ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Потомки чехов изгнанных из Закарпатья дождутся компенсации?

    24 апреля 2024 среда
    77 переглядів
    Чешские корни в Закарпатской земле

    Потомки чехов, выдворенных в 1938 году из Подкарпатской Руси, входившей в состав Чехословакии с конца Первой мировой войны до начала Второй мировой, надеются, что спустя 70 лет справедливость, в конце концов, восторжествует, и им будет выплачена финансовая компенсация за оставленное их предками в этой области имущество.

    После заключения Мюнхенского соглашения о разделе Чехословакии Закарпатье оккупировали венгры. Чехов выгнали. В 1945 г. Подкарпатская Русь, не без манипулированного референдума, вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР, а в 1949 году чехов обокрали вторично. Причем касалось это не только недвижимости. Прикарманены были, к примеру, также Пенсионные фонды Первой республики, имущество Чехословацкой легионерской общины, включая известный Легиобанк.
    Член руководства Общества друзей Подкарпатской Руси Либор Хитилек вспоминает:
    «Там осталось много домов, полей, леса и огороды, принадлежавшие чехам, которым пришлось уйти оттуда. По договору между Чехословакией и СССР, выдворенные семьи за все, что там оставили, должны были получить финансовую компенсацию. Это был длительный процесс, может, быть, до 50-ых гг., но этот процесс уже подчинялся советскому праву».
    А это значит, поясняет Либор Хитилек, что зажиточные люди были причислены к категории буржуазных элементов, в силу чего они не получили ничего, а некоторые бывшие владельцы небольших домиков дождались в качестве компенсации выплаты порядка 60 тысяч крон.
    Но дело здесь, видимо, не только в советском законодательстве. Советский Союз в то время выплатил Чехословакии 920 миллионов крон в качестве компенсации за имущество изгнанных чешских семей. Однако ЧСФР из данной суммы выделила на компенсации ничтожную часть, всего лишь 13 миллионов крон. Ныне законодатели выдвинули проект закона, направленный на возмещение материального ущерба потомкам выдворенных чехов, причем за его принятие выступают представители правого и левого крыла. Раздаются и голоса предостерегающих, в частности, председателя Конституционно-правового комитета палаты депутатов парламента Марека Бенды: «Компенсации изгнанникам из Подкарпатской Руси могут подтолкнуть и судетских немцев к требованию о возмещении ущерба в связи с их выдворением в 1945 году».
    Учитывая, что общество друзей Подкарпатской Руси уже подало жалобу на предмет ущемления своих прав в Европейский суд, Чехии было бы проще полюбовно столковаться с потомками изгнанных. Тем более, что из нескольких сотен таким образом пострадавших, по предположению СМИ, лишь порядка 170 потомков смогли бы доказать факт владения имуществом в Закарпатье. Остальные, утомленные храпом беспробудной Фемиды, после смерти родственников просто ликвидировали документы.

    Чешские корни в Закарпатской земле

    Когда-то сегодняшняя Закарпатская Украина входила в состав Чехословацкой Республики, только называлась она тогда иначе – Подкарпатская Русь. В период между двумя войнами в Подкарпатье жило множество чехов, которые, обладая гражданскими профессиями, жили и трудились в этом регионе. До сих пор в этих городах сохранился «чешский дух».
    Закарпатская УкраинаПосле распада Австро-Венгерской Империи по Сен-Жерменскому (Парижскому) договору от 10 сентября 1919 года Закарпатье было включено в состав Чехословацкой Республики. Однако, уже к этому времени на территории Украины и России жило и трудилось значительное число чехов, многие из которых в период Первой Мировой и Гражданской войн вступили в ряды Чехословацкого легиона.
    Можно сказать, что чешское национальное меньшинство оказало значительное влияние на жизнь и культуру тогдашней Закарпатской Украины. Недаром те, кому довелось посетить такие города как Ужгород или Мукачево, Хуст, Солотвино, Чоп замечают выраженное внешнее сходство в архитектуре и внешнем облике этих городов с чешскими. Чехи построили в Ужгороде и целый район Рафанда с административными зданиями, который внешне один в один напоминает пражский район Дейвице. После присоединения к Чехословакии, чехи стремились модернизировать все регионы новой державы, поднять уровень жизни в Закарпатье: они провели систему коммуникаций, построили множество школ, наладили туризм, то есть развивали социально-экономическую инфраструктуру Подкарпатья.

    Поэтому не удивительно, что до сих пор в Закарпатскую Украину путешествует множество чехов – кого-то влечет желание пройтись по улицам, по которым ходили их предки, кто-то – в стремлении познать свои собственные корни. Спутника нашей сегодняшней передачи в Закарпатье привел научный интерес. Петр Балцар уже долгое время занимается вопросом жизни в пограничных областях. Интересно, довелось ли ему во время путешествия повстречать чехов?
    «Я там везде встречал людей, которые, прежде всего, имели опыт работы в Чехии – свой личный, или же кто-то из членов их семей работал в Чехии. Можно сказать, что практически у каждого второго есть хотя бы один родственник, который работал в Чехии. Так что, скорее всего, я встречал людей, которые находятся вот в таких отношениях с Чехией. Чехов же я встретил, прежде всего, в Ужгороде».
    То, что после чехов, которые жили в Закарпатье в начале 20 века, остались значительные архитектурные памятники, Петр Балцар также заметил. Однако помимо административных зданий следы присутствия чехов можно повстречать и на природе. И эти следы – небольшие пограничные столбики, которые находятся там, где проходит Черногорский хребет, в настоящие время разделяющий Закарпатскую и Ивано-Франковскую области Украины. Раньше он разделял Польшу и Чехословакию.
    В 1938-39 годах в связи с изменившейся политической ситуацией многие чехи были вынуждены быстро покинуть территорию Украины и вернуться домой. Кстати, здесь имеет место довольно занимательный эпизод. Еще во времена нахождения Закарпатья в составе довоенной Чехословакии из края было вывезено шесть деревянных церквей, которые и поныне находятся в Чехии, в том числе и в самой Праге. А в середине 90-х годов 20 века Чехия также купила в Закарпатье пять церквей, которые были разобраны, а потом вновь собраны уже в Чехии.
    Если уж речь пошла о недвижимости, то, к примеру, потомки чехов, которые еще в 1930-е годы жили в Подкарпатской Руси, сегодня в Чехии стремятся вернуть собственность, которую их предки вынуждены были оставить, покидая в 1938-39 годах Закарпатье. А вот те, кто остались на Украине, пытались ли что-то вернуть?
    «Однажды мне довелось присутствовать при изучении документов, в которых шла речь о том, возможна ли реституция собственности. Но я знаю от других людей, которые в советское время лишились своей собственности, что там процесс реституции – такой, как проходит в Чехии – не существует. Так что я скорее скептически отношусь к шансам этих людей вернуть себе что бы то ни было», - комментирует ситуацию Петр Балцар.
    Итак, в нынешнем Закарпатье остались потомки тех чехов, которые жили в этом регионе в период между двумя мировыми войнами. В настоящее время, когда остро стоят вопросы национальной идентичности, ощущают ли эти люди себя потомками чехов? Владеют ли языком своих предков?
    «Я знаком, прежде всего, с председателями чешских обществ, и они говорят по-чешски или же по-словацки очень хорошо. Ну, и, конечно, на родном языке говорят хорошо те люди, которые помнят еще Чехословакию. Еще я слышал о том, что молодые люди приезжают на языковые курсы в Добрушку, так что у них тоже есть возможность улучшить свой чешский. Но, скорее, я склонен полагать, что чешское сообщество в Закарпатье не слишком хорошо владеет чешским».
    В настоящее время Чешская Республика выделяет гранты на поддержку своих соотечественников в Закарпатской Украине. Например, обществам Томаша Гаррига Масарика и Яна Амоса Коменского в Ужгороде. По словам Петра Балцара получить поддержку от самой Украины чешским обществам пока довольно проблематично. Речь не идет о правовой защищенности меньшинств, но об экономической ситуации в государстве в целом, которая хотя и улучшается по сравнению с 1990-ми годами, но до поддержки для нацменьшинств в отношении изучения языка и так далее пока еще нельзя говорить.

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору