Причины кризиса – чрезмерное потребление
07 вересня 2024 субота
09.09.2012 (23:37)
ДУБРОВСКИЙ Д. И.- Российский и советский философ, психолог, специалист в области аналитической философии сознания. Доктор философских наук.
- Причины кризиса – чрезмерное потребление. Мы наблюдаем такую гибельную траекторию нашей цивилизации, которая обусловлена нарастанием экологического кризиса и другими глобальными проблемами. Этот процесс моно укрепляется. Нет пока никаких реальных сил, способных остановить этот процесс. Вот почему, скажем, этот конгресс и это движение «Россия 2045» как-то вызывает положительный отклик, хоть надежду дает на то, что такой субъект способен противостоять как-то этому процессу.
Ну, мы же понимаем разницу между, скажем, великой целью и процессом, но мы видим, здесь собрались очень многие люди, которые весьма решительно настроены, готовы служить этой великой цели. Теперь вопрос, собственно, эта гибельная траектория, чем она вызвана? Ростом агрессивности, ростом потребления неуклонным. То есть, вот мы видим, что здесь вот как бы проявляется ряд существенных черт природы человека, который мы наблюдаем во все эпохи, во всех цивилизациях, во всех народах. Об этом очень много писали философы.
Теперь, как изменить всё это? Ну, понятно, что еще больше потреблять и еще больше производить, чтобы еще больше потреблять, и непрестанные раздоры и войны связаны с нашим сознанием, с такими структурами нашего сознания, которые не преодолимы пока. Ясно, что можно изменить этот вектор, только изменив сознание массового человека. Об этом тоже многие писали. У Ницше есть прекрасные образы массового человека. У наших философов, ну, скажем, в 30-х годах была издана знаменитая книга Ортеги и Гассета, посвященная специально анализу сознания массового человека.
Ну, вот с тех пор, конечно, он изменился, но сейчас массовый человек, это понятие, выражающее наиболее типичные черты психологические огромной массы людей. Это не обязательно там крестьянин, рабочий, это может быть олигарх, премьер-министр и прочие. Это некий комплекс психических свойств: желания, потребностей, интересов, ценностей. Вот это как бы выражает, так сказать, понятие массового человека.
Как это менять? Это очень сложный процесс. Ну, скажем, сейчас это церковь, религия. Да, какие-то сдерживающие моменты есть в этом, какие-то легкие корректирующие моменты, но не более того. Что мы видим? 2000 лет религия призывает нас и учит, но результаты мизерные. Все эти этические проблемы, они не решаются, они только усугубляются и усугубляются. И поэтому надеяться на то, что вот религия нас спасет – это просто нереально, это иллюзорная надежда, на мой взгляд.”
Вопрос: А что спасет?
Рецепты прописывать очень трудно сейчас, очень трудно. Ясно, что можно сейчас воспитывать людей, надо их наставлять на истинный путь, как-то законодательно корректировать эти все процессы, которые усугубляют кризис. Но как изменить эту потребность «еще больше потреблять, еще больше производить» – эту алчность потребительскую? Причем заметьте, что тем больше потребляете, тем больше аппетит.
Я лично не вижу сейчас решительных каких-то рецептов и мер, чтобы, скажем, устранить вот эту вот потребительскую дельту. Есть, конечно, надежды. Какие? Скажем, всякая потребность, она имеет информационную природу. Вот вам, скажем, необходим бриллиант, но если вы будете убеждены в том, что камешек, который я вам подарил, есть бриллиант, то ваша потребность будет удовлетворена. Но мысль моя простая – что многие сугубо материальные потребности могут быть замещены информационными потребностями. Сейчас, когда виртуальная реальность разрослась до невообразимых пределов, такая возможность появляется. Можно другие придумать какие-то варианты, Но повторяю, рецептов этого не существует. Надо менять сознание, а оно имеет глубокие генетические корни.
О воспитании массового сознания
Коррекции сознания частного порядка, они, несомненно, возможны, и воспитание доказывает, что это возможно. Тем более есть разный ассортимент гомосапиенс. Среди всех рас есть очень добрые люди, они искренни, добры, отзывчивы. То есть имеется очень широкий диапазон различий между людьми по своим генетическим данным.
Добрый человек. Вы встречали, наверное, очень добрых людей, очень искренних. Несомненно, что этот тип людей имеет некую генетическую обусловленность, подобно тому, как имеют такую обусловленность великий поэт или великий математик, есть гении доброты. Вот, поэтому воспитание всегда есть, было и остается великим средством коррекции человека, несомненно. Но, в какой мере? Я не думаю, что можно этим достичь какого-то решительного и необходимого нам изменения массового сознания.
Структура сознания многомерна, многоуровневая. Есть такие структуры, которые подвергаются самоорганизации. Я могу по своей воле менять довольно многие свои предпочтения, убеждения. Скажем, бросить курить, например. Некоторые не могут, а другие, имея эту силу вот такого самопреобразования, имеют волю. Точно так же и многие другие качества человека поддаются вот такому самопреобразованию, самовоспитанию. Или ему это помогают делать со стороны опытные педагоги, близкий друг, авторитетный человек для него. Но есть такие уровни, которые не поддаются вот такому преобразованию. Это знали еще древние, и это было всегда. Они говорили: «Знаю лучшее и одобряю, но следую худшему», это древнеримская поговорка.
Поэтому важно и учесть структуру сознания – это очень актуальная проблема. Надо быть реалистом в понимании изменяемости тех или иных уровней структуры сознания. Надо, несомненно, стремиться к воспитанию добра, лучших качеств человека. Это очень важный фактор. Но, повторяю, это вряд ли может решить те проблемы, о которых я говорю.
Я верю в то, что можно силой воли в каких-то ситуациях, при помощи каких-то средств внутренних моих, собственных, менять вот эти вот структуры, даже самые глубокие. Может быть, здесь тоже есть важный ресурс самовоспитания, самопреобразования, потому что опыт показывает, что некоторые люди могут это делать. Они могут управлять даже теми уровнями процессов в организме, которые неподвластны сознанию. Йоги, например, они могут менять ритм сердца, менять уровень желудочной кислотности.
Но изменит ли это природу человека? То есть его потребительские эти качества? Так вот, генетические факторы, они тоже поддаются какой-то коррекции. Есть опыт, что в силу переустройства своего сознания человек может как бы пробивать путь к регуляции этих глубинных структур и сознания, и организма. Скажем вегетативные структуры, они закрыты для прямого произвольного управления, но при каких-то условиях, при каких-то способах обучения человек может это делать. По-видимому, он может это делать и тогда, когда идет речь об этих фундаментальных свойствах психики, неуемном потребительстве, агрессивности и прочее. Поэтому этот ресурс я бы не сбрасывал со счета. Но как мобилизовать эти ресурсы нашей воли? Здесь нет однозначных рецептов, но, повторяю, опыт выдающихся людей показывает, что это, в принципе, возможно. И если бы это было возможно в массовом порядке, то нам не нужно было бы тогда вмешиваться в генетику человека. Это был бы самый лучший вариант решения вот этих проблем.
Вопрос: А как сделать так, чтобы это было в массовом порядке?
Вот это, пожалуй, главный и мучительный вопрос. Я говорю о чем? О том, что есть, в общем-то, два пути. Это генетическая регуляция, когда мы знаем фактор ответственный за повышенную агрессивность человека, и мы регулируем эти факторы на генетическом уровне. Поэтому будут в скором времени хорошо известны вот эти вот корреляции как бы.
Второй путь, это когда человек сам, под влиянием другого человека, конечно, воспитателя, друга, авторитета, находит в себе внутренние ресурсы перебарывания себя. Опыт показывает, что это возможно, и некоторые люди могут это делать, они могут себя радикально менять. Но вот сам механизм этого преобразования, он в тумане. То есть мы знаем, что это бывает при сильнейших стрессах каких-то, при каких-то необычных условиях, или когда человек долго работает с собой, опыт восточных медитаций, он очень интересен и полезен. Тем не менее, готовых рецептов, чтобы это все внедрить в массовое сознание, чтобы привлечь всех людей к этому – нет. Но не исключено, что можно искать и такого рода пути и подходы, это был бы лучший вариант решения той задачи, о которой я говорю, то есть изменение вот этих вот фундаментальных свойств, которые влекут нас к гибели нашей цивилизации.
Вопрос: В чем, на Ваш взгляд, смысл жизни?
Любовь, доброта, дети, семья, стремление помочь человеку, принять участие в его трудностях – вот эти смыслы, они являются фундаментальными смыслами, которые апробированы историей человечества. Но вместе с тем жизнь требует творчества, новых смыслов, которые как бы помогали бы нам решать грядущие проблемы. Эти быстрые смены форм жизни, ритм учащается, он меняется очень быстро сейчас, и это требует конечно формирования творчества новых смыслов. Каких? Это особый вопрос.
http://www.globosfera.info