Добавить комментарий
Досуг в Ужгороде: вперёд – к прошлому?
Неделю назад мы рассказывали о том, что сегодня в областном центре практически негде посмотреть кино и проводили параллели с не таким уж давним прошлым. Никто не говорит о необходимости и даже возможности возврата к временам Советского Союза.
Однако память для того и существует, чтобы анализировать прошедшее, выбирать из него лучшее и воплощать в настоящем.
В этой связи нужно признать, что культурная жизнь и досуг ужгородцев кинематографом отнюдь не ограничивается. Поход в кино – событие радостное, но не ежедневное. Что же сейчас есть в распоряжении жителей, причем как можно ближе к дому и "на каждый день"? Да практически ничего... культурная работа на уровне дворов и микрорайонов сведена к нулю. Чаще всего мы даже не знаем всех жителей подъезда и хорошо еще, если здороваемся с соседями по лестничной площадке.
Можно обвинять в этом изменившийся ритм жизни, усиливающиеся тенденции к индивидуализму. Однако корень проблемы видится в ином: организация доступного и интересного досуга, воспитательная и образовательная работа с горожанами оказались никому не нужны. Соответственно, ими сейчас просто некому заниматься. Раньше в штате каждой жилищно-эксплуатационной конторы состояли ответственные за культурно-массовую и спортивную работу. При многих тогдашних ЖЭКах действовали небольшие кинозалы. Можно воспринимать с иронией различные лекции, на которые собирали ужгородцев в добровольно-принудительном порядке, однако свою немалую лепту в развитие грамотности и эрудиции людей они, как ни крути, вносили. Неужели сейчас, если исключить пропагандистскую составляющую, у людей нет сложных вопросов, в которых им нужно помочь разобраться?
Так работники нынешних ЖРЕРов жалуются, что жители не оценивают их работу по достоинству, а от должников по квартплате каждый день слышно "А вам не за что платить!". Если коммунальщики не согласны с такими заявлениями, разве не было бы достойным выходом собрать жильцов микрорайона и публично отчитаться о выполненных работах – аргументированно, с цифрами и фактами. Может, количество укоров и поуменьшилось бы. Ведь на данный момент создается стойкое впечатление, что коммунальщикам нечего сказать. Или опасаются неудобных вопросов со стороны юридически подкованных жильцов?
В вопросах проведения свободного времени более-менее повезло, можно сказать, младшему поколению. При ПАДИЮНе, спортивных комплексах, приватных студиях еще работают различные секции, в которых детям предлагают заниматься разными видами спорта и досуга – от футбола и карате до бальных танцев и рисования. Однако во-первых, эти услуги платные. А цены порой далеко не демократичные, и "потянуть" их может далеко не каждая семья. Во-вторых, находятся эти секции и кружки довольно далеко от основных "спальных" районов. С приходом осени светлое время суток становится коротким, и детей приходится отводить на занятия практически ночью. Многим работающим родителям это в тягость. В то же время в коммунальных помещениях самих многоквартирных домов, которые раньше занимали подобные небольшие кружки, сейчас царствуют коммерсанты-арендаторы с пивнушками и забегаловками. Около которых и "тусуются" изнывающие от безделья подростки.
О судьбе ведомственных кружков и секций вспоминать еще досаднее. В первую очередь – о Детской железной дороге. По большому счету, не так уж важно, кому она принадлежит: городу, области или Львовской железной дороге. Под любой эгидой это было бы очень интересное и полезное времяпровождение для всего молодого поколения. Ведь когда-то юные железнодорожники очень гордились своим престижным статусом перед сверстниками. А ведь были и юные пожарники, инспекторы движения, химики, техники, фотографы, радисты, изобретатели-рационализаторы. Те, кто раньше занимался воспитанием и образованием, в одночасье сочли такую деятельность лишней обузой.
Не стоит обвинять автора в "совковости" такого подхода. Те, кто побывал в небольших городках тех же США и Франции, наверное отметили, что работа по организации досуга там ведется постоянно, причем часто – волонтерами при небольшой поддержке государства. Друзья, побывавшие в Аризоне, рассказывали о замечательных детских самодеятельных театральных представлениях – прямо на лужайках перед домами. Там же проходили небольшие карнавалы по случаю дня жилого микрорайона. Причем повод был, по частному признанию организаторов, искусственный, надуманный – зато радость малышни искренняя и настоящая.
Еще запомнился благотворительный аукцион, на котором детишки продавали самостоятельно отобранные ненужные игрушки, а вырученные деньги отправили на лечение травмированной собаки одного из сверстников. Опять же, деньги были далеко не главной причиной яркого мероприятия, на котором с удовольствием общались и родители, и простые гости.
А что делать людям постарше в наших пенатах? Быть прикованными к телевизору? Ограничиваться походами на рыбалку и по грибы? Право, скучновато. Кто пообеспеченнее, могут посещать бассейны – но у нас их мало, и те расположены по большей части за пределами города, например в Баранинцах или Нижнем Солотвино. И цена на их услуги тоже для большинства "кусается".
А ведь у многих наверняка есть хобби, прочие интересы, которыми они при малейшей организации могли и хотели бы рассказать остальным. Например, такой возможностью не преминули бы воспользоваться коллекционеры – от филателистов и нумизматов до собирателей старых керосиновых ламп и экзотических бутылок. Еще не так давно большинство из них были организованы, собирались, обменивались экспонатами и мнениями, учили премудростям увлечений с начинающими. В Ужгороде дольше всех продержались, пожалуй, коллекционеры марок – у них до последнего работал даже специализированный магазин "Филателия". Но коммерция победила, в его помещении сейчас расположен очередной доходный дом, а коллекционеры если и собираются, то маленькими компаниями на дому или в крайне неприспособленных для этого местах.
Не найдете сейчас и кружков для хозяюшек-рукодельниц. Неужели вязание, вышивка, плетение бисером и макраме совсем не в моде? Это не так, многие женщины занимаются любимым делом. Но – в одиночку, без общения с единомышленницами, и что обиднее всего, без передачи опыта и навыков молодежи.
Это же касается любимых настольных игр. Да, до сих пор еще во дворах время от времени собираются старички, чтобы сыграть в домино и шашки или перекинуться в карты, нарды. И при этом зависят от погоды – расшатанные самодельные столики и лавочки в наших дворах могут приютить игроков лишь в ясную погоду. Думаю, несложно было бы отвести несколько заброшенных помещений именно для этих целей. Более того – проводить турниры с мелкими призами и хоть какими-нибудь грамотами.
По логике, в организации досуга ужгородцев и проведении культурной работы в первую очередь дожны быть заинтересованы депутаты городского совета, избранные от данного округа. Ведь у всех в памяти те призывные листовки с стандартизованными лозунгами-штампами: "Всё для блага родного района", "Я отвечаю за свой район", которыми пестрели все заборы и стены накануне выборов. Выборы прошли, городской совет укомплектован, а где же эта самая ответственность? Вспомните, как давно вы в последний раз разговаривали со своим депутатом?
Как правило, вся забота об избирателях ограничивается показушной установкой пары-тройки детских качелей во дворах и покраской лавочек непосредственно перед выборами.
На этих детских площадках можно остановиться отдельно. С одной стороны дело, безусловно, полезное. "Хоть шерсти клок" – поговаривают люди. В то же время многие задаются вопросом – а согласовывается ли вообще эта установка хоть с кем-то из планирующих органов? Ведь получается, что в некоторых дворах (как, например, на ул. Оноковской) на расстоянии десяти метров соседствуют качели, установленные разными политическими конкурентами, а в остальных дворах округи – шаром покати.
Не менее актуален в этом аспекте вопрос безопасности. Кто знает, отвечают ли установленные разношерстные аттракционы требованиям надежности? Например, любую, даже захудалую качельку в Боздошском парке должен осматривать инженер по технике безопасности, кроме того, за ней ежедневно ухаживает обученный и проинструктированный техник.
А что же с площадками во дворах? Со времени выборов уже минуло немало времени, и многие аттракционы попросту ломаются – отходят доски и бревнышки, вылазят и оголяются гвозди. Некоторые площадки, особенно изготовленные из цельных стволов, на данный момент напоминают частоколы заостренных кольев – зайдите, к примеру, во дворик Рафанды.
Кто будет нести ответственность, если, не дай Бог, кто-то из детишек получит травму? О таких случаях нам в редакцию уже сообщали, и практика показывает – отвечать попросту некому. После открытия площадок они так и не переданы на чей-либо баланс – дополнительной ответственности за состояние и ремонт не хотят ни ЖРЕРы, ни установившие их депутаты, ни, как это ни странно, сами жители. В результате страдают наши дети – из новостей постоянно узнаем, что там упали на подростка футбольные ворота, там – деревянный грибок, а уж царапины и проколотые гвоздями ноги – чуть ли не в порядке вещей. Потому как – ничьё.
Впрочем, порой даже поставленные кем-либо на баланс аттракционы выглядят нынче совсем уж непрезентабельно, как, к примеру, качели-кораблик во дворе детской больницы.
Более того, мы зачастую не знаем, какую опасность несут даже свежеустановленные аттракционы. Многие наслышаны о вреде некоторых китайских детских игрушек, яркие краски которых могут оказаться токсичными. А вот из какого металла или дерева изготовлены "депутатские" песочницы и качели, какой химией пропитаны, каким предельным нагрузкам отвечают, какого обслуживания требуют в процессе эксплуатации – зачастую даже не задумываемся. А еще сплошь и рядом уютные на первый взгляд беседки во дворах используют для ночлега окрестные бомжи, пускать туда поутру детей – прямой путь в инфекционное и дерматологическое отделения больниц.
Примеров можно приводить множество, достаточно лишь посмотреть вокруг. А вывод один, причем малоутешительный. Похоже, большинство проблем как с проведением досуга, так и с состоянием имеющихся развлечений – от элементарной нехватки ответственности. Брать которую на себя никто, к сожалению, не хочет. Даже те, кто вроде бы и обязан по долгу службы или согласно взятым на себя перед выборами обязательствам.
Константин Черкай
Газета «Европа-Центр»
UA-Reporter.com