ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

В 1930-33 гг. голод свирепствовал в Западной Европе и Америке

    19 марта 2024 вторник
    Аватар пользователя Захар Беркут

    Демографическая ситуация в Европе и в США в 30-е годы была в два раза хуже, чем в Украине.
    Из сообщений  европейской и американской прессы в 1932–1933 годах.
    В 1929–1933 гг. глобальный экономический кризис, получивший название «Великая депрессия», охватил практически все капиталистические страны и сопровождался массовой безработицей и, следовательно — голодом. Пособие по безработице выдавалось изредка в ничтожно малых суммах — 1–2 долл.
    Всё это создало предпосылки для прихода фашистских режимов в Испании, Италии, Германии и некоторых других странах Европы. Заметим, что фашизм, как и средневековая инквизиция, возник в странах католицизма и протестантизма. Истребление народов снова шло под лозунгом «с нами бог».
    Особенно много материала о голоде в США, Канаде и в странах Европы размещено в американской газете «Українські Щоденні Вісті», далее — «УЩВ» («The Ukrainian Daily News» — щоденний часопис, присв’ячений інтересам працюючого українського люду в Сполучених Державах (СД =САСШ = США) і Канаді, виходив щодня, крім державних свят).
    В подшивке этой газеты за 1932 г., хранящейся в Национальной библиотеке США, и других стран, более 200 сообщений о голодных походах рабочих и безработных в различных штатах, более 170 — о самоубийствах в связи с кризисом, безработицей и голодом: банкиров, предпринимателей, фермеров, рабочих и безработных в Европе и США. («УЩВ» 20.07.32 р., фото 12 1.)

    В отчете директора Международного Бюро Труда А. Томаса, которое являлось одним из учреждений Лиги Наций, в апреле 1932 года сообщалось, что в 1931 году в Мире было 20–25 млн. безработных. «А это значит, — пишет Томас, — что 70 млн. человек были лишены средств существования. («УЩВ» 27.04.32 р., фото 12. 2.) В том числе в США голодало 25 млн. чел. («УЩВ», 25.08.32 р. фото 12.3), в Нью-Йорке — 250 тысяч. («УЩВ» 25.08.32 г.)

    В начале 1932 г. Европе насчитывалось более 11 млн. безработных, в том числе: в Германии — 6 млн. (позже — 8 млн.), в Англии — 2,5 млн., в Италии — 1,5 млн., во Франции — 0,3 млн. человек. («УЩВ» 11.06.32 р. рис. 12.4)
    Фото 12.4. 11 378 000 безработных в капитал. странах Европы

    В странах капитала царили безработица и голод, повышение цен и снижение номинальной зарплаты. Рабочие и безработные, интеллигенция и крестьяне организовывали забастовки, голодные походы, требовали: «Работу! Зарплату! Хлеб!» Правительства отвечало массовыми репрессиями, направляло против них жандармов и, даже регулярные войска с пулеметами. Свирепствовали суды. Газета «УЩВ» приводит данные МОПР — ужасную статистику усиливающихся репрессий: « Если в 1925 г. численность убитых до суда составляла 9,87%, то в 1931 г. — 33,9%. За этот период намного вырос удельный вес смертных приговоров: в 1925 г. — 0,37 %, в 1931 г. — 8,4%. Численность жертв белого террора в 1931 г. составляла 1090 тыс. человек; за период 1925–31 гг. — 3 млн. чел. («УЩВ» 08.11.32 р.).
    По данным Лиги Наций, в то время население Мира составляло всего два миллиарда.
    Правительства и пресса капиталистических стран скрывали факты голодания безработных, а тем более массовой смертности. Однако, в газетах и журналах, периодически появлялись заметки о голоде и его последствий в странах Европы и Америки. Приведем краткий обзор прессы того времени.
    ПОЛЬША. ГОЛОД В ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ. Напомним, что до 1939 г. (и 1945 г.) Западная Украина (8 областей) входила в состав Польши, Румынии, Чехословакии и Австро-Венгрии.
    Хронология сообщений прессы. Берлин. 09.01.32 г. Газета «Дойче Альгемайне Цайтунг»: «Трехлетний экономический кризис в стране и кабальное положение крестьянства привели к разорению и развалу польское земледелие и без того маломощное и отсталое. Недоимки по сельскому хозяйству дошли уже до 1 млрд. злотых (1 злотый — 22 коп). Живущее под угрозой банкротства государство, безжалостно выколачивает эти недоимки из нищего крестьянства. Особенно свирепые поборы обрушиваются на украинцев и белорусов. Приезд судебного исполнителя повергает деревню в панику. Он появляется в сопровождении стражников и маклаков, описывает все мало-мальски ценное, описанное тут же продается за бесценок». По данным «УЩВ» там можно было купить корову за три доллара, коня — за 20 центов.
    Польская газета «Новый час»: «На Гуцульщине число голодающих хозяйств в 1932 году достигло 88,6%. Собственность польских помещиков в эти годы достигла 37% в Станиславском воеводстве, 49% на Полесье. На помещичьих землях даже в неурожайные годы крестьяне работали за 16-й или 18-й сноп. В марте голодало полностью около 40 сел Косивского, 12 сел Наддвирнянского и 10 — Коломийского уездов». Газета отмечает: «Люди повально пухнут с голоду и умирают на ходу. Особенно лютует голод в селах — Перехреснях, Старому Гвиздцы, Островцы. Вместе с голодом быстро распространились брюшной тиф и туберкулез».
    До 1929 г. на Гуцульщину, для ополячивания региона, переселено из Польши 16000 семей военных и гражданских польских колонистов. Им передано 600 тыс. гектара гуцульской земли».
    В другом номере «Нового часа» в статье «Репортаж из Гуцульщины» корреспондент пишет: «Извините, братья-гуцулы, раньше я не верил вашим рассказам об опустошенных селах «царем-голодом», но сейчас в Коломыи, я убедился сам».
    Голодное население Западной Украины терпело и национальный гнет Польши: если житель Краковсого воеводства платил 30 злотых подушного налога, то житель Западной Украины — 35 злотых. Карпатские леса хищнически вырубали колонисты.
    Львовские газеты сообщали, что на Прикарпатье население Западной Украины живет в жуткой нищете. В Калушском воеводстве есть села, где от голода вымирают целые семьи. После запрета польским правительством заниматься древесным промыслом в неурожайный год гуцулы не имели никаких средств существования. Правительство никакой помощи голодающим не оказывало. Люди вымирали семьями.

    На Гуцульщине число голодающих хозяйств в 1932 году достигло 88,6%
    Американская газета «Українські щоденні вісті» детально описывает ужасы голода в Западной Украине. Приведем только некоторые: «Ужасный голод среди горного населения Западной Украины» (Жахливий голод серед гірського населення. «УЩВ», 10.04.32 р.). Описывая ужасы голода, газета называет причины: «Если три года назад, на вырубке леса лесоруб зарабатывал 6 зол, на сплаве — 8, а в городе этот лес оценивался в 70 зол., то сейчас на вырубке — 2, а в городе — 18 зол. Таких денег не хватает на питание не только семьи, а самого лесоруба. В статье «Что пишут с Галычины» (Що пишуть з Галичини. «УЩВ», 05.04.32 р.) автор письма пишет о непосильных налогах и, в связи с низкой покупательной способностью населения голодные крестьяне продают коня за 5 или 10 зол, т. е. — за полдоллара. Автор пишет, что хотел купить себе поросенка, но резать частным образом не разрешено, а чтобы зарезать, уплатить налог, получить разрешение и т. д. надо иметь большие деньги, а их нет. 04. 05. 31 г. «Украинским детям в Западной Украине запрещено говорить на украинском языке» идет речь о польской учительнице Марии Войцишальской, которая штрафует украинских школьников по 3 грош за употребление в школе ими родного украинского языка. 04.04.32г. «Польша и Румыния ожидают случая, чтобы напасть на Советскую Украину».

     

    В статье «15000 детям в Закарпатье угрожает голодная смерть» («УЩВ» 05.04.32 р., ф.12.5.) излагаются заявления депутатов оппозиционных партий в чешском парламенте. «В горных округах много сел, где пища детей состоит из незначительного количества овсяного хлеба и нескольких полусгнивших картофелин. Цены на домашних животных и имущество необыкновенно низкие из-за высоких налогов: корова — 3 долл., конь — 20 центов. Чешская власть виновата, перед Украинским Закарпатьем и тем, что в эту бедную провинцию, где недостаточно хлеба для полумиллионного населения, переселила 50 тысяч чешских колонистов, в основном бывших военных и госслужащих, которые с жестокостью средневековых завоевателей осуществляют там политику чехизации и экономической эксплуатации».

    15000 детям в Закарпатье угрожает голодная смерть
    Как известно, Закарпатье было присоединено к УССР в 1945 г. С тех пор численность населения Закарпатской области начала быстро расти и, в 1956 г., составляла 0,9 млн. человек. (Ол. Диброва, География УССР, с. 130), в 1993 г. — достигла 1,28 млн. С 1995 года Закарпатье вымирает, и в 2006 году составляла уже 1,24 млн. человек. (СЩУ06, с. 331)
    «Голодная смерть господствует в селах Гуцульщины». («УЩВ», 16.04.32 р., ф. 12.6.) В сельских хатах лежат целые семьи, опухшие от голода. Сотни людей тиф уносит в гроб, и старых и молодых. В селе Ясеневое вечером сплошная тьма; нет ни керосина, ни спичек. В статье «Голод на Зап. Украине увеличивается» («УЩВ», травень 1932 р., фото 12.7) отмечается, что национальный гнет, погромы, карательные экспедиции, конфискация урожая уничтожают голодное Западно — украинское село. Поляки-оккупанты вырубили леса. Древесину продали по демпинговым ценам за границу. Грабительская политика поляков быстро дала результаты.
    Не стало лесов, реки стали ежегодно выходить из берегов. Наводнения уничтожают целые села. Со времени большого наводнения 1927 года десятки сел еще не восстановлены. Крестьяне не получили от государства никакой помощи. В статье «Трех крестьян, 2 украинских и 1 польского происхождения, осуждено на смерть за восстание в Львовском воеводстве» («УЩВ», 25.07.32 р., ф.12.8.) сообщается, что против восставших крестьян польская армия использует авиацию. В статье «Украинские крестьяне в вооруженной борьбе с войском панской Польши» («УЩВ», 23.07.32 р.) сообщается, что уже десятки убитых, более тысячи ранены.
    Фото 12.8. Трех крестьян, 2 украинских и 1 польского происхождения, осуждено на смерть за восстание в Львовском воеводстве

    В апрельской статье «Западно-украинское село голодает» («УЩВ», квітень 1932 р.) автор подчеркивает, что налоговый грабеж, ростовщичество, раздробленность хозяйств, отсутствие тягловой силы, землеобрабатывающих машин и инвентаря сделали сельское хозяйство Польши таким, что оно и в нормальный год не спасает от голода. Прошлый год, кроме всего этого были неблагоприятные погодные условия; много хлеба погибло от паводка и градобоя — крестьяне оказались на краю бездны. В статье:»На Западной Украине свирепствует против крестьян и рабочих террор фашистского режима» («УЩВ», 15.10.32 р.) перечисляются фамилии погибших в руках полиции без суда и следствия. Таких статейв «УЩВ» очень много. Приведем еще несколько заголовков из них. 09.04.32 г. «Наводнение нанесло большой ущерб в Румынии и Югославии», «Голод собирает свой урожай», 11.04.32 г. «Государство перманентного голода», 17.04.32 г. «Катастрофическое положение в Закарпатской Украине», 05.06.32 г. «Галицкие крестьяне бунтуют против новой панщины», 15.06. 32 г. «Крокодильи слезы польских социал-фашистов над населением Западной Украины», 08.04.32 г. «Два письма с поля классовой борьбы в Зап. Украине», Перечень таких статей и их хронология подтверждает, что голод в Западной Украине, находившейся в составе Польши, Румынии и Чехословакии, был ужасный и правительства этих стран ничего не сделали, чтобы помочь населению пережить его, более того, они уменьшали рабочим зарплату, повышали налоги, не оказывали медпомощи.
    Когда читаешь эти статьи 75-летней давности, то «по коже бегают мурашки». И становится жутко от того, что сегодня в так называемой «независимой» Украине ПРОИСХОДИТ ТО ЖЕ САМОЕ: БЕЗРАБОТИЦА, БАТРАЧЕСТВО В ПОЛЬШЕ, ГОЛОД, НАВОДНЕНИЯ…
    Находясь в составе буржуазных стран, население Зап. Украины вымирало. Например, на Буковине (Черновицкая область) в 1920 г. было 812 тыс. жителей. В 1956 г. — 800 тысяч. С приходом советской власти численность населения там выросла в 1993 г. до 912 тыс. С ликвидацией социализма численность населения в 2005 году в Черновицкой области опять упала до 905 тыс. человек. Такое же положение и в остальных областях Западной Украины.
    По данным прессы 30-х годов ХХ столетия имеются признаки геноцида со стороны властей Польши, Румынии и Чехословакии населения Западной Украины:
    Завышение налогов;
    Снижение зарплаты;
    Запрет гуцулам заниматься лесным промыслом;
    Поселение на украинские земли колонистов;
    Рабский труд украинских детей и женщин — по 18 часов в сутки;
    Казни борцов с голодом;
    Репрессии против борцов с голодом;
    Невыплата и задержка зарплаты;
    Запрет средств массовой информации выступивших в защиту голодающих;
    Выколачивание налогов с помощью армии и жандармерии;
    Запрет украинским детям говорить на украинском языке в школах.