ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Студент из Ужгорода освоил самую глубокую пещеру мира (ФОТО)

    20 апреля 2024 суббота
    81 переглядів
    Денис Шахайда спустился в Бездну Генриха глубиной 1100 м

    Обычный в повседневной жизни ужгородский студент Денис Шахайда имеет очень необычное хобби, о котором, наверное, даже не догадываются подавляющее число его преподавателей и однокурсников...


    Вместо того чтобы, как большинство сверстников, отрываться в ночных клубах или загорать летом на морских побережьях, Денис все свое свободное от работы и учебы время использует для того, чтобы побывать в темных, грязных и опасных местах ... Странно?

    Дело в том, что парень уже более 10 лет занимается спелеологией. За это время он успел посетить около полусотни пещер на Закарпатье, Тернопольщине, в Крыму. А этим летом, как единственный представитель края, присоединился к украинской экспедиции на Кавказ в одну из самых глубоких пещер мира - Бездну Генриха. Во время нашей беседы молодой ужгородский инженер-спелеолог попытался поделиться ощущениями человека, который спускается на километровую глубину. Однако настоящие "пещерные" эмоции, все же считает Денис, можно почувствовать лишь самому попробовать побывать в подземном мире.

    Курс на Кавказ. Под землю ...

    - Денис, расскажи, как началась твоя экспедиция в Бездну Генриха?

    - Традиционно. Как всегда "загрузки" спелеологов в поезд стали неординарным событием на киевском железнодорожном вокзале. Представьте себе: 23 человека, 2 километра веревки, перфораторы, солнечные батареи, более полусотни транспортных мешков, личная кладь команды ... В итоге - 4 купе от пола до потолка загружены вещами, не на шутку разгневанные проводники и пассажиры и ... задержка поезда "Киев-Адлер" более, чем на 15 минут. Последние вещи уже просто забрасывали нам в настежь открытые окна.

    - С таким грузом путешествовать по железной дороге, наверное, является еще одним отдельным испытанием?

    - До этого понемногу привыкаешь. Труднее же нам было на российской границе. Пришлось простоять на солнцепеке около шести часов, ожидая завершения паспортного контроля и досмотра груза. Стоит отметить, что русские нарочно очень затягивают все процедуры, тем самым сдерживая поток желающих ехать отдыхать в Абхазию. Им выгоднее направлять туристов на отдых в российский город Сочи. Абхазскую же границу мы прошли за несколько минут. Там все рады туристам, поскольку понимают, что это дополнительные финансовые вливания в развитие региона.

    - Быстро удалось приспособиться к условиям кавказского высокогорья?

    - Акклиматизация для всей группы происходила чрезвычайно трудно. Несколько первых дней мы провели на море, а впоследствии грузовик доставил нас на горный массив Арабика - высота более двух тысяч метров. Остановились мы в начале долины Орто-Балаган - гигантского горного цирка, перерезанного несколькими хребтами. Почти вся команда страдала острой формой отравлений: головные боли, рвота, диарея, слабость, - вот какими "приятными" были для нас первые дни в горах (к счастью, со временем все выздоровели). Версий о причинах "поветрия" бытовало несколько - от банальной горной болезни, неаклиматизованости от местных ядовитых растений и специфического минерального состава воды. Кстати, о воде. Ее в долине Орто-Балаган нет. Нет в привычном для нас виде ручьев, рек и озер. Единственный источник воды в этом месте для спелеологов - ледник. Из него и натапливают необходимую жидкость. Кстати, неподалеку находится самая (на сегодняшний день) пещера мира - Крубера-Воронья (-2191 м). Экспедиция к ней прибыла на две недели позже, чем мы. К тому времени из ледника практически ничего не осталось, началась засуха. Поэтому российской команде с водой было очень трудно ...

    Паводок в пещере

    - Для нас же вода стала причиной самой экстремальной ситуации за все время экспедиции, - рассказывает дальше Денис. - Поскольку практически вся команда слегла от уже упомянутого отравления, в пещеру для организации навески пришлось идти нам вдвоем с новокаховцем Максом. Когда мы начали спускаться во входной 120-метровый колодец Бездны Генриха, на небе ярко светило солнышко и ничего не предвещало опасности. Однако уже менее чем через час, работая на глубине 60 метров, мы вдруг услышали звуки грома. Это был недобрый знак ... А уже через несколько минут мы поняли, что попали в серьезную беду ... На нас, пристегнутых к веревке и несостоятельных уклониться от струи воды, сверху начал литься настоящий водопад. Всего за каких-то три секунды мы промокли до нитки, шум от потока был такой, что его можно было сравнить с гулом турбины самолета ... Некоторое время мы висели озадаченные, под болезненными ударами воды, не в состоянии докричаться друг к другу. В голову начинали лезть всякие нехорошие мысли ...

    - А ваши товарищи на поверхности не волновались за вас? .. Не делали попытки дать вам какую-то помощь?

    - Наверное, волновались. Только вот если бы они полезли в такой паводок в пещеру, то могло быть, вместо двух трупов, в несколько раз больше ...При таких условиях им оставалось только ждать и верить в наш профессионализм. По иронии судьбы, именно на этот поход мы с напарником не взяли с собой телефонов для переговоров с поверхностью, поэтому оставались совершенно отрезанными от остальной команды.

    - То, что ты рассказываешь, действительно жутко. Радует, что вы сумели найти выход из той чрезвычайной ситуации ...

    - Да, нам с напарником удалось все же наладить коммуникацию, и мы решили спуститься на самое дно входного колодца. Там нам удалось найти кусок полиэтилена. Мы залезли в небольшой "кармашек" - относительно сухое и защищенное от струй воды место. Сбросили с себя всю мокрую одежду (иначе бы нас неизбежно ждало переохлаждение), создали небольшой тент из клеенки и разожгли таблетки сухого спирта, пытаясь хоть как-то согреться. Вот так нам пришлось более двух часов пережидать паводок. Впоследствии к нам спустились двое ребят, сообщив, что буря кончилась и можно подниматься. И каково же было наше удивление, когда на поверхности мы увидели ... яркое солнце и чистое небо! .. Все выглядело так, словно какие-то высшие силы жестоко пошутили над нами ...

    Жизнь на дне. "Картофель-ровесница"

    Бездна Генриха - это пещера глубиной 1100 метров. Для спуска на дно таких глубоких "тоннелей" обычно предварительно приходится проводить подготовительные работы. И этот этап длится примерно столько же, сколько и само пребывание под землей. Подготовка заключается в организации навески и промежуточных подземных базовых лагерей (ПБТ), куда переносится снаряжение, лекарства, провиант, оборудование. Именно с ПБТов будет осуществляться штурм дна.

    - У нас ПБТы были расположены на глубинах -500 и -900 метров, - говорит Денис. Обустройства их заняло много времени и усилий. Ведь Бездна Генриха - сложная пещера с большим количеством меандров, узких мест, сквозь которые чрезвычайно трудно транспортировать грузы. Несколько ходок туда-обратно через труднопроходимые щель с транспортным мешком - и ты уже совсем истощен. Именно поэтому мы несколько выбились из намеченных сроков "покорения" дна.

    - Что делала команда, когда было достигнуто глубины?

    - Когда мы наконец оказались на километровой глубине, то попали в гигантский наклонный зал высотой более 100 метров. Там нас окружали такие грандиозные размеры, что наши фонари просто не досвечивали к стенам, и казалось, что там легко бы мог летать небольшой вертолет. На две недели это невероятное место стало нашим домом. Отсюда мы выходили на раскопки, искали новые ходы пещеры, вертикальное восхождение стенами зала к истокам водопада, который стекал сверху ... И все для того, чтобы найти продолжение пещеры, открыть новые, ранее неизвестные части, а также увеличить ее глубину.

    - Что больше всего запомнилось из периода подземной жизни? Случались какие-то необычные случаи, интересные открытия?

    - Последние несколько суток пребывания на дне были довольно тяжелыми. Питание практически закончились. Изнурительные работы в пещере отнимали много энергии, а пополнить запасы было неоткуда, впереди же нас еще ждал нелегкий подъем на поверхность. Вот тогда нам случилась необычная спасательная находка. На бывшей стоянке экспедиции 80-х годов мы нашли запасы провианта, оставленные командой с расчетом на то, что они вернутся в следующем году. К счастью для нас, и запланирована экспедиция так и не состоялась (Улыбается. - Авт.) Среди припасов мы нашли сухую картошку-пюре. Сначала весьма настороженно приступили к ее приготовлению - отварили, потом поджарили ... Попробовали ... и все было хорошо! Впоследствии уже смело варили из нее супчик, а еще позже - уплетали ложками! Мы назвали это основное блюдо нашего рациона "картофель-ровесница", поскольку большинство из команды были 1987 года рождения. Такая же дата отмечалась и на упаковке продукта. Правда, оказалось, что это была не дата изготовления, а дата окончания срока годности! (Смеется).

    - Запасы провианта на дне, остатки предыдущих экспедиций ... В общем, человек, входя в подземный мир, сильно влияет на его уклад?

    - Сейчас минимально ... Но меня поразила степень засорения на дне Бездны Генриха. Создавалось впечатление, что предыдущие поколения спелеологов совсем не думали о будущем, о том, куда деть весь этот мусор, - они в течение многих экспедиций его там и оставляли. Поэтому для сохранения экобаланса в пещерах все остатки приходится выносить на поверхность нам. Для этого планируется организация отдельных экспедиций. В наше время спелеологи гораздо больше заботятся об экологии пещер.

    - Видимо, под конец экспедиции всем ужасно хочется на поверхность.

    - Наше желание увидеть небесное светило было таким сильным, что подъем со дна занял каких-то 6 часов (!) Для сравнения, спуск продолжался два с половиной дня! (Смеется).

    В общем, итогамт экспедиции я доволен: мы сделали полную топосъемку ходов пещеры, составили точные карты, а также провели подготовительные работы для следующей экспедиции. Планирую побывать на Кавказе в составе одной из украинских экспедиций и следующем году.

    Наталья Тернавская

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору