ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

ФИЛОСОФСКИЕ СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО

    09 мая 2024 четверг
    Аватар пользователя Гость

    Положение в области философских исследований начала ХХI в. парадоксально напоминает ситуацию начала ХХ столетия. Тогдашний феодально-буржуазный строй, увенчанный монархией, устойчиво рождал философский официоз, фрондирующую интеллигентско-кадетскую интеллектуальную реакцию мазохистского окраса, религиозную философскую ориентацию и твердую оппозицию строю, режиму в лице немногочисленных марксистских философских трудов.

    Сегодня мы видим капиталистически-олигархическую систему, оформленную фасадом демократических институтов и правых партий, имеющих себя демократическими. Эта система рождает с неизбежностью буржуазную философию, выражающуюся в учебниках как отрицание материализма, диалектики, переход к объективистскому изложению философии как истории философии различных учений. Сохраняется марксисткая философия, на свой страх и риск преподаваемая и пропагандируемая старшим поколением отечественных философов, собирающих конгрессы и форумы марксистов, а иногда заявляющих право на существование марксистских секций на философских конгрессах (Второй Российский философский конгресс в Екатеринбурге). К этой линии в философии относятся работы Д.В.Джохадзе со товарищи, труды и учебники пермского философа В.В.Орлова (несомненно, табуированные Министерством образования и не получающие искомые грифы), работы марксистов-экономистов и антиглобалистов (альтерглобалистов) - альтернативистов во главе с А.В.Бузгалиным.

    Особняком стоит философская мысль, которая прежде называлась русской религиозной философией, а ныне еще не получила обозначения. Ее можно было бы назвать философией социально-политической оппозиции режиму, но с уходом Ельцина даже газета "Завтра" перестала употреблять аббревиатуру ВОР – Временный оккупационный режим. Сама газета стала не "газетой духовной оппозиции", но "газетой государства российского". Оппозиционеры стали государственниками одновременно с изменением окраски власти – власть в лице партии "Единство", затем "Единая Россия" провозгласили себя более крутыми государственниками. Неверно было бы называть эту философию квинтэссенцией левых сил общества, ибо к левизне она не сводится. Возникал соблазн именовать ее философией просвя(е)щенного патриотизма, но использование патриотической риторики практическими всеми частями политического спектра, а также Союзом правых сил, заявивших о либеральном патриотизме и стремлении к либеральной империи свнели на нет и эту возможность номинации.

    В глухие времена ельцинизма и расцвета западнической ориентации во внешней политике освежающим ветром повеяло от интеллектуалов, политиков и философов-традиционалистов. Они клялись верности евразийской, континентальной Традиции (с большой буквы!) и стремились поменять вектор российской политики с атлантического, американского, мондиалистско-глобалистского на европейско-евразийский. Однако приход к власти профессионального разведчика В.В.Путина – представителя неатлантической ветви советской внешней разведки – создал феномен "немца в Кремле" и охлаждение отношений с США. И опять философские докторины традиционалистов, списанные с работ европейских геополитиков и французских "новых правых" оказались вне оригинальной номинации, включились в общий поток мутной струи мысли.

    Русская философская мысль в ожидании крейсера для Октября-2

    Нам представляется, что во всех этих попытках и прорывах рождалась несовершенная, но самостоятельная русская философская мысль третьего тысячелетия. Русская не этнически, но культурно, оплодотворенная ценностями и генетическим кодом русского народа. Очевидно, что наряду с марксистской философией в постсоветской ЭРЭФ, параллельно с философским либерально-буржуазным официозом на темыобщечеловеческих ценностей, возникла и устоялась чисто русская философская мысль.

    Ответы дают самобытные русские философы. Именно русские, а не мыслители, имитирующие русскую идею и создающие иллюзию оппозиционности либеральному курса режима. Замечательно то, что марксистские философы и идеологи НПСР-КПРФ старательно обходят проблему русского народа. Достаточно посмотреть справочный материал НПСР "С позиций российского патриотизма" С. Восаркен