ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Мукачевский монастырь как объект исследования церковных памятников

    26 апреля 2024 пятница
    92 переглядів
    Церковно-археологические исследования Мукачевского монастыря

    Неотъемлемой частью формирования церковно-исторического пространства и самоидентичности Православия за Карпатами было создание и бытие православных монастырей.


    Своим существованием и деятельностью древние обители с одной стороны сохраняли веру и обряды своего народа, с другой – всегда были предметом скурпульозного исследования. Наиболее ярким примером такого всестороннего и универсального исследования является Мукачевский Свято-Николаевский монастырь.

    Своеобразным летописцем и научным исследователем Мукачевской монашеской горы стал известный подвижник благочестя XX ст., духовник Мукачевского Свято-Николаевского женского монастыря, архимандрит Василий (в миру Владимир Васильевич Пронин) (08.09.1911-†05.01.1997).

    Личность этого глубокого исследователя сейчас становится предметом богословско-исторических изысканий. О нем написано с одной стороны много, и в то же время – мало. Сегодня только приоткрывается занавес рукописного наследия этого уникального подвижника благочестия XX в. Феномен этого человека состоит в том, что будучи простым монахом, отец Василий в то же время усиленно интересовался и писал научные статьи и монографии в области истории, аскетики, лингвистики, математики, физики, гомилетики и археологии. Он, первый и пока единственный исследователь, который помимо разного архивного и научно-исследовательского материала в своих работах по Мукачевскому монастырю использовал и науку археологию. Раскопки, их описи, анализ и исследования, которые проводились архимандритом Василием в окрестностях Чернецкой Горы, на которой возвышается Мукачевская обитель заслуживают отдельного внимания.

    Сразу отметим, что археологический труд, которым занимался отец Василий более полувека, не был его главным занятием. Факультативное увлечение археологией отображало в нем личное научное развитие, его интерес к истории первых поселений в окрестностях Мукачевского монастыря и самого Мукачева. Его научная работа по Палеолиту является одним из главных трудов, а поэтому заслуживает скрупулезного исследования и внимания.

    Описи артефактов найденных отцом Василем, их анализ, религиозно-философские высказывания и мысли изложенные в его археологическом труде стают предметом глубокого исследования, как богословов, философов, так и археологов. Отец Василий когда-то сказал такую фразу: «Камень – это письмо нам из глубины веков, которое надо прочесть». Эти слова – это не просто мысли в слух, а реальное выражение необходимости всестороннего научного исследования церковных памятников и сооружений.

    Несколько слов о археологическом труде «Палеолит Чернецкой Горы».

    Да, возможно в нем существует много повторений и в некоторых местах, на первый взгляд, отсутствует логическая цепь, но такова позиция самого автора и его замысел, чтобы путем повторений подчеркнуть особо важные места и утверждения. Впрочем, отец Василий сам об этом пишет во введении к работе: «В тексте иногда встречается некоторая повторяемость, что зависит как от различных точек зрения (так как имеется значительное количество дискуссионных положений), так и от вариабельности темы, а кроме того рассматриваются разные эпохи. Делается несколько высказываний теоретического характера».

    Во-вторых, уникальность труда помимо прочих аспектов состоит в и том, что его автор был в статусе простого монаха и священнослужителя. Поэтому в работе встречается множество отступлений от темы непосредственно археологии к теме философско-богословских размышлений о природе тех или иных явлений в становлении человечества в целом, развитии тех или иных видов флоры и фауны, в том числе и человека. Читая текст, создается невольное впечатление, что автор ищет, какую-то внутреннюю суть, подтекст, предысторию, своеобразную логику и стержень причинности событий и манер поведения в животных и человеке. Эту причинность он ищет в предшествующих эпохах и развитии прошлого человечества. В частности он пишет: «В данной работе встречаются ссылки на этнографические, античные, детские, медицинские (патологические) и др. параллели, на процессы культурного развития современного мира (актуализм). Это делается потому, что современные люди, как известно, являются прямыми потомками палеолитических и у них часто пробиваются чувства, мысли и ощущения палеоантропов. Иногда эти чувства отходят на второй план, а иногда выступают наружу. Поскольку всеобщими состояниями современных людей являются биологические процессы: рождение, брачные отношения, сон, пища, контакты, труд, смерть и др., то тем естественнее также пробиваются наружу в мыслях и чувствах некоторые палеолитические переживания: вражда, преступления, болезни, сексуальные, социальные и другие извращения.

    Но все же если начнем интерпретировать палеолитические данные на основании интуиции и того несомненного факта, что мы являемся прямыми потомками людей палеолита, то возникает опасение впасть в ошибку: время накладывает свой отпечаток на интуицию и мышление. Таким образом, необходимы непосредственные свидетели, так сказать, основные: камни, кости, палеорисунки, остатки жилищ, деревянные остатки, кухонные отбросы, шкуры зверей и др., а также восстановленные древние ландшафты, пути миграций, водоемы и пр. Можно пользоваться различными параллелями: этнографическими, античными, современными, патологическими проявлениями, искусством, гуманитарными и точными науками, историческими процессами, но все-таки основным фактором остаются непосредственные данные исследуемой палеолитической эпохи, – а все остальное, только вспомогательные средства. Некоторые высказывания в данной работе сделаны интуитивно, но все же в какой то форме и степени они основываются на археологическом материале. Научная интерпретация основных данных довольно широка и, видимо, будет расширяться в будущем».

    В-третьих, отец Василий не был археологом в прямом смысле этого слова. Его увлечение археологией было не столько основным профессиональным делом, сколько своеобразным «хобби». Все взгляды, изложенные в этой работе, не претендуют на эталон или же на новую концепцию, хотя кое-что можно отнести и к этой области, но все же преследуют оценку тем артефактам, которые были найдены простым монахом на непростой Чернецкой Горе. Надо также помнить, что сам отец Василий не хвастался своими достижениями в области археологии, а просто хотел всесторонне исследовать Мукачевский монастырь, в том числе и в области археологии.

    Да, его работа в области археологии состоянием на 2011 г. ушла в прошлое по многим причинам. Здесь присутствуют и современные новые методы раскопок, иные нано-технологии в археологии, новые вообще принципы исследования и т.д. Но, что представляла собой эта работа состоянием на 50-60-ее года? Возможно, сама опись найденных палеопредметов на то время была и не такой уж и инволюционной? Возможно?!

    О раскопках и артефактах. Археологический материал, на основе которого был написан труд и его поиски отец Василий проводил в 1951-1953 и 1956-1957 гг.. Весь материал автором был собран с площади около 2,5 га (главным образом на местах, вымываемых талыми и дождевыми водами). Как именно писал научную работу отец Василий, об этом он пишет сам: «С грустью приходится сказать, что в данной работе приходилось встречать не столько помощь, как помехи. Благодарность могу выразить только некоторым немногим знакомым, которые предоставляли необходимые книги, а также магазинам «Книга-почтой», которые почти всегда высылали необходимую литературу.

    Сделанные в этой работе высказывания, какова бы ни была их оценка, являются вполне искренними выражениями взглядов автора, который в течении долгих лет интересовался археологической наукой.

    В некотором смысле это будет справочник по археологии Чернецкой Горы, (а также своего рода отчет), – дальнейшие исследования и, в первую очередь, планомерные раскопки будут способствовать выяснению палеолитических (и др.) процессов в данном регионе.

    На Чернецкой Горе, в Мукачеве, археологический материал поднимался в течении более 30-ти лет (1951-1985). Специальных раскопок автором не проводилось. Собранные в течении 1951-1957 гг. предметы были частично опубликованы и некоторые из них отнесены к верхнему палеолиту. В течении последующих лет – (1958-1968), подъемный археологический материал значительно увеличился (частично в результате земляных работ) среди которого оказались предметы нижнего палеолита (ашель), а также мустье. В 1968 г. была написана статья с описанием этих находок, но она не попала в печать.

    В последующее время (1969-1982) среди подъемного материала начали встречаться предметы галечной культуры (при эрозии почвы, земляных работах), а также предметы палеолитического искусства (которые спорадически встречались и ранее), описание и интерпретация которых и является темой данной работы. Особо останавливается внимание на предметах палеоискусства причем делается попытка объяснить его возникновение, основываясь на предшествующим материале в котором прослеживаются элемента эстетики…

    В 1964 году 22 коробки, 722 предмета были переданы Мукачевскому Историко-краеведческому музею в Замке. Остальные предметы находились у автора».

    Как духовное лицо, отец Василий, исследуя Палеолит Чернецкой Горы дал свое видение ключевых проблем палеолитоведения в контексте соотношения духовного и материального вообще. Последний аспект его труда требует отдельного, углубленного анализа как богословов, философов так и археологов. Свободно владея научными теориями и гипотезами, он формирует цельную научную картину мира, естественным образом сочетающуюся с христианским мировосприятием; старается дать анализ многим вещам, которые имеют жизнь в нашем современном пространстве. Кроме непосредственно археологии в палеолите его интересует причинно-следственная взаимосвязь прошлого и современного ему времени. В археологии он ищет корни поведения, устоя жизни современных людей. Сходство иногда бывает неразличимым.

    Работа архимандрита Василия (Пронина) очень ценный вклад в развитие отечественной и, в том числе, закарпатской археологической науки, а сам он, как исследователь, заслуживает отдельного изучении в контексте развития науки и культуры не только Закарпатья, но и всей Украины. В предисловии к своей работе он написал слова с которыми нельзя не согласиться: «Многое не дошло до нас, но дошел камень, кость, рисунки, очень редко дерево, фундаменты жилищ (позднее, керамика) и др. Все это – письмо нам из глубины веков, а, вернее, тысячелетий. Как необходимо расшифровать древнюю письменность, так же необходимо разгадать и древний камень, кость и др. (графику, рисунки), это – праписьменность, надо научится читать ее, на основании эксперимента и интуиции. Люди менялись и письмо это имеет множество значений, надо прочесть различные «шрифты».

    Как известно, сегодня мы являемся свидетелями с одной стороны необыкновенной дифференциации наук, а с другой – стремления к синтезу. Археология и смежные дисциплины переживают оба этих процесса, но все же стремление к обобщению данных археологии видимо должно доминировать».



    Александр Монич, протодиакон
    (по материалам труда архимандрита Василия (Пронина) «Палеолит Чернецкой Горы»)

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору