ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Украина и Венгрия все-таки находятся на грани уничтожения бизнеса

    25 апреля 2024 четверг
    66 переглядів
    Михаль Байер, Чрезвычайный и Полномочный посол Венгрии в Украине

    Украина и Венгрия одинаково медленно воплощают в жизнь структурные реформы. Однако, если Венгрия пытается во что бы то ни стало сохранить имидж платежеспособной страны, чтобы привлечь инвесторов в свою экономику, Украина все еще отпугивает, в частности, венгерских инвесторов своими неэкономическими барьерами.


    О проблемах иностранных инвесторов в Украине, как Венгрии удалось выйти "чистой" после кризиса в Европе, и что ожидает Евросоюз от отношений с Украиной читайте в первой части эксклюзивного интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Венгрии в Украине Михаля Байера телеканалу UBR.

    UBR: Как Вы оцениваете возможности Украины привлечь иностранные инвестиции? Об этом сейчас часто говорят украинские политики и первые лица государства, они обещают сделать нас более привлекательными в мире. Это возможно?

    М.Байер: Иностранный капитал для всех стран, которые хотят быть конкурентоспособными, добиться высокого роста ВВП, и следовательно - сравнительно высокого роста жизненного уровня, нуждаются в современной технологии, в современном опыте администрации производства. Я думаю, что привлечь иностранный капитал – это не возможность, это необходимость для развивающихся стран в Европе. В этом плане, Украине надо следовать по тому пути, по которому прошли и Венгрия, и другие новые члены Европейского союза. Другой вопрос – какую атмосферу, какие условия данное правительство и государство может обеспечить иностранным инвесторам. Не думаю, что это - большой секрет, это можно изучить на опыте наших стран.

    UBR: Вы уже достаточно длительное время работаете в Украине, а до этого работали в других странах. Что Вас больше всего удивило у нас? Что мешает работать венгерским бизнесменам, обращаются ли они к Вам за помощью?

    М.Байер: Да, обращаются. С одной стороны мы рассматриваем Украину как очень перспективного партнера. Мы считаем, что в Украине есть реальные возможности для сравнительно высокого роста ВВП. Это очень важно, особенно в нынешних условиях финансового экономического кризиса. Как показывают ваши данные - в прошлого году 5 процентов (рост ВВП – ред. ). До того тоже около 5%. Это сейчас очень высокий рост ВВП. Это означает, что здесь есть рынок для наших товаров, услуг наших компаний, и они пользуются возможностью - по мере своих амбиций. Я думаю, что они более-менее знают украинскую среду, значит могут ориентироваться, и действительно сталкиваются с проблемами, которые необязательно приятные. Я 22 года работаю послом. В течение этого периода времени я служил в разных странах, но даже в совокупности не столкнулся с таким количеством барьеров неэкономического характера в работе наших компаний, как за чуть меньше полутора лет в Украине.

    Это не то чтобы удивляет, потому что до приезда я уже занимался Украиной. Могу указать на то, что некоторые венгерские компании не получают обратно НДС. Был случай, когда налоговая организация прошла через все судебные инстанции, пока все решили в пользу нашей компании. И компания получила обратно НДС, частично, думаю, и в результате нашего вмешательства. Но было однозначно, что компания имеет право получить НДС обратно. Есть такой случай, когда компания попросила нашу помощь, потому что суд решил в пользу компании, и два года это судебное решение не выполнялось. Есть некоторые проблемы, связанные с таможенными вопросами и другие. Я хочу подчеркнуть, что пока эти проблемы были решены в пользу наших компаний. Я нашел довольно большое взаимопонимание с украинскими партнерами, которые отвечали за эти вопросы. Но все-таки как явление это не поощряет инвесторов вкладывать деньги в украинскую экономику. Потому что если два-три года надо страдать и мучиться в судах – это, конечно, не поощряет эти компании именно здесь тратить свои деньги.

    UBR: В такие кризисные периоды, как сейчас, по-Вашему уменьшается активность инвесторов в Украине?

    М.Байер: Я думаю, что уменьшается, потому что денег нет на рынке. Очень трудно получить кредиты, банки сами страдают от нехватки ресурсов, правительство очень сильно смотрит, чтобы дефицит госбюджета не продолжал расти. Значит, везде мы сталкиваемся с проблемами сокращения возможностей. Это я думаю, естественным образом влияет на капиталовложения. Но, я думаю, этот вопрос временный. Пройдет этот период и тогда преимущества, о которых я вначале я говорил на счет украинского развития и ВВП, могут сказаться.

    UBR: Вашей стране, также как и остальным членам Евросоюза, пришлось пережить кризис и приходилось одалживать деньги у Европейского центробанка и других источников. Но Вы как-то быстро стабилизировались, и сейчас по-видимому больше не нуждаетесь в больших займах. Каким образом это удалось?

    М.Байер: Наша экономика встретила кризис в 2009 году совсем подготовленной. У нас было несколько проблем, но две основные. Первая – это очень высокий дефицит государственного бюджета и конечно высокая задолженность венгерского государства по сравнению с ВВП (около 80%). Вторая проблема - довольно большое количество венгров брали кредиты в швейцарских франках из-за низкой ставки, и эта ситуация являлась опасностью для их возврата в таких кризисных условиях. Поэтому наше правительство уже в 2008 году обратилось к Европейскому центральному банку, к МВФ, чтобы получить деньги для сохранения выплаты необходимых долгов и стабилизации финансовой ситуации плюс мы начали оберегать деньги – сократили расходную часть госбюджета и другие меры приняли. Это нам и помогло. Конечно, за год-два все не могло решиться. Сейчас, я думаю, мы выходим немножко из нового этапа кризиса. Потому что после прайм-крайзис мы получили второй кризис - результат первого кризиса. Скорее всего - это кризис европейской финансовой системы. Это тоже влияет на нас. Я думаю, сейчас успокаивается ситуация. Мы в последние полтора года практически не брали кредиты от МВФ или ЕЦБ. С рынков можем финансировать наши нужды. Вопрос сейчас в том, стоит ли опять взять кредит? Мы считаем, что, наверное, да, потому что это дешевле, чем с рынка, а с другой стороны - для инвесторов это будет как специальная гарантия, что Венгрия, даже если кризис еще усугубляется, будет способна возвращать кредиты и ставки, как она обязалась это сделать.

    UBR: Часто говорят о том, что для решения кризиса недостаточно экономить средства и ограничивать бюджет. Наше правительство заявило недавно о том, что нам это не подходит. Правильно это или нет, неизвестно. Но ясно одно, что нужно увеличивать и стимулировать бизнес. Делает ли это Ваша страна, и какие средства тратятся?

    М.Байер: Я думаю, что в Украине стараются это делать. Я подчеркнул бы - обязательно стимулирование бизнеса. Но важнее, чтобы экономика продолжала расти, действительно были источники для покрытия новых нужд. Потому что сокращать можно, но там когда-то дойдешь до барьера. После этого уничтожаешь уже. И я думаю, что и вы, и мы близко к этому барьеру. Я думаю, что намного важнее этого – это структурные реформы. А здесь, я боюсь, что и в Венгрии, и в Украине мы отстаем от необходимой скорости. Это всегда болезненный вопрос, потому что структурные реформы означают, что меры, которые решает принять правительство, будут касаться кармана всех избирателей. А если вопрос касается избирателей, тогда все очень осторожно к этому относятся, потому что на выборах все хотят выиграть. Я боюсь, что не сделать этого Украина не сможет. Раньше или позже.

    UBR: Какова сейчас температура отношений Украины и Европейского союза?

    М.Байер: Я думаю, что Европа очень хорошо понимает значимость и роль Украины как важнейшего восточного партнера и соседа Европейского союза. В этом плане нет никаких изменений. Мы были большими оптимистами еще в прошлом году, когда быстрыми темпами продвигались переговоры по соглашению об Ассоциации и созданию всеохватывающей и глубокой зоны свободной торговли. К сожалению, хоть и завершилась техническая сторона, этот процесс сейчас, кажется, немножко приостановлен в результате определенных внутриполитических событий в Украине, которые вызвали критику со стороны ЕС в целом и специально со стороны нескольких членов Евросоюза. Поэтому, я думаю, что сейчас надо смотреть, как выйти из этой ситуации, потому что интерес наш не меняется, в том плане, что мы заинтересованы, чтобы сближение Украины с точки зрения политики, экономики, юридической инфраструктуры продолжалось в направлении Европейского Союза.
    Виталий Дячук,
    Украинский Бизнес Ресурс



    Кстати, приход в Закарпатье иностранных инвесторов сдерживают прежде всего высокие налоги.

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору