Добавить комментарий
Закарпатский венгерский "фронт" — миф или реальность ближайшего времени?
Еще не успели забыться главные тезисы «феерического» антиукраинского заявления в поддержку оккупации Крыма, высказанные во время сессии ПАСЕ делегатом от Венгрии Томашем Гауди , как на этой неделе премьер-министр Венгрии «порадовал» украинцев очередной порцией геополитических амбиций и пожеланий .
Уже традиционно эти амбиции коснулись «закарпатского вопрос», который, как оказалось, беспокоит не только венгерских ультраправых, но и официальный Будапешт. То какими могут быть последствия подобной активности украинского соседа и стоит ожидать Киеву на открытие нового Западного фронта?
Значительная часть «инаугурационной» речи Виктора Орбана, произнесенной в стенах венгерского парламента, касалась прав венгров за пределами в Украине и вызвала ощутимый резонанс в информационном пространстве, ведь ее содержание во многом был подобен речей российских политиков накануне оккупации Крыма, а затем и Востока Украина. Автономия и право на двойное гражданство для двухсоттысячной венгерской общины (по крайней мере столько насчитал Орбан), которая проживает на Закарпатье — именно эти две позиции премьерской речи вызвали наибольшее беспокойство в Украине. Имея горький опыт территориальных отношений с соседней Россией, которые начинались с подобных заявлений, Киев начал очень остро и активно реагировать на подобную риторику с других сторон. Поэтому неудивительно, что отечественное МИД чрезвычайно оперативно отреагировало на подобные заявления и даже пригласило «на беседу» венгерского посла.
Уже на следующий день венгерское МИД вынуждено было оправдываться и утверждать, что премьер-министр не имел в виду именно территориальную автономию, ссылаясь при этом на сложности перевода. Тем не менее, министр иностранных дел Венгрии Янош Мартоньи даже не пытался сгладить остальные сказанного премьером.
А заглаживать есть что. Случай, когда лидер страны позволяет себе в одностороннем порядке рассказывать о необходимых изменениях в Конституции соседнего суверенного государства, а введение двойного гражданства для граждан Украины требует таких изменений — является проявлением дипломатического наглости. В последнее время подобные выходки позволял себе только Владимир Путин, пытаясь рассказывать украинским, как и когда им следует проводить выборы, референдумы, кого выбирать и т.д.
Тень триколоров или друзья по несчастью
Анализируя сегодняшнюю риторику венгерской стороны, трудно не заметить много сходных черт с риторикой русском, которая звучала в преддверии начала активной фазы оккупации. Прежде всего такое сходство заключается в разноплановых заявлениях, которые звучат параллельно на официальном и неофициальном уровнях. Так, еще год назад никто бы не поверил в реальность вторжения российских войск на территорию Украины. О ней тогда открыто заявлял только Жириновский и кучка пророссийских маргиналов-националистов …
На официальном же уровне российская сторона делала все «в пределах дозволенного», активно занимаясь экономикой и интересуясь в основном культурным и образовательным сферами, делая большой акцент на историческое прошлое — никакого криминала.
Сегодня то же самое происходит в Венгрии — Йоббик практически дословно повторяет главные оккупационные «мантры» российских радикалов о «искусственности» Украины и историческую мировую несправедливость, а официальный Будапешт уже начинает быть обеспокоен ситуацией с этническими венграми в Закарпатье.
Все бы ничего, но на фоне невероятного сближение Российской Федерации и Венгрии, которое в последнее время набирает все большие масштабы, такая аналогия вызывает большое беспокойство.
Факт, что на апрельском заседании сессии ПАСЕ российская делегация аплодирует выступлению ультраправого националиста из Венгрии (по всем признакам), а тот в свою очередь пытается оправдать необходимость оккупации Крыма, ставит под сомнение многое из сказанного российской пропагандой. Ведь как можно, проводя оккупационную кампанию в Украине под лозунгом борьбы с воображаемым радикальным украинским национализмом, аплодировать представителям венгерской националистической партии? Где тогда московская антифашистская логика?
Для Москвы такие двойные стандарты являются обычным явлением, ведь ей жизненно необходимы союзники в ЕС и Венгрия лучше подходит на роль этого союзника. На сегодняшний день дружба этих стран стоит на трех больших китах:
Прочные экономические связи .
Россия является вторым по величине после стран ЕС торговым партнером Венгрии. Особенно тесной это сотрудничество является в энергетической сфере — россияне расширять единую существующую в Венгрии АЭС, а венгры в последнее время начали активно лоббировать строительство «Южного потока» через территорию своей страны. Кроме этого, европейская страна сейчас превратилась в своеобразного адвоката политики Кремля, который прилагает максимум усилий, чтобы защитить Россию от санкций ЕС и США.
Евроскептицизм.
В России — это уже стало государственной политикой, а в Венгрии это движение набирает все большие обороты. И правоцентристская партия премьер-министра «Фидес» и их конкуренты «Йоббик» являются носителями идей евроскептицизма. В свое время именно Орбан был инициатором убрать флаг ЕС из здания правительства, а представитель Венгрии в ПАСЕ Томаш Гауди демонстративно викидывал флаг ЕС из окна венгерского парламента.
Великоимперские амбиции .
О России в этом плане сказано много — маниакальное желание Путина любой ценой вернуть былое величие Российской империи — дело не новое. Превратившись из динамического прогрессивного лидера молодой страны в обычного захватчика и грабителя, российский президент демонстрирует всему Старому свету, что политика силы является сейчас приоритетным путем развития возглавляемого им государства и ни о каких компромиссах речи быть не может. Другое дело, что в Европе могут появиться идейные вдохновители такой политики реваншизма, которые апеллируя к историческому прошлому, требовать возвращения старого порядка. Сегодня фундамент венгерского реваншизма сконцентрирован вокруг отмены последствий Трианонского мирного договора, в результате которого Венгрия потеряла значительную часть территорий, в т.ч. Закарпатья.
Несмотря на все это, перейти к слишком тесных отношений с Российской Федерацией Венгрия не может, так как этому противодействуют несколько сдерживающих факторов. Во-первых, пока Венгрия является членом ЕС и на все нарекания венгерского правительства и популистскую евроскептических риторику партийных лидеров, выходить из него в ближайшее время не собирается. Этот факт хотя и не связывает Будапешт по рукам, но все же заставляет его не выходить за рамки дозволенного.
Во-вторых, в стране еще живы очень много очевидцев, которые хорошо помнят как выглядит советский танк на будапештских улицах. События 1956 года является одной из величайших трагедий современной венгерского народа в прошлом веке, здесь к ним относятся с уважением и прекрасно помнят, что приказ о вторжении был отдан в кабинетах Кремля, тех самых, которые сейчас занимает Владимир Путин. Историческая память — вещь упрямая и многие рядовые венгров вряд ли порадует перспектива тесного сотрудничества с правопреемником советского тоталитарного режима. Того самого режима, который в 1956 году готов был стереть их страну с лица земли, чтобы только удержать свои геополитические позиции на Западе.
В Будапеште могут спать спокойно — Закарпатье в надежных руках
Возвращаясь к сегодняшним украинским-венгерских реалий и положение, в котором находится венгерская община в Закарпатье, стоит отметить, что обеспокоенность и опасения премьер-министра Виктора Орбана не имеют под собой никаких оснований.
Ведь на сегодняшний день в местах компактного проживания венгров уже давно де-факто действуют те права, которых сейчас добивается Виктор Орбан. В области имеется развитая система учебных заведений всех уровней, в которых проводится обучение на венгерском языке, местное областное телевидение производит и транслирует целый цикл передач на венгерском языке, есть мощные библиотечные фонды, названия населенных пунктов дублируются на двух языках — большая часть этих мероприятий финансируется из украинского бюджета . Печатается целый ряд венгроязычных изданий. На многих местных советах можно увидеть украинский флаг рядом с венгерским, а во время торжественных мероприятий услышать поочередное исполнение венгерского и украинского гимнов — здесь это вполне обычное явление.
Кроме этого, в Закарпатье на высоком уровне развито трансграничное сотрудничество, поэтому, даже если в процессе проживания венгерской общины и будут возникать определенные проблемы, то их всегда можно будет решить путем двусторонних переговоров, которые являются обычной практикой и часто проводятся как в области, так и на территории Венгрии.
Единственное, что может беспокоить венгерское правительство — отсутствие института двойного гражданства в Украине. И действительно, о венгерских паспорта и широкомасштабную кампанию их выдачи жителям Закарпатья ходят целые легенды — выдавались эти документы настолько массово, что часто их получали люди далеко не венгерской национальности. Неудивительно, что во время речи премьер-министр Венгрии «приписал» еще несколько тысяч населения до 150-тысячной венгерской общины Закарпатья, сделав ее двухсоттысячною. Не говорят об этом только ленивые, ну и еще органы СБУ, для которых почему-то этот процесс продолжает оставаться незамеченным …
Возможна ли реализация «Донбасско-крымских» сценариев в Закарпатье
На сегодняшний день реализация геополитических амбиций некоторых представителей венгерских политических сил путем присоединения определенной части Закарпатья в состав Венгрии маловероятно — это подтверждают и сам официальный Будапешт, и те обстоятельства, в которых сегодня находятся Украина и Венгрия.
Политическая среда, в котором находится Венгрия, членство в ЕС и экономический потенциал страны не позволят ей на сегодняшний момент действовать агрессивно, поэтому реализация «крымского» сценария на территории Закарпатья, даже в долгосрочной перспективе, вряд ли будет воплощена в жизнь.
Более реальным выглядит план дестабилизации политической жизни в Украине путем распространения провенгерской радикальной идеологии на территории Закарпатья и противопоставление ей украинских сил. Такая политика может быть чрезвычайно выгодной для Кремля, ведь заставит официальный Киев находиться в постоянном напряжении и создаст еще одну «точку кипения» на карте Украины. Не исключено, что именно такой план будет реализовываться на территории области, причем, его воплощение в жизнь будет осуществляться кремлевскими политтехнологами. Усложнять этот замысел сегодняшний стиль жизни и менталитет закарпатцев, а именно политика мультикультуризма, которая укоренилась здесь и успешно действует уже на протяжении многих лет.
По межгосударственному уровню, то официальный Киев и Будапешт должны немедленно прийти к единственно правильному решению и выработать единую стратегию для развития трансграничных отношений, в т.ч. ограничить свои политические амбиции и отказаться от популистских заявлений, которые затем могут быть использованы Кремлем для раскачивания ситуации в Карпатском регионе.
UA-Reporter.com