ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Закарпатец выиграл дело в Европейском суде

    24 апреля 2024 среда
    64 переглядів
    По решению Европейского суда житель Закарпатья получил 16 тысяч евро

    Военный пенсионер из Закарпатья десять лет отстаивал свое право на честное судебное разбирательство. Не найдя правды на Украине, он обратился в Европейский суд и выиграв дело получил 16 тысяч евро.

    С рабочего места – в каталажку

    Георгий Лизанец – военный пенсионер. Недавно ему исполнилось 64 года. О тех временах, когда против него пытались сфабриковать уголовное дело, вспоминает неохотно. А началась эта история 12 лет тому назад. Георгий Иванович устроился работать старшим контролером на Мукачевский центральный кооперативный рынок. В феврале 1997 года его обвинили в коррупции, задержав прямо на рабочем месте, арестовали.

    “За неделю арестовали директора рынка. А в тот день, пришли за мной, - рассказывает мужчина. – Милиционеры долго не церемонились: схватили у всех на виду, я и слова не успел вымолвить, как на меня надели наручники и затолкали в служебную машину. Так я оказался в Мукачевском городском отделе милиции”.

    Лишь в кабинете следователя выяснилось, что от задержанного ожидают показания по делу о взятках.

    “Сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями сказали прямо: расскажи, как ты передавал взятки, - говорит Лизанец. - Мол, у них есть свидетель, который подтвердил, что я собирал деньги с предпринимателей, торгующих на рынке, и передавал их директору”.

    Мужчина обомлел, ведь ничего подобного он и в мыслях не имел.

    “Да о чем я могу рассказать, если никаких денег не брал! – доказывал он милиционерам. - Но те были непоколебимы: рассказывай все без утайки, если не укажешь на директора рынка - сам сядешь! – грозили они. - Главным аргументом уголовного дела, которое возбудили против меня, были свидетельские показания какого-то Ивана Чуйкова. Этот человек, с которым я даже не был знаком, якобы утверждал, что дал мне 100 долларов в качестве взятки для директора рынка, за то, чтобы он посодействовал в получении торгового места”.

    А подставной свидетель оказался милиционером

    Господин Георгий стоял на своем, но правда ему очень дорого стояла. Арест продолжался почти полгода. За это время Лизанец получил нервный срыв и сахарный диабет, а в последний месяц начало подводить и сердце. К счастью, аргументы наскоро состряпанного дела, вскоре посыпались как иглы из прошлогодней елки.

    “Выяснилось, что подставной свидетель - милиционер. И никаких доказательств против меня не было в помине. Через пять месяцев этот кошмар кончился. Сначала выпустили директора Мукачевского кооперативного рынка, а через несколько дней, освободили из-под стражи и меня. Но потребовался еще целый год, для того, чтобы закрыли уголовное дело по статье - за отсутствием доказательств вины подозреваемого”, - Георгий Иванович тяжело вздыхает.

    Казалось, что на этом можно поставить точку. Но не тут то было. После тюрьмы господин Лизанец оказался на больничной койке. Ведь невиновный человек полгода провел в каталажке, это отразилось здоровье.

    “Когда находился в изоляторе Мукачевского горотдела милиции, меня пытались сломать морально, - вспоминает господин Георгий. – Ведь за решеткой радуешься любой весточке из дома. А от моих родных передач не принимали. Жена просила, чтоб взяли хотя бы лекарства. А ей твердили, чтоб больше сюда не приходила. Мол, вашего мужа тут нет, езжайте в Ужгород”.

    Состояние здоровья резко ухудшилось, опасаясь за жизнь пациента, врачи положили его Мукачевский военный госпиталь. Но даже на больничной койке, человека не оставляли в покое.

    “Я старший прапорщик, до пенсии служил в Мукачевском авиаполку, поэтому имею право на бесплатное лечение. Доктора в госпитале хорошие, относились ко мне чутко. Но когда главному врачу перезвонил люди в погонах и намекнули: что вы с ним возитесь, мол, он только прикрывается больницей, а в действительности здоровый, меня попытались досрочно выписать. Хотя я наперед заплатил деньги за лечение, срок которого еще не окончился”, - мужчина показывает медицинское заключение.

    Уголовное дело открыли вновь

    Уголовное дело, которое закрыли еще в декабре 1997 года, открыли по новоявленным обстоятельствам. Милиция стремилась все-таки сделать мужчину виновным. Ведь собственные ошибки признаются с большим трудом. Господину Лизанцу пришлось жаловаться в Закарпатскую областную прокуратуру. Тогда дело передали в районную прокуратуру, а через некоторое время таки закрыли из-за отсутствия доказательств.

    “Этот кошмар с фабрикацией новых дел, наверное, никогда бы не кончился. Поэтому решил подать в суд на возмещение мне морального и материального ущерба, - говорит мужчина. - Мукачевский городской суд присудил выплатить мне 80 тысяч гривен, но это решение было опротестовано”.

    Материальные расходы, а это около трех тысяч гривен за потерю заработка в период, когда человек находился под арестом и в больнице, мужчине таки компенсировали. Моральные убытки потерпевшего украинская Фемида упрямо не признавала. Лишь за третьим судебным разбирательством в апреле 2002 года господину Лизанцу таки присудили выплатить 10 тысяч гривен. Впрочем, с выполнением решения суда, не торопились. Человек пройдя все инстанции вплоть до Верховного суда, который выступил за решение о компенсации, не получил от Украины ни копейки.

    Трижды обращался к прежнему Президенту Украины Л. Кучме, ответа не было. Из Секретариата Президента мои жалобы пересылали в областную юстицию. А местные чиновники, попросту говоря, пускали жалобщика по-кругу, как в известном монологе Аркадия Райкина. Господин Георгий показывает толстые папки с бумагами, здесь переписка за пять лет. Целые стосы, а ведь за каждым таким листом с ровными печатными строками – его боль, отчаяние, потерянное здоровье и унижение. Так для военного пенсионера, прошли эти долгие пять лет, в мытарствах по судовым инстанциям Украины.

    “Хотя по мнению истца, 10 тысяч гривен – очень мало, мой подзащитный не получил даже и этой мизерной суммы”, – говорит адвокат из Мукачевого Владимир Думнич, который вел гражданское дело Лизанца по возмещению морального ущерба.

    Каждый десятый иск, поданный в Европейский суд из Украины

    Россия, Турция, Румыния и Украина лидируют по количеству дел, которые находятся на рассмотрении Европейского суда по правам человека. Но выиграть удается единицам.

    Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить “справедливое удовлетворение претензии” в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов. За многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами - членами Совета Европы решений Суда.

    “Почему Вы решили обратиться в Европейский суд?” - спрашиваю у господина Георгия.

    “Искал правду на Украине, но разочаровался в нашей судовой системе, - вздыхает, - может быть именно, отчаяние и подтолкнуло к такому решению. Вместе с исковым заявлением отослал в Страсбург почти пол килограмма документов. А решение Европейского суда ожидал почти 5 лет”.

    Иск украинца зарегистрировали, Суд рассматривал его около двух лет. Дважды запрашивал подтверждения по отдельным фактам.

    “У меня был опытный адвокат, - говорит пенсионер. – Он сразу предупредил о том, что прежде, чем подать жалобу в Евро суд, необходимо соблюдение непременных условий.

    Во-первых, юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. А для того, чтобы она была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные судебные средства защиты”.

    “Министерство юстиции заняло решительную позицию, – говорит Владимир Иванович. - Украина отрицала, доводы истца. Мы аргументировали выплаты, связанные с моральным ущербом доказательствами, за которыми стоят неопровержимые факты”.

    Лизанець оценил убытки в 30 тысяч евро. Государство не желало выплачивать ни копейки. В поединке с системой победил рядовой украинский пенсионер. Европейский суд, признав факт нарушения прав, присудили украинцу 11 тысяч 380 евро за материальные убытки, да еще и 3 тысячи - за моральные. К тому же Суд постановил, что Украина должна выплатить пенсионеру и присужденную раньше украинским судом сумму.

    “Справедливость победила! Половину от полученной суммы я заплатил адвокату. Об этом мы с самого начала договорились. В случае проигрыша за свою работу он бы не получил ни копейки - говорит господин Лизанец. - На своих обидчиков зла не держу, иначе и дальше бы судился. Но их накажет Бог”.

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору