ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Что будет с единственным в Европе музеем леса и сплава на Закарпатье (ФОТО, ВИДЕО)

    26 апреля 2024 пятница
    82 переглядів
    Музей леса и сплава в Закарпатье

    Музей леса и сплава на Черной реке в Межгорском районе, который входит в состав Национального природного парка "Синевир", находится в заброшенном состоянии и разрушается.



    На территории НПП "Синевир", недалеко от озера на Черной реке действует единственный во всей Европе Музей леса и сплава. Это - чудо-объект, которому нет аналогов во всем мире, - замечательное гидротехническое сооружение XIX века, построенное на воде. Оно использовалось для сплава леса, связанного в плоты.


    58149614164145159874641601.jpg


    С давних лет лес был одним из основных видов заработка для населения закарпатского Межгорья. Мастера изготавливали различные изделия из дерева, а также переправляли его в другие регионы. Самым оптимальным вариантом было сплавление древесины по быстрым рекам. Они, в свою очередь, были для лесопильных промыслов надежной транспортной артерией, по которой заготовленные бревна спускались вниз по течению. В середине XIX века на реке построили дамбу, по которой транспортировали лес. В процессе ее перестройки и расширения она достигла 80 метров длиной.







    Труд лесорубов и бокорашей - плотогонов, которые и обеспечивали сплав - был тяжелым и опасным, требовал больших затрат, физической силы, умения и героизма. Работа, в частности, бокораша давно уже отошла в прошлое, и со времени последнего сплава дараба (плоты или бокоры - называли те плоты из дерева) по реке Теребле прошло уже более полувека.


    Сотни тысяч кубометров древесины при минимальных экономических затратах сплавляли на расстоянии 60-80 километров до ближайшей железнодорожной станции.


    58149614164145159874641602.jpg


    Сплавщиков было 3-5, иногда и больше - в зависимости от размеров плота и сложности и длины маршрута.


    В послевоенные годы, когда древесина нужна была повсюду, профессия сплавщика была востребована. Леса было вдоволь, работы также. Кроме того, за нее неплохо платили, поэтому люди шли сюда отовсюду. Сплавлять лес начинали уже с ранней весны и до тех пор, пока река не начнет примерзать.


    В месте, где создан музей, в середине XIX века. было построено уникальное гидротехническое сооружение — клявза, плотина с воротами для сброса воды. Плотина функционировала до 1960 года. В середине 1990-х сооружение было восстановлено, и на его основе создан музей, который входит в состав Национального природного парка "Синевир".







    Как рассказывает один из организаторов музея, лесовод Николай Иванин, почти через один год в самой постройке деревянной дамбы уже были хорошо обустроены две комнаты. В каждой - по две кровати, столик, тумбочки и несколько стульев. Что ни говори, а было любо летом переночевать в комнате, где под полом плещется, аж поет, вода. Лесники за задание должны были находить у бывших сплавщиков различные орудия труда лесосплавника для экспонатов. Не очень это легко было, но все-таки удавалось купить одежду, лапти, гуни, домотканые суконные уеши, холошни, свитера из овечьей шерсти, вышитые рубашки, раквицы (нарукавники на запястья, чтобы не пачкалась рубашка), цапины, грифы, подковки, которые обували сплавщики, чтобы не поскользнуться на скользкой древесине.


    58149614164145159874641605.jpg


    58149614164145159874641603.jpg


    58149614164145159874641604.jpg


    Возле музея впоследствии будут строить на таком основании так называемые "ризы", по которым спускалась древесина с гор. Была сделана передняя табла бокора, которая плавала на воде озера и привязывалась к берегу. Также соорудили жилье плотогонов – колыбу. Ниже водохранилища сделали и оборудовали форельный инкубатор. На самой постройке, уже Музея леса и сплава, заменили гнилую древесину, которая была над водой.


    Фактически сделали полный капитальный ремонт, даже над водой вплотную к музею построили уникальной формы беседку. За входом в музей и инкубатор и возвели новый мост через реку – ниже самой плотины.


    58149614164145159874641606.jpg


    К сожалению, во время катастрофических паводков 1998 и 2001 годов Музей получил значительные повреждения. Сейчас на месте бывшего хранилища истории леса и сплава остались только его остатки и глубокая воронка. Музей находится в крайне запущенном состоянии.


    58149614164145159874641607.jpg


    58149614164145159874641608.jpg


    Впрочем, попробуем разобраться, что же будет дальше.


    В 2008 году областной совет с грубым нарушением законодательства отобрал уникальный объект у Министерства экологии и природных ресурсов и создал на его базе коммунальное предприятие. По словам руководителя Закарпатья Геннадия Москаля, делалось это под циничными лозунгами "спасения музея" только для того, чтобы приватизировать его, украв у государства. "С тех пор единственный в Европе Музей леса и сплава разрушается, а средств на его восстановление ни в областном, ни тем более в Межгорском райсовете, нет" – говорит Москаль.


    Уникальный объект не позволили приватизировать местные жители и общественность. Сам нынешний глава области через суд инициировал возвращение Музея на баланс Минэкологии и таким образом сделал возможным финансирование восстановительных работ.


    А в прошлом году министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак, осмотрев уникальный туристический объект, пообещал лично "подключиться" для его повторного открытия. Было договорено, что Минэкологии за средства Европейского Союза возьмется за реконструкцию музея. И вот на днях Министерство выделило первый транш на восстановление музея – 15,9 миллионов гривен. Средства должны быть освоены до конца этого года.


    После открытия Музей леса и сплава станет жемчужиной Карпат, одним из чудес Украины, посмотреть на которую будут приезжать тысячи туристов.


    58149614164145159874641609.jpg


    Ганна Кор




    В Закарпатье восстановят уникальный Музей леса и сплава



    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору