Как живет цыганский табор на границе Украины и Евросоюза (ФОТО)
Дети, лошади и русский шансон - первое, что заметила фотограф и журналист Елизавета Кузнецова, прибыв в закарпатское цыганское поселение на границе со Словакией.
Больше о таборе и быте его жителей - в специальной фотогалерее.
В поселке Великий Березный живут примерно 2,5 тысячи цыган. Это почти треть населения Березного и седьмая часть всех цыган Закарпатья. Неизвестно, с тех ли пор табор пришел в Великий Березный, но местные говорят, что он там уже более ста лет.
Поселение почти не сохранило цыганскую культуру, зато приняло украинскую. Цыгане здесь говорят на украинском, ходят в украинские школы и отмечают украинские праздники. Они имеют украинские имена, а цыганский язык знают лишь единицы. Клара родилась и прожила в таборе всю жизнь.
В каждой семье табора - пять-шесть детей. Получается, что на одного взрослого - примерно семь несовершеннолетних. На вопрос "Сколько у вас детей?" мужчины отвечают, что не у них, а у женщин.
Дети из табора ходят в две школы: обычную и интернат. Раньше помощь от государства можно было получить и без справки об учебе. Сейчас все дети из табора вынуждены ходить в школу. Осенью в школы поселка пойдут полторы сотни цыганских первоклассников.
В таборе нет барона, но есть греко-католическая церковь. "Их церковная жизнь заканчивается тем, чтобы покрестить или похоронить. Но были некоторые такие, которых я их учил молиться, они детей своих приводили. У цыган такая организация: когда придут, когда не придут", - рассказал отец Василий.
Жители поселка относятся к цыганам преимущественно нехорошо, обвиняя их в большинстве своих бед. Родители жалуются на плохое влияние цыган на их детей. Осенью поселковый совет ожидает конфликты.
В поселке говорят, что цыганской традиции у них больше нет. Цыганскую музыку слушают, но ничего не понимают. Священник из местной церкви рассказал, что чаще всего из табора раздается русский шансон.
Основная прибыль жителей табора лагеря - от сбора металлолома и изготовления глиняного кирпича. Мужчины подрабатывают в хозяйствах, некоторые ездит на заработки на Львовщину.
Цыгане жалуются, что при предыдущей государственной власти бизнес с металлоломом стал почти невозможным. В последнее время им было трудно.
В быту жители табора несколько отличаются от кочующих цыган. В этом поселении большинство домов кирпичные, в значительной части из них есть электричество, вода и газ. Территорию жители поселения застроили самовольно. Многие дома - не закончены.
Цыгане здесь считают себя патриотами и говорят, что пошли бы воевать. Но добавляют, что в армию их не берут из-за того, что невежественны.
И хотя большинство здешних цыган пересели на автомобили, в хозяйстве все еще есть много лошадей. Иногда лошади бегут из лагеря и гуляют по Березному. Чтобы зафиксировать правонарушение, представители поселкового совета фотографируют их и по снимкам ищут владельцев, чтобы оштрафовать.
Мужчины, хоть и не умеют писать и читать, имеют водительские права. Говорят, что для этого надо знать только правила дорожного движения.
Согласно паспортам, цыгане в этом поселении - украинцы. Раньше многие мужчины из табора ездили на заработки в Россию.
Чужаков в таборе называют "гаджо", что означает "белый". "Джаморе" в противовес - "загорелый".
UA-Reporter.com