ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Сокращение штата и дерибан полномочий. Зачем и как реформируют украинскую Службу безопасности

    19 марта 2024 вторник
    Аватар пользователя BORODA

    До недавнего времени Служба безопасности Украины оставалась единственным силовым ведомством, к которому на протяжении десятилетий не смогли дотянуться руки государственных реформаторов. Теперь СБУ хотят демилитаризировать, сократить штат, убрать из подследственности борьбу с организованной преступностью, экономическими преступлениями и коррупцией. Также спецслужба может быть лишена функций правоохранительного органа (досудебного следствия, ареста, содержания под стражей подозреваемых).

    Проведение реформы СБУ было одним из ключевых требований для получения безвиза. Активная работа в этом направлении под руководством Консультационной миссии ЕС и представительством НАТО идет еще с 2016 года. Данный вектор движения продолжил и нынешний президент, который еще в марте подал в парламент законопроект "О службе безопасности Украины" как неотложный.

    Однако текст документа пришлось дорабатывать: западные партнеры были недовольны "слабым" ограничением полномочий СБУ, а отечественные специалисты высказывались о несоответствии концепции "европейской спецслужбы" сегодняшним вызовам Украины. Наконец, 20 октября профильный комитет ВРУ рекомендовал доработанный текст законопроекта к первому чтению, но на этом разногласия в политических кругах рискуют продолжиться.

    А пока СБУ еще не реформирована, представители различных ведомств уже делят между собой шкуру неубитого медведя, то есть полномочия, которые спецслужба может потерять.

    Не лишить, а ограничить

    Численность штата хотят сокращать примерно на 2 тыс. сотрудников ежегодно: из нынешних 31 тыс. к 1 января 2027 должно остаться 15 тыс. (в "особенный период", который действует сейчас, граничное число сотрудников составит 20 тыс.). При этом планируется, что в СБУ не будет "классических" военнослужащих. Вместо этого будут вводиться специальные звания, которые, например, сейчас носят "цивильные" — сержант полиции, майор полиции, подполковник полиции и т. д.

    "Для некоторых сотрудников такое решение оправдано. Но как быть с военной контрразведкой, которая входит в состав СБУ? Они живут вместе с Вооруженными силами, Нацгвардией, пограничниками и выявляют факты государственной измены. Как быть с тем, что масса эсбэушников привлекается к выполнению боевых задач в зоне АТО/ООС? И что делать с "Альфой"? Это боевые офицеры, которые должны жить по уставу и выполнять задания строго по приказу. Регламент работы военнослужащего и гражданского полицейского очень отличаются, и СБУ должна включать оба принципа", - резюмирует отставной генерал-лейтенант и экс-первый заместитель председателя СБУ Александр Скибинецкий.

    Одной из главных проблем нынешней СБУ западные партнеры называют "раздутые штаты": мол, количество сотрудников в европейских спецслужбах в 3, а то и в 10 раз меньше, а работают они эффективнее и прозрачнее.

    Однако рассматривать эту проблему стоит с учетом того, что в наследство от советского КГБ Украина изначально получила совершенно иную концепцию работы спецслужбы. Работа по защите коммунистического режима вознаграждалась государством хорошим соцпакетом, в то время как сотрудники спецслужб в странах "вражеского капитализма" обеспечивали часть своих потребностей самостоятельно.

    В состав СБУ и поныне входят всевозможные учреждения, научно-исследовательские институты, санатории, базы отдыха, спортивные комплексы, медицинские заведения и даже детские садики, а люди, которые там работают, тоже числятся в штате ведомства. При этом, если ограничить СБУ строго до функций контрразведки, количество сотрудников в сухом остатке как раз будет соответствовать "европейскому знаку качества".

    "Но тут не все так просто. Отдельный вопрос касается медицинского обслуживания, которое хотят передать Министерству обороны. Есть щепетильные ситуации, в которых только медик СБУ будет обладать соответствующей компетенцией, например, для проведения совместной спецоперации с контрразведчиком. Ведь важно сохранять конспирацию, тайну личности сотрудника контрразведки", - говорит Скибинецкий.

    Еще одно настойчивое требование Запада заключается в том, чтобы лишить СБУ полномочий расследовать экономические преступления, коррупцию и деятельность оргпреступности. Мол, для этого уже существуют НАБУ, ГБР и Нацполиция, в то время как СБУ превратила эту несвойственную для спецслужбы работу в доходный "бизнес".

    Однако, по словам экспертов, результаты работы вышеперечисленных органов уступают СБУ, и качественно расследовать такие преступления там не смогут. А заместитель руководителя по вопросам реформирования СБУ Сергей Пунь вообще заявляет, что обвинения в "давлении на бизнес" сотрудники СБУ получают не вполне обоснованно. Дескать, их в процессуальном порядке привлекают к проведению обысков и допросов следователи других правоохранительных органов, и это в глазах среднестатистического украинца сразу отражается на репутации СБУ. "Подчеркиваю, что сегодня СБУ воспринимает бизнес как важного партнера. И если сравнить динамику таких жалоб в Совет бизнес-омбудсмена, то по СБУ она в разы меньше, чем по другим органам (в 2019 году: на СБУ - 17, на ГФС - 1073, на НПУ - 107). И каждый год их количество уменьшается", - сообщает он в своем блоге.

    Впрочем, что бы ни говорили в СБУ, в украинских реалиях борьба с коррупцией порождает еще больше коррупции: это подтверждают вскрытые в СМИ факты незаконного обогащения сотрудников спецслужбы. Поэтому большинство экспертов с одобрением встречают предложение избавиться от несвойственной (хотя и очень привлекательной) для СБУ деятельности.

    Хотя есть и противоположные мнения. Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта, правда, отмечает, что при нынешнем высоком уровне преступности и радикализации настроений в украинском обществе лишать СБУ большей части полномочий — непозволительная роскошь.

    Впрочем, в требованиях Запада есть поправка: часть полномочий СБУ по линии контрразведки все-таки должны остаться. Например, если чиновника подкупают агенты иностранных спецслужб; стратегическое для экономики Украины предприятие приватизируют и передают в управление иностранным компаниям; членов организованных преступных группировок используют для диверсий и подрывных операций на территории Украины.

    Подобные случаи должны стать основной заботой СБУ. Согласно видению Запада, реформированная СБУ должна работать на манер европейских спецслужб, которые, прежде всего, занимаются сбором информации, представляющей угрозу национальной безопасности, и ее передачей в соответствующие органы (чаще всего в полицию для дальнейшего расследования).

    При этом западные партнеры настойчиво хотят лишить ведомство правоохранительных функций даже в подследственных СБУ статьях. Например, по факту подготовки террористического акта СБУ не сможет никого арестовать и поместить в изолятор, а только передаст это дело другим правоохранительным органам для дальнейших действий.

    На пути к такому сценарию пошли прежние власти: в 2018 году был принят Закон "О национальной безопасности", который по-новому определил СБУ как "государственный орган специального назначения с правоохранительными функциями". Нынешний президентский законопроект обозначает СБУ другой формулировкой - "государственный правоохранительный орган специального назначения". Хоть разница на первый взгляд и кажется незначительной, придирки какого-нибудь юриста смогут внести сумятицу в работу силовых органов, которые должны взаимодействовать как часовой механизм.

    Впрочем, как уверяют в СБУ, что бы ни было прописано в законе и что бы ни предлагали западные партнеры, ряд функций спецслужбы закреплены на уровне Конституции, так что без изменений в Основной закон радикальных преобразований не будет.

    Секретный дерибан
    Эксперты ожидают, что голосование за проект реформы СБУ будет жарким. Концептуально иной подход к деятельности спецслужб в Европе и прописанные западными партнерами "лекала", под которые будет перекраиваться Служба безопасности, вызовет массу критики за то, что в условиях войны это делать опасно. Впрочем, даже при "грамотном подходе" к реформированию СБУ решающую роль имеет наличие политической воли.

    Ведь к подобной задаче украинские парламентарии подступались десятки раз, подготавливая аналогичные проекты законов и создавая комиссии. В свое время реформой СБУ озаботился даже бывший мэр столицы Леонид Черновецкий, а последние строки законопроекта под его авторством гласили: "Служба безопасности должна служить народу Украины, а не народ Украины - этой службе!".

    Однако существенных результатов это не принесло, поскольку по-настоящему власти в этом не были заинтересованы. Прямо подчиняясь президенту, СБУ часто "приобщалась" к выполнению "политических заказов". В этом свете вспоминается прошлогодняя встреча президента с будущими депутатами от партии "Слуга народа", на которую Иван Баканов, находящийся тогда на должности и. о. главы СБУ, принес с собой две "папочки" - пустую и с "наработками". Эту "красивую аллегорию" (как позже объяснил сам Баканов) некоторые народные избранники расценили так: в случае "послушания" папка останется пустой, а в противном случае обязательно появится компромат.

    Может оказаться, что разработка законопроекта о реформе СБУ в Офисе президента совместно с СБУ — это не более чем демонстрация готовности к "настоящим реформам" для западных партнеров. И параллельно с этим в политических кругах Украины неустанно ведутся переговоры о том, как будет поделена власть над будущей спецслужбой.

    Предполагается, что при парламенте будет создан комитет по вопросам контроля за специальными и разведывательными органами, которому будет подотчетна СБУ. Кроме того, должен появиться специальный экспертный надзорный орган, который получит, в том числе, доступ к информации и помещениям СБУ. Возможности по контролю деятельности СБУ значительно расширяются, при этом остается вопрос: каким образом будет происходить отбор кандидатов и не выдвинут ли западные партнеры новые требования к ним.

    При этом в экспертной среде также бытует мнение, что реформа СБУ в таком виде — это попытка создать еще один рычаг для внешнего управления. Дескать, опыт работы созданных под влиянием Запада антикоррупционных органов — НАБУ и САП — заставляет усомниться в их эффективности и добропорядочности: никто из топ-коррупционеров посажен не был (хотя в этом обвиняют также судебную систему), иностранцы получили на руки компромат, а экс-директора НАБУ Сытника вообще обвиняли в регулярном посещении посольства США.

    "Такое реформирование СБУ, при котором спецслужба будет лишена большей части своих полномочий, приведет к ее ослаблению, и это Западу выгодно. В СБУ достаточно трезво оценивают роль наблюдательных органов и советов в Украине. Кроме того, если говорить о борьбе с международной организованной преступностью, которой сейчас должна заниматься служба, то у нас она ногами уходит именно в Европу. Особенно это касается каналов поставки оружия, наркотиков (прежде всего синтетических), проституции. Нацполиция этим должным образом не занимается", - считает эксперт по вопросам безопасности Шабовта.

    Пока иностранные агенты влияния медленно, но верно ведут Украину к реформам, внутри страны решают, к кому перейдут "освободившиеся активы". На кону — самый "жирный" департамент "К", который в СБУ занимается борьбой с коррупцией и оргпреступностью. По мнению аналитиков, МВД стремиться взять под свое крыло экономические преступления, еще больше усилив влияние Арсена Авакова. При этом задачу прописывать изменения в Уголовный кодекс по части подследственности СБУ получил в парламенте правоохранительный комитет, хотя в целом законопроектом занимался комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки.

    Как бы там ни было, однозначные прогнозы эксперты делать не спешат: недавно появился новый "игрок" в этой сфере — Бюро экономической безопасности.

    Дойдет ли президентский законопроект до второго чтения, какие правки и в чьих интересах парламентарии будут вносить - покажет время. Продолжение следует…