ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Разделенный народ Европы (часть 1)

    22 января 2021 пятница

    О существовании на европейской этнической карте довольно многочисленного (до одного миллиона человек совокупно), но разделенного на множество частей государственными границами народа русинов, к сожалению, знают только специалисты. Средний европеец, как и средний россиянин, вообще не слышал о русинах. Между тем это один их древнейших автохтонных народов Европы, славянского корня, проживающий, согласно летописным источникам на землях от Высоких Татр на Западе, до склонов Карпат на востоке, вплоть до Среднедунайской низменности на юге.



    Многие историки и филологи (к примеру, В.О.Ключевский, академик О.Н.Трубачев) считают, что земли, населенные русинами, были общеславянской колыбелью, из которой они разошлись по разным направлениям – на Балканы, к Балтике, за Днепр. Предки русин не оставили родового гнезда и, несмотря на исторические испытания, сохранили национальную идентичность даже в условиях многовекового существования в формате разделенного народа.



    Вопрос национального выживания русин, как это ни покажется парадоксальным, с особой остротой встал именно сейчас, в начале ХХI века, когда, казалось бы, на территории Евросоюза предпринимаются системные усилия по «сохранению языков и культур».



    Русины, большую часть своей истории прожившие в составе Австро-Венгерской империи, хорошо познакомились с практикой ущемления национальных прав, вплоть до насильственного переселения – именно так русины оказались в Воеводине и в Хорватии. Однако в наши дни, когда большая часть народа оказалась в пределах Украины, русины почувствовали реальную угрозу своему национальному бытию - в новой демократической Украине русины не признаются национальным меньшинством и лишены каких бы то ни было признаков национально-культурной автономии. Именно эта драматическая ситуация вывела дискуссию о судьбе русинского народа на общеевропейский уровень, поскольку в рамках внутриукраинского законодательства и правоприменительной практики она не находит решения вот уже 15 лет.



    Проблема русинского народа уходит в толщу истории и без некоторого экскурса тут обойтись невозможно.



    Выдающийся ученый ХIХ века, историк и патриот края Михаил Лучкай (Поп) в шеститомной «Истории карпатских русинов» на основе глубокого анализа греческих, римских, византийских источников и произведений западноевропейских историков средневековья убедительно доказал: нынешние русины - это аборигены и автохтоны на территории возле Дуная, Тиссы и Карпат, первобытный и коренной славянский народ, который имеет свое историческое имя, свою историю и родственен с другими славянскими народами Центральной и Восточной Европы. Ученый приходит к выводу, что античные, византийские и средневековые историки называли славянские племена к востоку от Дуная «рутенами» (латинизируемое от «русины»). Это название у восточных славян в связи с княжескими междоусобиями уже в ХII веке было утеряно. Однако те русины, которые жили по эту сторону Карпат, не были подчинены князьям за Карпатами, сохраняют еще и сегодня свое историческое название. Эти русины не могли принимать активного участия в формировании как поздней Киевской Руси, так и украинской этнической и политической нации уже в ХХ веке в связи с географической оторванностью и принадлежностью к другим европейским государствам. При неблагоприятных исторических обстоятельствах им не удалось удержать заселенные ими земли от постепенного заселения более сильными славянскими и неславянскими народами. Поэтому подкарпатским русинам пришлось пережить немало чужих государственно-политических режимов, каждый из которых пытался «научно» подтвердить свое историческое право на господство в крае, а русинов выдавать за свой субэтнос или пресловутую родственную ветку.



    После Первой мировой войны территория русинского этноса по признанному Украиной Сен-Жерменскому Мирному договору (в 1919 году) была размежевана между соседними центрально-европейскими государствами, а нынешняя территория области под названием «Подкарпатская Русь» на правах широкой Автономии вошла в состав Чехословацкой Республики. В 1939 году, 15 марта русинская Автономия Подкарпатская Русь под названием – «Карпатская Украина» была провозглашена независимой в рамках Чехословацкой Федерации.



    Но уже на второй день была оккупирована хортистской Венгрией.



    В ходе перенесения боевых действий против фашистской Германии на Запад Подкарпатская Русь, как составная часть суверенной Чехословакии, в октябре 1944 года была освобождена советскими войсками. В июне 1945 года на основании дого¬вора Фирлингера-Молотова она вошла в состав СССР сначала как «Закарпатская Украина» со всеми государственно-автономными институциями. Этим, казалось бы, были реализованы надежды русинов, как и других малых славянских народов, на защиту со стороны России, потом СССР, от чужеземных посягательств, при сохранении их государственности.



    Однако, уже в следующем 1946 году Москвой и Киевом государственность «Закарпатская Украина» была безосновательно ликвидирована и сведена к уровню «рядовой советской» области. Принятый съездом Народных Комитетов и поддержанный частью населения Манифест о правовом и цивилизованном воссоединении Русинского края с УССР был подменен грубыми административными мероприятиями центральной власти. Была ликвидирована, без любого мотивирования, Народная Рада Русинов, «как единственная центральная власть, действующая по воле (русинского) народа на территории Закарпатской Украины», ибо такие высокие полномочия этого органа местной власти никак не устраивали центральных «воссоединителей». Русины в сталинском СССР подверглись репрессиям, прежде всего со стороны украинских властей и были подвергнуты массовой национально-культурной украинизации, охватившей все сферы национального бытия – от административно-управленческой практики, до преподавания в школах на русинском языке и выборе языка богослужений.



    При этом следует учитывать, что русинская национальность как особая категория гражданства с разным форматом национально-культурных прав признавалась практически во всех государствах, а их более 20, в состав которых в разные периоды истории входили русины.



    Все государства, в состав которых входило Закарпатье в прошлом (Венгрия, Австрия, Австро-Венгрия, Венгерская республика, Чехословакия, Югославия) без любых дополнительных условий всегда признавали русинскую национальность, вводили ее в государственный реестр при переписях населения. Так, по Переписи 1850 года на территории нынешних Закарпатья и Словакии было 440 600 русинов, а в 1900 году – 410 283 русина (уменьшение - в результате эмиграции).



    Подкарпатские русины, осознавая свою этническую общность, в течение по крайней мере двух веков добивались для себя социальных и национально- политических прав.



    Об этом свидетельствуют события и правовые документы: революция 1848 -1849 годов – «весна народов». Делегация русинов, возглавляемая выдающимся русинским политиком А. Добрянским, вручила австрийскому императору Францу Иосифу II Программу Русинской Автономии из 12 пунктов, среди них:



    признание русинской национальности в Венгрии на государственном уровне; образования в русинском крае административных округов, где государственные чиновники должны владеть русинским языком; образование русинских школ, гимназий и юридической академии, издания государственной газеты русинским языком; равноправие с другими нациями и т.д. Вершиной на пути к приобретению государственного статуса вероятно следует считать период вхождения в Чехословакию на «правах самой широкой автономии, со своим автономным Соймом».



    К сожалению, и чехословацкая власть, ссылаясь на «отсутствие местных управленческих кадров» медлила с предоставлением Подкарпатской Руси самой «широкой автономии» вплоть до 1938 года. Кстати, этот «аргумент» успешно использовала и советская центральная власть, насаждая в русинском крае свои кадры, которые не знали ни истории, ни социально-экономических особенностей края, игнорировали реальные интересы его народа. Ещё к большему сожалению, эта практика продолжается и в условиях независимой Украины.



    В октябре 1938 года Национальное Собрание Чехословакии приняло законы о ее федеральном устройстве, согласно которым Чехия, Словакии и Подкарпатская Русь приобретали статус отдельных государств (как конфедерация). Но уже 14 марта 1939 года Словакия провозгласила суверенитет и выход из федерации, чем отрезала Подкарпатскую Русь от Чехии. 15 марта 1939 года. созванный Сойм (русинский Парламент) Подкарпатской Руси, принял Закон о переименовании Русинской Автономии в суверенную республику под названием «Карпатская Украина» (название принято под давлением Берлина и галицких сечевиков), избрал состав правительства, ее президента в лице священника Августина Волошина. Однако, через день республика была оккупирована венгерскими войсками.



    Последующие военные действия и освобождение от фашизма, в котором русины принимали самое активное участие, перевернули ход событий и накрепко увязали судьбу русин с Украиной.



    Воля народа была все же иной - 18 ноября 1944 года православные провели всекраевое собрание, на котором решили просить о вхождении в СССР в качестве союзной прикарпатской русской республики.



    Руководство Советского Союза решило иначе, в результате чего всех записали украинцами. При этом была запрещена и русинская национальность. Как считают русины, Москва своим решением нанесла весьма болезненный удар. Между тем, автономная Карпаторусская Православная Церковь (и, в свою очередь, большая часть греко-католиков) добровольно перешла из-под омофора Сербского Патриархата в Патриархат Московский.



    В разных государствах русины в разные периоды обладали различным статусом и связанным с этим набором прав и возможностей для национального развития. В Сербии, к примеру, русины обладают сегодня не только всеми общегражданскими правами, но и широкой национальной автономией на территории Воеводины, где их проживает около 40 тысяч человек. Они имеют свои школы, газеты, канал на телевидении, театр, художественную галерею и музей, получают целевое финансирование на национальные программы, а главное, сохраняя национальную идентичность, интегрированы в государственную жизнь Сербии.



    В современной Словакии русин называют «тихим меньшинством». Это преимущественно крестьянское население компактно проживающее в Пряшевской Руси, сейчас имеет весь перечень национально-культурных возможностей для сохранения своей самобытности. Но так было не всегда. В предвоенные годы были попытки культурной «цивилизации» и ассимиляции русин. После 1945 года национальные учреждения русин и здесь стали именовать «украинскими». На украинском же языке ставились пьесы в национальном русинском театре. И только в последние 10 лет справедливость в отношении русин в Словакии восстановилась. Они пользуются всеми гражданскими и национально-культурными правами, предусмотренными Европейской хартией региональных языков и меньшинств также и в Польше, и в Венгрии, и в Чехии. Важно отметить, что в 20-30 годы ХХ века именно чешскими учеными была проделана большая работа по изучению Подкарпатской Руси, языка, этнографии, культуры, природы. Чешские исследователи открывали для всей Европы богатства этого края и, как справедливо признается и самими русинами, сделали для этого народа много больше, чем правительство, тормозившее процессы автономизации края. Чехи, которые сейчас приезжают на знакомые места, бывают просто поражены драматическим ухудшением качества жизни народа, его правовым положением. Как написал о Подкарпатской Руси переводчик и писатель Франтишек Бенгарт: «покрыта рубцами вплоть до отчаяния от тех украинизированных местных названий, стоит летаргически покорная в бессмысленных очередях перед окошками бюрократов, которые верно продолжают советскую волокиту…»



    Положение современных русинов на Украине характеризуется целым комплексом взаимосвязанных проблем, которые невозможно эффективно решить без пересмотра самого статуса русинов в составе народов Украины.



    Первое и, можно сказать, системное нарушение это – непризнание за русинами на Украине статуса национального меньшинства и связанные с этим нарушения всего спектра прав национально-культурной автономии Подкарпатского края.



    В этот печальный комплекс входят не только вопросы, связанные с языком, культурой, социальным статусом и социальными возможностями, но также и вопросы свободы вероисповедания, свободы хозяйственной и предпринимательской деятельности и, в конечном счете, вопрос незаконной варварской эксплуатации природных богатств края при гражданской и культурной дискриминации коренного населения – русинов.



    Все эти процессы взаимосвязаны: вытеснение русинской народной культуры, игнорирование достижений русинской литературы, исторической науки, центрально-европейской ментальности народа путем подмены понятий «русинская» на «украинская», «перелицевания» и фальсификации истории. Практика порочить их носителей - местных русинов приводит к гражданской дискриминированности одних и безнаказанности других - их гонителей.



    Как часто бывает, следствия и причины меняют местами. Отсталость края, возникшую в результате бесхозяйственности и дискриминации местного населения, провозглашают коренной чертой русинского народа. Автор «Истории Украины» О.Субтельный, справедливо подчеркивая парадоксальность возникновения так называемой «Карпатской Украины» на территории Подкарпатской Руси, пишет, что среди всех западноукраинских земель «этот регион был менее всего развитым в общественно-экономическом, культурном и политическом отношении». Все достижения в области культуры, науки тотчас же приписываются себе. Нынешние фальсификаторы истории края даже русинского подвижника Г.Лучкая, великого «будителя» русинов Александра Духновича называют «украинцами», в то время, как этого этнонима в годы их жизни и творчества вообще не существовало.



    Еще в процессе «вхождения» Закарпатья в состав СССР вопрос принадлежности русинов был решен административным путем, без принятия любого юридического документа и учета воли и желание населения и уровня его национального самосознания: всех русинов механически переписали в украинцев. Этим самым было вычеркнуто само название национальности «русины», что веками служило заслоном от окончательной ассимиляции подкарпатского русинского народа. Были отброшены богатейшие пласты культуры, народного образования, русинского языка, обычаев, традиций, которые формировались в течение веков, то есть все то, что имел в виду великий «будитель» Александр Духнович, завещая русинам «не забудьте о своем». В обстановке страха, запугивания, выселения недовольных в Сибирь, с одной стороны, и образованием государственности «Закарпатская Украина», - с другой стороны, местное русинское население вынуждено восприняло эту акцию терпеливым молчанием. Кстати, точно так вытесняют из сознания людей правду и сегодня, просто методы оболванивания сегодня более действенные и масштабные.



    Особенное давление испытывает русинский язык, который был выброшен из образования, прессы, радио, официального употребления.



    В школах, других учебных заведениях получил распространение дискриминационный срок «засорения» языка учеников, студентов, учителей, преподавателей, а также оскорбительные ярлыки. В этом - одна из причин того, что по количеству специалистов с высшим образованием и студентов вузов Закарпатье занимает последнее место в Украине.



    От решения этнокультурных проблем края самоустранились органы власти, предоставив пространство для продолжения фальсификации русинской истории и культуры, дальнейшей дезориентации общественности Украины. «Доводы» антирусинов базируются на ими же выстроенной провокационной «триаде»: во-первых, навязывание русинскому движению ярлыка «политического русинства»; во-вторых, обвинение русинов в антиукраинстве; в-третьих, обвинение в попытке выйти из состава Украины и присоединиться к другому какому-то государству, то ли к Будапешту, Праге, то ли к России. Все это, понятно, политические спекуляции. Ни одна из русинских общественных организаций никогда, нигде даже не обсуждала этих вопросов, не ставила их ни в одном документе. Цель этих провокаций ясна - дезориентировать общественность относительно благородных целей этнического русинства, остановить процесс культурного и социально-экономического возрождения края, перечеркнуть любое упоминание о русинах как исторических его хозяевах, которые сберегли свою землю и язык и с этим богатством присоединились к Украине. Национальная идентификация - это дело совести каждого.



    Трудолюбивость и работоспособность, толерантность и культура межнационального общения, добропорядочность и доброжелательность, уважение к государству и его законам - основные качества национального характера русинов. А национальный характер, согласно новейшим научным выводам, генетически изменяется лишь в течение нескольких веков, в десятках поколений. Поэтому всякие попытки искусственно сделать русинов этническими украинцами вредят консолидации общества,формированию полиэтнической украинской нации. Русин как патриот, сознательный гражданин Украины, намного ценнее для общества, чем деэтизированное лицо, способное продать «за чечевичную похлебку» свое первородство, а с ним - и будущее своих детей и внуков.



    Окончание следует... Евгений Осадчий, Парижские письма




    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Рейтинг: 
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору

    Комментарии

    Аватар пользователя Гость

    28 юнія высоко у Карпатах на горі Кременець (1221 м над морём) под еґідов Світовой рады русинів одбылася інтерреґіонална русинська молодежна акція ”Карпатські русины – єден нерозділный народ!”. Туй, на самому верьхові, де ся сходят гатары історичных карпаторусинськых реґіонів – Пряшівськой Руси, Лемковины и Подкарпатськой Руси, а днесь ся стыкавут державні границі Словакії, Полщі и Україны, стрітили ся активісты общественных орґанізацій, студенты, выпускникы и ученикы русинськых неділных школ, и то вецце ги сорок чоловік, котрі прийшли из Ужгорода, Мукачова, Иршавы, Волівця, В.Березного, Пряшова, Снины, Свидника, Межилаборець, Братіславы, из-под Кракова и другых сел и варошів, де жыют русины. Моложава уйшла горі на Кременець под русинськыма прапорами, трьома путичками – из Словакії, Полщи и Україны. Сходжіня – доста тяжкоє, бо мусай было ити дгорі пішо коло 12-18 км.
    На горі наша молодеж (а до того и учасникы старшой ґенерації) дали собі одпочити, а дале, и то на очах многых туристів из Чехії, Швеції, Полщі, Словакії и др. держав, дали імпровізованый концерт, почас котрого читали стихы русинськых поетів, співали народні співанкы. На горі мож было видіти и лавреата межинародной премії им. А.Духновича поета Штефана Сухого, выдавателя русинськых книг кандидата наук Валерія Падяка, новинарьку Сілвію Лосінову, активіста русинського двиганя у Словакії Петра Крайняка-молодшого, співака Ивана Крафчика, професора Йозефа Cіпко з Пряшівського універсітета. и др.
    Делеґація из Словакії вручила русинам Подкарпатя прапор Європського Союза.
    Почас акції молоді люде узяли ся за рукы, обы символізовати, што мы – єден народ. Учасникы молодежной акції уголосили „Кременецьке проголошіня”, де задекларовати своє виджіня новых реалій Європы. Туй ся почасти прогололошує: „Мы – молоді русины, руснакы, лемкы, привітствуєме ідею входжіня молодых централноєвропськых держав в Європську Унію, котра вызнає русинську народність. Мы убертаєме ся ид власти Україны – вызнати у себе в державі народність „русин”. Бо лем таку Україну, де ся поважавут права мінорітных народів, може тримати за повноправного члена Європськый Союз. Мы убертаєме ся ид Європській Унії – изробити усе можноє, обы шенґенська границя не стала в історії Європы новым „берлінськым муром”! Мы, молоді карпаторусины, узяли ся за руки, обы выголосити своє право стрічати ся, мати общі акції, нащивляти єден другого, бо мы – єден нерозділный народ!”. Інформує прес-центр Ужгородського Общества им. А.Духновича.

    Аватар пользователя Гость

    Карпатські русины – єден нерозділный народ!
    Проголошіня першой інтерреґіоналной стрічі русинськой молодежи на горі Кременець, 28 юнія 2008 рока

    Карпатські русины – реалність сучасной Європы. Мы – жывый народ. Мы жыєме на своїв земли – земли нашых предків. Мы (русины, руснакы, лемкы) – рідні браты и сестры, хоть межидержавні кордоны, ги по жывому тілу, фалатувут на части наш народ, и нашу історію, і нашу общу долю. Вецце раз за послідні сто років мы пережыли траґічні моменты карпаторусинськой історії – ґеополітичні зміны почас Першой світовой войны, выселіня нашого народа до чужого края почас варварськой операції «Вісла”, радянськый тоталітаризм, котрый запрітив и саму нашу народність – быти русином. Мы пережыли „берлінські муры”, котрі ізолёвали Подкарпатську Русь (Закарпатську область) од другых русинськых теріторій, и котрі ізолёвали ушиткых карпатськых русинів у так называнім „соціалістичнім лаґрі” од реалій Європського контінента, хоть од віка мы усе были частёв Європы и такими опстаєме – жыєме у її ґеоґрафічнім центрі.
    Мы жыєме у часы новых ґеополітичных змін, краха тоталітаризма, возроджіня незалежных держав, творіня Європськой Унії и її ширіня. Карпатські русины Польщі, Словакії, Румунії, Мадярщины вызнаті як народ, вони суть повноправні гражданы Європськой Унії. Нарубы, подкарпатські русины в Україні, котра неє членом Європськой Унії, уже 17 років опставут у сюй державі неузнані як народ. А новый шенґенськый гатар, як то уж было в карпаторусинськів історії, назад фалатує, розділює єден народ на части.
    Мы, русинська моложава, изыйшли ся на горі Кременець, де ся сходят гатары історичных карпаторусинськых земель – Пряшівськой Руси, Лемковины и Подкарпатськой Руси (державні границі суверенных держав Словакії, Полщі и Україны), обы задекларовати своє виджіня реалій Європы, котра ся ширить, и своє природноє право жыти у новій Європі як єден нерозділный народ. Мы – молоді русины, руснакы, лемкы, привітствуєме ідею входжіня молодых централноєвропськых держав в Європську Унію, котра вызнає русинську народність. Мы убертаєме ся ид власти Україны – вызнати у себе в державі народність „русин”. Бо лем таку Україну, де ся поважавут права мінорітных народів, може тримати за повноправного члена Європськый Союз. Мы убертаєме ся ид Європській Унії – изробити усе можноє, обы шенґенська границя не стала в історії Європы новым „берлінськым муром”! Мы, молоді карпаторусины, узяли ся за руки, обы выголосити своє право стрічати ся, мати общі акції, нащивляти єден другого, бо мы – єден нерозділный народ!
    г. Кременець, 28 юнія 2008 р.

    Аватар пользователя Гость

    Чого ж вы русыны мовчали разом з попом Сыдором, колы правыв на Закараттю Пан Брежнев, та русскiкомунiты. Мовчалы сьте, бо ся боялы русських. Теперь на Украiнi за такi балачки не дуже бьють по пыску. Тыпырь Сыдор переунанджывся i став русыном. Такой нараз i незалежне Закарпаття йому подавай. 20 року тому назад сыдiв бы вун за свое бовкання у русскiй тюрьмi.

    Аватар пользователя Гость

    Usi tym,chto hovorytj abo pyse pro isnuvannja na Zakarpatti okremoho rusynsjkoho narodu,rekomenduvu chocab pocytaty praci takych avtoriv jak Antonij Hodynka,Sandor Bonkalo,Jador Strypsjkyj,Orest Sabov abo uhorsjku encyklopediju Pallas.Vy pobacyte,sco usi pysutj pro rusyniv jak ukrajinciv.U toj cas nichto ne znav pro okremyj rusynsjkyj narod.Jaksco chtosj pyse,sco kolysj u
    nasomu kraji isnuvav okremyj rusynsjkyj narod,toj abo ne znaje istoriju abo svidomo falsyfikuje jiji vychodjacy iz sucasnych ekonomicnych,finansovych,politycnych cy existencialjnych interesiv.

    Аватар пользователя Гость

    Я не понимаю до чего присталы к России мне лично нравыться в России и уменя жена руская и два сина а родом я с Ровенской области и терпеть немогу Бендеровцив иони все скоты итвари ипочему идете на зароботки в России а не к своим панам Ющенко Тимошенко

    Аватар пользователя Гость

    28 юнія высоко у Карпатах на горі Кременець (1221 м над морём) под еґідов Світовой рады русинів одбылася інтерреґіонална русинська молодежна акція ”Карпатські русины – єден нерозділный народ!”. Туй, на самому верьхові, де ся сходят гатары історичных карпаторусинськых реґіонів – Пряшівськой Руси, Лемковины и Подкарпатськой Руси, а днесь ся стыкавут державні границі Словакії, Полщі и Україны, стрітили ся активісты общественных орґанізацій, студенты, выпускникы и ученикы русинськых неділных школ, и то вецце ги сорок чоловік, котрі прийшли из Ужгорода, Мукачова, Иршавы, Волівця, В.Березного, Пряшова, Снины, Свидника, Межилаборець, Братіславы, из-под Кракова и другых сел и варошів, де жыют русины. Моложава уйшла горі на Кременець под русинськыма прапорами, трьома путичками – из Словакії, Полщи и Україны. Сходжіня – доста тяжкоє, бо мусай было ити дгорі пішо коло 12-18 км.
    На горі наша молодеж (а до того и учасникы старшой ґенерації) дали собі одпочити, а дале, и то на очах многых туристів из Чехії, Швеції, Полщі, Словакії и др. держав, дали імпровізованый концерт, почас котрого читали стихы русинськых поетів, співали народні співанкы. На горі мож было видіти и лавреата межинародной премії им. А.Духновича поета Штефана Сухого, выдавателя русинськых книг кандидата наук Валерія Падяка, новинарьку Сілвію Лосінову, активіста русинського двиганя у Словакії Петра Крайняка-молодшого, співака Ивана Крафчика, професора Йозефа Cіпко з Пряшівського універсітета. и др.
    Делеґація из Словакії вручила русинам Подкарпатя прапор Європського Союза.
    Почас акції молоді люде узяли ся за рукы, обы символізовати, што мы – єден народ. Учасникы молодежной акції уголосили „Кременецьке проголошіня”, де задекларовати своє виджіня новых реалій Європы. Туй ся почасти прогололошує: „Мы – молоді русины, руснакы, лемкы, привітствуєме ідею входжіня молодых централноєвропськых держав в Європську Унію, котра вызнає русинську народність. Мы убертаєме ся ид власти Україны – вызнати у себе в державі народність „русин”. Бо лем таку Україну, де ся поважавут права мінорітных народів, може тримати за повноправного члена Європськый Союз. Мы убертаєме ся ид Європській Унії – изробити усе можноє, обы шенґенська границя не стала в історії Європы новым „берлінськым муром”! Мы, молоді карпаторусины, узяли ся за руки, обы выголосити своє право стрічати ся, мати общі акції, нащивляти єден другого, бо мы – єден нерозділный народ!”. Інформує прес-центр Ужгородського Общества им. А.Духновича.

    Аватар пользователя Гость

    Карпатські русины – єден нерозділный народ!
    Проголошіня першой інтерреґіоналной стрічі русинськой молодежи на горі Кременець, 28 юнія 2008 рока

    Карпатські русины – реалність сучасной Європы. Мы – жывый народ. Мы жыєме на своїв земли – земли нашых предків. Мы (русины, руснакы, лемкы) – рідні браты и сестры, хоть межидержавні кордоны, ги по жывому тілу, фалатувут на части наш народ, и нашу історію, і нашу общу долю. Вецце раз за послідні сто років мы пережыли траґічні моменты карпаторусинськой історії – ґеополітичні зміны почас Першой світовой войны, выселіня нашого народа до чужого края почас варварськой операції «Вісла”, радянськый тоталітаризм, котрый запрітив и саму нашу народність – быти русином. Мы пережыли „берлінські муры”, котрі ізолёвали Подкарпатську Русь (Закарпатську область) од другых русинськых теріторій, и котрі ізолёвали ушиткых карпатськых русинів у так называнім „соціалістичнім лаґрі” од реалій Європського контінента, хоть од віка мы усе были частёв Європы и такими опстаєме – жыєме у її ґеоґрафічнім центрі.
    Мы жыєме у часы новых ґеополітичных змін, краха тоталітаризма, возроджіня незалежных держав, творіня Європськой Унії и її ширіня. Карпатські русины Польщі, Словакії, Румунії, Мадярщины вызнаті як народ, вони суть повноправні гражданы Європськой Унії. Нарубы, подкарпатські русины в Україні, котра неє членом Європськой Унії, уже 17 років опставут у сюй державі неузнані як народ. А новый шенґенськый гатар, як то уж было в карпаторусинськів історії, назад фалатує, розділює єден народ на части.
    Мы, русинська моложава, изыйшли ся на горі Кременець, де ся сходят гатары історичных карпаторусинськых земель – Пряшівськой Руси, Лемковины и Подкарпатськой Руси (державні границі суверенных держав Словакії, Полщі и Україны), обы задекларовати своє виджіня реалій Європы, котра ся ширить, и своє природноє право жыти у новій Європі як єден нерозділный народ. Мы – молоді русины, руснакы, лемкы, привітствуєме ідею входжіня молодых централноєвропськых держав в Європську Унію, котра вызнає русинську народність. Мы убертаєме ся ид власти Україны – вызнати у себе в державі народність „русин”. Бо лем таку Україну, де ся поважавут права мінорітных народів, може тримати за повноправного члена Європськый Союз. Мы убертаєме ся ид Європській Унії – изробити усе можноє, обы шенґенська границя не стала в історії Європы новым „берлінськым муром”! Мы, молоді карпаторусины, узяли ся за руки, обы выголосити своє право стрічати ся, мати общі акції, нащивляти єден другого, бо мы – єден нерозділный народ!
    г. Кременець, 28 юнія 2008 р.

    Аватар пользователя Гость

    Чого ж вы русыны мовчали разом з попом Сыдором, колы правыв на Закараттю Пан Брежнев, та русскiкомунiты. Мовчалы сьте, бо ся боялы русських. Теперь на Украiнi за такi балачки не дуже бьють по пыску. Тыпырь Сыдор переунанджывся i став русыном. Такой нараз i незалежне Закарпаття йому подавай. 20 року тому назад сыдiв бы вун за свое бовкання у русскiй тюрьмi.

    Аватар пользователя Гость

    Usi tym,chto hovorytj abo pyse pro isnuvannja na Zakarpatti okremoho rusynsjkoho narodu,rekomenduvu chocab pocytaty praci takych avtoriv jak Antonij Hodynka,Sandor Bonkalo,Jador Strypsjkyj,Orest Sabov abo uhorsjku encyklopediju Pallas.Vy pobacyte,sco usi pysutj pro rusyniv jak ukrajinciv.U toj cas nichto ne znav pro okremyj rusynsjkyj narod.Jaksco chtosj pyse,sco kolysj u
    nasomu kraji isnuvav okremyj rusynsjkyj narod,toj abo ne znaje istoriju abo svidomo falsyfikuje jiji vychodjacy iz sucasnych ekonomicnych,finansovych,politycnych cy existencialjnych interesiv.

    Аватар пользователя Гость

    Я не понимаю до чего присталы к России мне лично нравыться в России и уменя жена руская и два сина а родом я с Ровенской области и терпеть немогу Бендеровцив иони все скоты итвари ипочему идете на зароботки в России а не к своим панам Ющенко Тимошенко