ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Три альянса без моральной «слабинки»

    29 июня 2024 суббота
    27 переглядів

    Последние три года отечественной политической истории доказывают: после ухода Леонида Кучмы украинская политическая система вступила в эпоху вялотекущего саморазрушения, сдерживаемого лишь двумя факторами. Во-первых, глобальные политические и экономические игроки не заинтересованы в критической дестабилизации Украины — крупного государства на востоке Европы, «горячий конфликт» на территории которого создал бы вызовы, ответить на которые не способны сегодня ни Соединенные Штаты, ни Европейский Союз, ни Россия. Во-вторых, основные политические игроки в пределах Украины пришли к ситуации равновесия, когда страх собственного уничтожения вынуждает чередовать шантаж и уступки, что, безусловно, хорошо для сохранения (но не расширения) гражданского мира, но создает чрезвычайные препятствия на пути развития страны, которое по своей природе требует консолидированной воли элиты. Находимся ли мы в тупике и как выйти из положения, приобретшего черты общественной стагнации? На мой взгляд, размышлять в данном случае имеет смысл лишь о союзах между силами, способными создать устойчивое парламентское большинство.



    БЮТ — НУНС



    Это большинство, имеющее минимальный перевес голосов, вряд ли относится к категории союзов, о которых говорилось выше. Тем не менее трудно не заметить, что влияние собственно Юлии Тимошенко в этой «коалиции отчаяния» все быстрее возрастает. Пока что не слишком ясно, с какой целью Юлия Тимошенко поддержала новую редакцию закона о Кабинете Министров, чрезвычайно (и сомнительным с точки зрения действующей Конституции образом) сужающего полномочия премьера. Однако, вполне возможно, тенденция переподчинения НУНС и голосование за этот закон имеют одинаковую природу, а именно — убежденность лидера БЮТ и ее окружения в собственной победе на президентских выборах в следующем году. Политику Виктора Ющенко в том самом блоке, за который он агитировал во время досрочной парламентской кампании, теперь разделяют от силы дюжина депутатов. Остальные возлагают свои карьерные надежды на президента Тимошенко, которая будет пользоваться полномочиями, коих в 2006—2007 гг. не было у Ющенко, а значит, получит возможность удовлетворить аппетиты этих «политических предпринимателей». Хотя не менее вероятной является и версия об игре в поддавки — реальный результат, а именно назначение досрочных выборов в Киеве (правда, его можно оспорить в суде) БЮТ выменял на первое чтение закона, который может во втором чтении измениться до неузнаваемости.



    Более того, в нынешних условиях (после инцидента с Николаем Рудьковским) отмена неприкосновенности, с которой шел на выборы НУНС, после возвращения текста законопроекта из Конституционного Суда вряд ли будет иметь перспективу голосования в парламенте. Новый закон превращает Кабмин в лицензированного «мальчика для битья», что вполне устроит Тимошенко в случае ее победы на президентских выборах. Порочный постсоветский гибрид президентско-парламентской республики с администрацией союзной республики будет сохранен, а с ним — коррупция и безответственность, ведущая к бесконечному повторению событий 2004 г. Правда, умелому демагогу Тимошенко не с руки бояться «майданов», поскольку какая-нибудь мишень для народного недовольства всегда будет под рукой.



    Независимая роль НУНС в этом союзе уже сведена к минимуму. Если бы не мизерность преимущества в парламенте, не корыстная беспринципность многих депутатов (в Европе любой провал коалиционного голосования означает распад или переформатирование коалиции), не призрак поражения на киевских выборах, не «иезуитская» деятельность Виктора Балоги и не желание Тимошенко улучшить свой результат в восточных областях — «чисто» «оранжевый» союз имел бы наиболее высокие шансы на победу в борьбе за полную власть. Однако вышеперечисленное заставляет БЮТ задумываться и о других вариантах, более того — провоцировать дискуссию в СМИ относительно путей воплощения других союзов.



    ПР — БЮТ



    У двух самых крупных парламентских фракций, безусловно, существуют общие политические и экономические интересы. В частности, такой альянс сломал бы инфраструктуру влияния собственно «киевской» олигархической группировки, когда-то выступавшей под брендом «любих друзів», а теперь сближающей Закарпатье и Донецк под регентским скипетром Виктора Балоги. Несомненно, исторический и идеологический антагонизм между лидерами обеих партий сегодня весьма велик. Тем не менее обе партии продемонстрировали завидную гибкость в серии голосований — последним таким случаем можно считать отмену закона о Тендерной палате.



    Союз с ПР позволит Тимошенко, например, отодвинуть на периферию неприятные вопросы об евроатлантической интеграции, которыми ее все чаще донимают как союзники по коалиции (можно вспомнить, например, явный демарш Ирины Геращенко), так и западные журналисты и политологи. Конечно, в этом случае моральную победу будет праздновать агрессивная часть НУНС, но ведь кто, как не «Наша Украина», потерял в глазах своих избирателей пассионарность и доверие именно поиском путей единения, пусть и весьма лукавых путей? Сравнительный проигрыш будет весьма невелик — избиратель Тимошенко почти безоговорочно лоялен ей и склонен верить в ее непогрешимость. Здесь уместно вспомнить о прошлогоднем голосовании БЮТ за предыдущую версию закона о Кабмине, которое никак не отразилось на уровне поддержки БЮТ.



    Через такой союз БЮТ получит доступ к восточному избирателю, а ПР — к западному, который все более склоняется к прагматизму. Несмотря на нынешние заявления «говорящих голов» ПР, ее избиратель будет рад любым изменениям политики партии, увязшей в труднообъяснимых с точки зрения интересов избирателя и даже собственных интересов партии действиях и риторике. Естественно, исходом такого союза станет парламентская республика с двумя крупными и двумя «вспомогательными» партиями. Конечно, альянс ПР— БЮТ будет недолговечен, но он вполне способен оставить важный след в украинской истории, установив понятную форму правления и приостановив (а может, и прекратив) стагнацию. Тем не менее с тактической точки зрения и исходя из прошлого опыта, наиболее реалистическим представляется сегодня другой союз, на данный момент имиджево бесперспективный, но (печальным образом) наиболее соответствующий природе нынешней украинской элиты.



    ПР — «Гарт»



    Формально никакого «Гарта» еще не существует — есть всего лишь фонд региональных инициатив и на днях открывшийся сайт, на котором изящно, но все же «ковровыми бомбардировками» поносят Тимошенко. Однако даже последние голосования показали: количество симпатиков Виктора Балоги в НУНС выросло вдвое — до четырнадцати человек. Глава президентской канцелярии делает реверансы в сторону канонического православия (в частности, защищая часовню в здании ВР, а также возглавляя сегодня комитет по празднованию 1020-летия крещения Руси). С другой стороны, так и исключенная из ПР Раиса Богатырева «оранжевеет» день ото дня, хотя как-нибудь официально «регионалам» и придраться не к чему.



    В обмен на участие в проекте по переизбранию Виктора Ющенко Балога по сути предлагает серьезное расширение прав регионов. А это лакомый кусочек для «регионалов», чьи интеллектуальные горизонты ограничены в общем-то спокойным бизнесом в контролируемых ими областях и, конечно же, Киеве. Естественно, трудно и представить себе «донецких» в подтанцовке Ющенко. Скорее всего, такая линия даже расколет партию (хоть какой-то прогресс в морально-этическом отношении) — но, судя по всему, пресловутое «бизнес-крыло» партии по этому поводу не испытывает особенных угрызений совести. Мол, времена меняются, Ющенко — это все-таки не Тимошенко, единство — превыше всего и так далее.



    Нужно отдать должное Виктору Балоге — обладая маргинальным ресурсом, он вполне может объединить все антитимошенковские силы страны вокруг проекта «второго срока». А если к тому же взять в расчет обстоятельство, что среди владельцев основных телеканалов особых друзей Юлии Тимошенко не наблюдается, то рельеф политического противостояния 2008—2009 гг. предстает с угрожающей ясностью. Придаст ли союз ПР-«Гарт» новую динамику развитию нашей страны — вопрос очень дискуссионный. Тем не менее лучше уж какая-то определенность, чем вовсе никакой. Правда и то, что такой альянс окончательно похоронит любые формы идеализма в украинском обществе, причем на многие годы вперед. Хотя существует еще один прелюбопытный вариант, при котором кандидатом в президенты от ПР — «Гарт» станет вовсе не Виктор Ющенко.



    Все же нельзя упрекать создателей единственного, по словам Игоря Криля, финансируемого исключительно украинцами фонда в отсутствии чувства реальности. Если полеты на истребителе, натужные усилия все быстрее теряющих почву под ногами губернаторов (Тимошенко-то может и взбрыкнуть, в отличие от предшественника, раскрывая саботаж), социальные инициативы и поручения Кабмину ничего не дадут, то часть старого и новое поколоение «любих друзів» начнет искать другого кандидата. Юрий Луценко и Вячеслав Кириленко проштрафились, но те же Яценюк и Павленко до конца свой ресурс не исчерпали, равно как и нейтральные кандидаты, которых можно согласовать с ПР.



    Спутать эти планы, которые неизбежно воплотятся, если не удастся к концу года вывести рейтинг Виктора Андреевича хотя бы на отметку в 20%, может лишь сам президент, внезапно выйдя на сцену с сольной партией «Кого пригрел я на груди моей?» Обществу не привыкать к странным поступкам Ющенко — в сентябре 2005 г. он уже удивил всех полной «перезагрузкой». Но сегодня скамья запасных настолько коротка, что по Банковой шмыгают самые подозрительные персонажи, которым много где уже отказано от дома. Так что, скорее всего, придется президенту цепляться за Виктора Балогу до последнего. А вот Виктору Балоге и его союзникам, если они склепают союз с ПР, кое-кто покажется на этой лодке лишним...

    газета "2000"


    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору