору