ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

В Ужгороде вспоминают о бурных 50-х годах прошлого века...

    20 апреля 2024 суббота
    76 переглядів
    В 50-е годы 20 столетия Закарпатский музыкально-драматический театр неоднократно обращался к творчеству Гоголя.

    В далекие пятилесятые годы 20 столетия Закарпатский музыкально-драматический театр в Ужгороде неоднократно обращался к творчеству Гоголя.

    Надо сказать, что в этот период театр находился на подъеме, то есть был в хорошей творческой форме. В труппе были актеры еще старой театральной школы, которые в свое время работали с такими корифеями украинской сцены, как Садовский, Карпенко-Карый, Заньковецкая, и считались их учениками. В тоже время в нашей труппе было много молодежи, выпускников театральных студий и вузов Киева и Харькова. Все мы безумно любили театр, отдавали ему себя полностью и в то же время восхищались мастерством наших старших товарищей, учились у них. А у них было чему поучиться. Такие актеры как Виктор Аведиков, Андрей Ратмиров, Кирилл Маринченко, были настоящими мастерами сцены.
    В репертуаре театра насчитывалось четыре спектакля по Гоголю: «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Вий» и «Ревизор». Все три>замечательные повести Гоголя были переведены на язык театра старыми украинскими драматургами, повести стали пьесами, герои заговорили на украинском языке, и от этого их образы стали еще ярче, еще правдоподобнее.
    Спектакль «Майская ночь» это поэтическая сказка. Красоту и поэзию сюжета дополняла музыка и прекрасные украинские песни, такие как «Дивлюсь я на небо», «Місяцю ясний», «Нічь така зоряна», которые пел влюбленный в Галю Левко (артист П.Ластив-ка). Партию Панночки исполняла молодая артистка Мария Харченко, она обладала великолепным сопрано. В данное время она Народная артистка Украины и до сих пор работает в Ужгородском театре. Красочное оформление сцены, декорации также создавали впечатление прекрасной сказки. И на этом фоне яркие гоголевские персонажи. Хитрый и лукавый Голова, хвастающийся своей «магдалией», пытающийся рассказывать всем о своих подвигах и про царицу Екатерину, в исполнении артиста К.Маринченко был великолепен. Не уступали ему образы Калени-ка (арт.В.Аведиков), Винокура (арт. А.Ратмиров) и Свояченицы (арт. Н.Лагодина). Все они составляли прекрасный ансамбль гоголевских героев.
    Спектакль «Сорочинская ярмарка». Несмотря на небольшие размеры нашей сцены (теперь это помещение кукольного театра), художнику удалось создать впечатление настоящей ярмарки: возы с мешками, палатки с товарами, бродячие торговцы с переносными лотками, продающие ленты, бусы, намиста, кресты, иконы. Один из них предлагал всем купить у него икону египетской царицы Семирамиды. Зазывные крики торговок, расхваливающих свой товар: «Купуйте бублички, паляниці, маковничкі» - и тут же веселые озорные хлопцы, затеявшие интригу с черво-ной свиткой, чтобы добиться согласия Солопия Черевика на свадьбу его дочери, красавицы Параси с Грицьком Голопупенко.
    Невозможно забыть дуэт Черевика и его кума Цибули (артисты В.Аведиков и К.Маринченко). Сцена, когда они сидят связанные озор-никами-парнями и жалуются друг другу на несправедливость судьбы, невероятно трагикомична и трогательна. Со слезами в голосе произносит Черевик «Тобі куме ще нічого, тебе винують, що ти в другого вкрав. А як же мені, коли кажуть, що я сам у себе свою рідну кобилу вкрав». Настолько трогательны и обаятельны были эти простые наивные мужики, что эту сцену я помню, как сейчас, хотя прошло с тех пор уже более полувека.
    Заканчивались спектакли обычно зажигательными и искрометными украинскими
    плясками и песнями. Оркестром и хором руководил опытный музыкант Е.Шерегий.
    В то время наш театр много гастролировал. Гастроли длились по два-три месяца. Часто ездили в Прибалтику - в Вильнюс, Клайпеду, Лиепаю, Таллинн. И везде имели большой успех (в Таллинне, куда часто приезжали лучшие театры Москвы и Ленинграда, мы работали на аншлагах по две, три, а иногда и четыре недели).
    Памятен мне один эпизод из нашей гастрольной жизни. Вернее, одна история, в которую трудно поверить. Может быть, кому-то она покажется невероятной, но я клянусь, что она действительно произошла в нашем лю.бимом театре. Это случилось в наш первый приезд в Таллинн. Мы тогда работали в помещении летнего театра, в так называемом «Морском клубе», который находился на окраине города. В следующие наши приезды в этот город нам уже предоставляли сцену в большом красивом здании Дома офицеров, расположенном в самом центре города. Но тогда, неожиданно для всех, несмотря на удаленность от центра и неказистость клуба, на наши спектакли стал валом валить народ. Каждый вечер аншлаг. Местные жители удивлялись, никогда такого не было, что за театр такой приехал, что все стремятся попасть в этот клуб.
    А репертуар наш состоял в основном из гоголевских спектаклей. И тогда администрация театра, вдохновленная таким успехом, вспомнила, что у нас в репертуаре есть еще один гоголевский спектакль «Резизор», который мы не взяли с собой. Вернее, не взяли декорации к нему, а главное - костюмы, без которых играть этот спектакль невозможно. И вот администратор шлет в Ужгород заведующей костюмерным цехом, которая со сторожем осталась на театральном хозяйстве, телеграмму следующего содержания: «СРОЧНО ВЫСЫЛАЙТЕ КОСТЮМЫ РЕЗИЗОР».
    Эта пожилая женщина, звали ее Маргита Чичери, слабо разбирающаяся в нашей действительности, а еще меньше в драматургии Гоголя, испугалась и.решила, что в Таллинн приехал настоящий ревизор проверять весь наш костюмерный цех. И вот она собирает в огромные мешки все до единого театральные костюмы и отправляет их в Прибалтику. Как отреагировала на все это наша театральная администрация, я не знаю. Но когда мы, актеры, увидели эти огромные тюки и баулы, которые загораживали и без того узкие проходы к кулисам, мы были, как говорят сейчас, «в шоке». Большинство, конечно, хохотало. Но кое-кому было отнюдь не весело, так как надо было компенсировать расходы на пересылку и вообще отвечать за все.
    Так что Гоголь присутствовал не только на сцене, но и в жизни. С нами были его гений, его юмор и его смех, сквозь невидимые миру слезы.
    Алла Белинская, участница всех тех событий, актриса Ужгородского театра, член ЗОО «Русь»

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору