ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Трудная дорога в зону

    28 марта 2024 четверг
    63 переглядів
    в Закарпатье можно ожидать улучшения в части автосборочного проекта Еврокар

    Новая власть реанимировала старую идею СЭЗ и ТПР, в чем просматривается не только забота о Донбассе, где до 2005 г. "зон" было больше всего, но и о привлечении инвестиций. Получится?

    Ведь никто не может дать гарантии, что СЭЗ и ТПР вновь не станут налоговыми "дырами", хотя …инициаторы обещают, что все будет по-новому.

    Старая сладкая сказка

    История свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР) в Украине напоминает хороший вестерн.

    "За" возобновление СЭЗ и ТПР с их налоговыми и таможенными льготами выступают большинство "донецкой" части правительства и региональные власти Донецкой области, которые хотят стать "примером" в части позитивной реализации данного опыта. К сторонникам этой идеи можно отнести и вице-премьера Сергея Тигипко. "Против" идеи СЭЗ и ТПР в "старом" понимании выступает "штатный экономист" Партии регионов, замглавы Администрации президента Ирина Акимова.

    Впрочем, другой вице-премьер, Борис Колесников, заявляет, что СЭЗ и ТПР в прежнем виде не будет, и будет использована иная модель с добросовестной конкуренцией. В частности, речь идет о таможенных зонах возле крупных портов. Следует отметить, что такая модель также работала в Украине — в Мариуполе ("Азов") и в Одессе ("Порто-Франко"), причем эффективность показала только последняя.

    Формально СЭЗ и ТПР (в 2005-м в Украине действовало 11 СЭЗ и 9 ТПР) существуют до сих пор — вошел в действие лишь запрет на внедрение новых инвестпроектов и отмена льгот для ранее внедренных (их работа продолжается в общем режиме налогообложения). Это решение стало началом конца доверия инвесторов, и от ликвидации "зон" государство больше потеряло, чем приобрело. Одни предприниматели свернули бизнес, другие попытались отстоять свои права в суде. Только из СЭЗ "Яворов" (Львовская обл.) четыре крупных проекта "переехали" в Китай.

    По данным Минэкономики, на 01.01.2010 г. в СЭЗ и ТПР на стадии реализации находились 233 инвестпроекта сметной стоимостью $2,7 млрд. (иностранные инвестиции - $0,8 млрд.). Всего освоено 9,5 млрд грн. (53,4% общего объема привлеченных инвестиций), создано 24,6 тыс. и сохранено 25,4 тыс. рабочих мест, реализовано товаров, работ, услуг на сумму 41,8 млрд грн., в том числе на экспорт - 15,5 млрд грн. (37,1% общего объема реализации).

    Напомним, что в прошлом СЭЗ и ТПР фактически стали "налоговыми дырами", куда украинские бизнесмены без уплаты соответствующих таможенных сборов завозили сырье, и откуда отправляли продукцию не на экспорт (как это задумывалось инициаторами создания "зон"), а на внутренний рынок, что создавало неконкурентную среду. Эффективного метода контроля, куда направляется выпущенная продукция, по сути, нет и быть не может. "Настоящие инвесторы" во многом ориентировались на экспорт, но такие случаи единичны.

    До "закрытия" в 2005-м СЭЗ и ТПР в 2005 году существенно не повлияли на развитие отдельных регионов, отдельные проекты были успешными, но не более того.

    С другой стороны, возможно, отмена режима специального инвестирования была не лучшим решением, если учитывать объемы инвестиций, которые пришли после 2005 года. За эти годы туда могли бы прийти "настоящие" инвесторы, которые восстановили бы своей работой доверие к эффективности "зон", как инструмента регионального возрождения.

    Если же подсчитать объем прямых иностранных инвестиций с 2000 по 2004 гг. (расцвет СЭЗ и ТПР), то за эти годы было получено $5,7 млрд. из них по статистике только $0,8 млрд. ушли в СЭЗ. За 2005-2009 гг. были привлечено $31 млрд., и, судя по логике привлечения инвестиций в "зоны", они недополучили минимум $5 млрд.

    Отраслевой статистики по СЭЗ и ТПР не существует. Можно только предположить, что от возобновления льгот выиграют самые развитые "зоны" - в Донбассе (промышленные проекты), в Крыму (рекреационные проекты), во Львовской области и Закарпатье (различные производства), куда еще до 2005 г. щла основанная масса инвестиций. Например, в Закарпатской области можно ожидать улучшения в части проекта автосборочного проекта "Еврокар" (в лучшие годы он давал до половины поступлений всего областного бюджета).

    Реанимация идеи

    Интересно, что после 2006 г. к идее СЭЗ возвращались уже представители "оранжевого" лагеря. Были планы на уровне заявлений, намерений и предварительных расчетов создания "зон" на о. Змеиный и в Севастополе. Кроме того, премьер выступала за введение льготного налогообложения в так называемых "депрессивных регионах". Так, Кабмин предлагал принять закон о территориях перспективного развития, согласно которому предусматривается предоставление соответствующего специального статуса (развития определенных видов экономической деятельности, льготы на ввоз оборудования и т.д.) сроком до 10 лет депрессивным регионам. Причину такого "перерождения" понять не сложно - прежние "революционные" решения принимались без достаточного экономического обоснования.

    Само понятие "депрессивные территории" появилось в законодательстве в 2005 г., когда был принят Закон "О стимулировании развития регионов", который предполагал дополнительное финансирование таких регионов в размере не менее 0,2% доходной части бюджета (субсидии в размере 100-150 млн. грн выделялись в ручном режиме, но тратились не на инвестиции, а на насущные нужды регионов). С того времени ни один регион и не был официально признан депрессивным, так как не соответствовал установленным критериям. Летом прошлого года Верховная Рада расширила их перечень. В целом критерии достаточно размыты и не имеют конкретных числовых характеристик.

    Параллельно новый Кабмин хочет восстановить деятельность и технопарков, по которым ситуация не была столь проблемной как в СЭЗ и ТПР, так как общие показатели их работы были не столь значительными. Приоритетными направлениями станут нанотехнологии, микроэлектроника и производства биотоплива.

    В целом эффективная реализация идеи СЭЗ и ТПР возможна только при создании таможенных зон, которые будут существовать на таких территориях и запрета льгот на ввоз сырья. Последнее как раз и служило источником многочисленных злоупотреблений в прошлой версии "зон". Впрочем, главным остается обеспечение политической стабильности. Инвесторы никогда не "купятся" на льготы, если у них будет хоть малейшее сомнение в том, что через год-другой другая политическая команда в очередной раз эти льготы отменит.

    Скептицизм противников идеи СЭЗ и ТПР можно понять. В нынешних условиях любое обещание налоговых льгот скорее напоминает фантастику. По самым оптимистическим оценкам дефицит госюджета-2010 составляет минимум 5% от ВВП. Кабмину просто нечем, кроме очередных заемных средств, перекрывать новый дефицит которые образуется в силу выполнения предвыборных обещаний.

    С другой стороны, Украина в настоящее время нуждается в инвестициях, которые при прочих равных условиях легче всего привлечь посредством льгот. Однако любые решения по СЭЗ и ТПР должны приниматься в контексте общего улучшения инвестиционного климата. Возврат льгот уже действующим проектам даст новый импульс их развитию, но вряд ли вернет уже "потерянные" инвестиции.

    Впрочем, правительство пока не представило экономическое обоснование "новых" СЭЗ и ТПР, а также модель их развития. Принятие же окончательного решения слишком поспешно, может привести к негативным для экономики последствиям, которые уже наблюдались ранее.

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору