Добавить комментарий
Для многих жителей Закарпатья подснежники как кусок хлеба
Часы на железнодорожном вокзале показывают около семи утра. К платформе подъезжает поезд "Солотвино-Львов". Пустой перрон заполняется человеческим шумом.
Суетятся, спешат. "Сумку, сумку, помогите", - вытаскивают сумки из вагона. Слышно специфический закарпатский говор. Люди быстро выпаковуют багаж, разбегаются кто куда. Четыре-пять минут - и на платформе уже никого.
Именно солотвинским поездом во Львов чаще всего приезжают подснежники. Торговцев подснежниками на вокзале "встречала" милиция и представители Государственной экологической инспекции во Львовской области. Цветы занесены в Красную книгу, срывать их и продавать запрещено.
Пустая платформа, а мы так никого и не поймали. Я, идя на вокзал, представляла себе сумки с подснежниками, думала, целая группа везет цветы, между тем "поезд" людей выгрузился, а тут хоть бы один цветочек.
- Не было никого, точно не было, - говорит милиционер.
- Не в каждом поезде из подснежниками приезжают. Перед 8 марта больше будет. Чаще подснежники к нам везут из Закарпатья - Солотвинский поезд, поезд из Мукачева, а также из Крыма. Там уже тепло, и цветы расцвели. У нас еще массово цветы не цветут, - говорит начальник отдела оперативного контроля Госэкоинспекции Николай Барабаш.
- Люди же не выходят из поезда, держа букеты в руках, как узнаете, кто везет товар?
- Мы не можем останавливать человека, это делает милиция. В основном цветы везут люди старшего возраста, которые имеют большие сумки.
Около десяти утра выезжаем на львовские рынки. "Сейчас операция "Подснежники", затем "Нерест". Сплошные операции, мы - как хирурги ", - шутят представители инспекции.
Объехали несколько рынков - "глухо". Осматриваем Галицкий - ни одного подснежника. "На Стрыйском рынке говорили, что продают, едем", - говорит Николай Барабаш.
"Вот смотрите, у этой женщины ведерко с цветами стоит, и он еще один торгует, - говорят мои спутники, рассматривая рынок из окна машины. - Пойдем.
Подснежники продает старенькая бабушка. Когда сотрудники инспекции взяли в руки ведерко, она привстала, едва передвигая ноги, идет к нам. Выглядит действительно нездоровой. "Да я первый раз взяла, я не знаю откуда они, и оставьте хоть несколько, я же такая больная", - просит.
Другому продавцу лет сорок. "Цветы не мои, вот люди продали", - не задумываясь ни на минуту, "сдает" своих поставщиков - супругов среднего возраста. Те даже сумку закрыть не успели. Ведут себя спокойно. "Мы первый раз, мы не знали, что нельзя", - говорит женщина.
- Откуда цветы? - Спрашиваю.
- На огороде выращиваю, а также в лесу, конечно, набрала. Мы - из села Солонки.
- На огороде они у вас тоже не просто так выросли, значит луковички в лесу выкопали и посадили.
Уходят в машину писать протокол. Женщина берет карту в руки, и вопросительно смотрит на своего мужа. "Не знаешь, что писать? - Отвечает тот. - Я сейчас продиктую. Цветы не наши, мы их купили на подземном рынке ", - говорит вслух.
- Напишите, знали или не знали, что торговля этими цветами запрещена, - подсказывает Николай Барабаш.
- Зачем? Незнание закона не освобождает от ответственности. Оформляйте все на меня, женщин не трогайте, - просит он.
- У вас пятьдесят букетов ...
- Не 50, а 43.
- Видите, мы вас подловили ...
- Ничего не подловили, я знаю, сколько товара имею. По 15 цветков в букете.
Я разговариваю с женщиной. Выработанная, выглядит усталой, становится ее жалко. "Вы думаете, я от безделья по подснежники пошла? Я - безработная, у меня больная свекровь и бабушка старушка. Не первый месяц работу ищу. Все говорят: "Перезвони позже", и не звонят. А жить за что? Это смешно, здесь, в Карпатах, лес разворовывают, а нас за подснежники ловят".
- У меня высшее экономическое образование, - говорит мужчина.- А я за подснежникми хожу. Найдите мне работу, - говорит работникам инспекции, - и я не буду этого делать.
Доставляем подснежники в машину, идем дальше. В кабине запахло весной ... Подснежники отогрелись в тепле. Следующая "точка" - рынок "Привокзальный". Идем между рядами. У одной из продавщиц рядом с законными цветами - "краснокнижные": подснежники, шафран.
- Во сколько ваши букетики? - Прикидываемся покупателями.
- Десять, - отвечает.
Николай Барабаш показывает удостоверение.
- Откуда цветы?, - Спрашивает.
Женщина спокойным голосом: "Утром, в 8 часов, женщина из Закарпатья продавала. Вы что думаете, я со своим здоровьем по лесам лазила? Посмотрите на мои руки! - Показывает потрескавшиеся скрюченные руки.
- Чего вы только меня ловите, пройдитесь рынком, зайдите немного дальше, там будут еще продавцы. Я - не одна здесь. Или в восемь сюда придите, в это время из поездов люди продают ".
- Так по чем вы их продавали? - Спрашиваю уже после заполнения протокола.
- Да по две гривни ...
- Неправда, мы как покупатели спрашивали ...
- Хорошо, я его только за пять покупала. Думаете это все даром? Я так просто на все это иду? Денег нет, вот и продаю.
- Вам женщина с Виноградова эти подснежники продает? - Спрашивает Николай Барабаш.
- Не знаю, откуда она.
Женщина заплатит штраф.
"Мы не накладываем штрафы. Это делает суд, - говорит Николай Барабаш. - Суды к ним снисходительны. Максимальный штраф - 500 гривен. Мы не поймали их на горячем, не можем доказать, что они цветы нарвали. Если бы точно знали, что именно они рвали цветы, ответственность была бы большей - кроме штрафа, компенсацию платили бы за каждую цветочек. Накануне праздников продавцов цветов будет больше. Не только на рынках. Вдоль дорог выстраиваются. Часто там подснежники дети продают. Мы с детей ничего не можем взять. Только родителей предостерегаем - это опасно ... Уже был случай, когда мальчик погиб.
На Закарпатье возле теплотрасс рвут ...подснежники! (Фото)
UA-Reporter.com