ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Драмтеатр в Ужгороде - "золотой ключик" к бюджетным средствам

    02 июля 2024 вторник
    38 переглядів
    Закарпатский драмтеатр - большая "стиральная машина" по отмыванию денег

    Великий Станиславский в свое время сказал: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь». В Ужгородский театр тоже немало вложено. И труда, и (главное!!!) денег. Но проку для искусства мало…

    Закарпатский областной музыкально-драматический театр, который расположен в Ужгороде, вполне можно назвать несчастливым. Тут можно вспомнить и затянувшееся на десятилетия строительство здания, и его плачевное состояние сейчас, и проблемы творческого коллектива и более чем прохладное отношение власти к столь нужному заведению культуры.

    Такой вывод можно было сделать после пресс-конференции, на которой о проблемах областного театра и закарпатской культуры вообще рассказал журналистам бывший директор театра Анатолий Рошко.

    Поводом для встречи послужило недавнее сообщение пресс-службы КРУ в Закарпатской области о выявленных в результате плановой ревизии финансовых нарушениях на сумму более 2 миллионов гривен. Сумма значительная, особенно учитывая аварийное состояние огромного здания на набережной Ужа.

    Такие результаты проверки вовсе не удивили Александра Рошко – по его мнению театр, который находится в ведении областной власти, давно превращен в большую «стиральную машину» по отмыванию денег и «золотой ключик» к бюджетным средствам. И виновником растрат нельзя называть столь часто сменяющихся директоров культурного заведения – финансовые потоки проходят «мимо» театра – через Управление капитального строительства облгосадминистрации и непосредственных строителей-подрядчиков. Череда сменяющихся руководителей области решала за счет театра свои личные проблемы, а сам театр в это время влачил и влачит весьма жалкое существование.

    Вот один из характерных примеров.
    По словам А.Рошко, в свое время свои масштабные и привлекательные проекты ремонта и реконструкции предлагали опытные проектные институты «Український НДІ "Проектреставрація» и «Діпроміст». Однако их предложения были отклонены, а в работу взяли небольшой проект какого-то небольшого института из Хуста. Более того, сам проект чуть ли не засекречен – его стараются вообще никому не показывать и не публиковать. Да и чего стоит факт, что в течение года дважды перекрывалась крыша. На что, кстати, были списаны соответствующие деньги областного бюджета. Уже при установке новых систем отопления было понятно, что эффективно работать они не будут даже исходя из технических характеристик. Окна, замена которых была проведена не так давно, тоже крайне низкого качества и установлены с большими щелями. Вообще же за последние четыре года выполнено лишь 5-10% запланированных на этот период работ.

    Впрочем, театр – это не только здание. Ситуация в творческом коллективе не менее удручающая. За последние 15 лет коллектив практически не пополнялся специалистами, что также неудивительно – какой начинающий актер согласится существовать на 700 грн заработной платы при полном отсутствии перспектив. Александр привел в пример театр города Николаева, где в последнее время актерам выделено 5 квартир и работают общежития для работников культуры. У нас же развалено последнее более-менее пригодное для жилья общежитие, которое было в ведении филармонии.

    Театр, который просто обязан быть «объединяющим началом» для интеллигенции края, превращен сейчас в обычную концертную площадку для заезжих звезд – за аренду гастролеры платят порядка 450 тысяч гривен, а на потребности творческого коллектива выделяется порядка 200 тысяч в год!

    Но даже в таких условиях, несмотря на мизерное финансирование и отсутствие притока свежих творческих сил, потенциал у коллектива есть – когда тут поставили спектакль «Калигула» и провели успешные гастроли по Украине, актеры просто воспрянули духом. Этот бы подъем поддержать – но получается, что никому это у нас не нужно. В итоге талантливые люди понемногу покидают стены театра.

    «Я мог бы подумать, что это общая тенденция в стране, – сказал А.Рошко, – если бы не увидел во время гастролей обстановку в других областных театрах Украины. Всюду, особенно на востоке страны театры просто процветают! Там это настоящие центры культуры, о них заботятся, их охраняют. И дело не только в деньгах – их сейчас можно выбрасывать до бесконечности. Нужно менять само отношение к культуре со стороны областной власти. Губернатором должен быть просто как минимум интеллигентный человек, который никогда не сможет заявить: «А мені шо театр, шо балет – ніякої різниці» – и не будет относиться к культуре как к пятому колесу государственной телеги, которое нужно использовать исключительно в шкурных интересах. А ведь еще на слуху закарпатцев проблемы с филармонией, ужгородским замком и его музеем, состояние художественного музея также вызывает серьезные сомнения в компетентности областного управления культуры...

    Анатолий Рошко ознакомил также журналистов с решением Аппеляционного суда Закарпатской области о признании его увольнения с должности директора Закарпатского областного музыкально-драматического театра незаконным. На вопрос, планирует ли он восстанавливаться в должности, Анатолий ответил отрицательно. «Пока не сменится отношение власть предержащих в области к культуре вообще и театральному искусству в частности – в этом просто нет смысла...»

    (Константин Черкай)

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору