ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Ужгородские студенты зарабатывают музицированием на улицах Киева

    27 апреля 2024 суббота
    76 переглядів
    Упала шляпа, упала на пол...

    В подземном переходе необычно шумно. Многочисленные прохожие и хорошая акустика привлекают сюда уличных музыкантов. Перед слушателями время от времени возникает улыбчивый молодой человек или милая девушка: «Поддержите талантливых исполнителей!». Как тут откажешь?

    Они называют себя аскерами (от англ. to ask — спрашивать, просить). Выступают на улицах в надежде на щедрость прохожих. Кто не очень верит в нее, проявляет инициативу самостоятельно. Ведь на практике доказано: значительно проще проигнорировать шляпу или гостеприимно раскрытый футляр на асфальте, чем живого человека, обращающегося к тебе лично.

    Традиция «аскать» появилась в стране в 70-х годах вместе с хиппи. Для некоторых из них это было возможностью добыть денег на элементарные нужды, для других — чем-то вроде хобби. Теперь же хипповые традиции стали подспорьем в борьбе… с безработицей. Зачем зарывать талант, если можно его продать, рассудили музыканты и вышли на улицы.


    Надежды маленький оркестрик


    В переходе возле столичной станции метро «Университет» нам встретился мужчина лет сорока, игравший на баяне. Представился Виктором. Называть фамилию отказался, заявив, что служители музыки не нуждаются в паспортных данных. В раскрытой сумке перед баянистом — несколько мелких купюр и монеты. На вопрос о заработке Виктор отвечает туманно, а вот разговор о конкурентах поддерживает гораздо охотнее.

    — Конкуренции как таковой нет, потому что человек, живущий в обществе, умеет договариваться, — улыбается он. — Музыканты все время меняются местами: сегодня здесь стою я, завтра — кто-то другой. Сейчас временно существую за счет музыки, поэтому приходится рассчитывать, куда забросить «удочку», чтобы получить лучший «улов».

    В будни, по словам Виктора, лучше «клюет» в переходах, а в выходные и праздники большинство потенциальных слушателей выходят на улицы, поэтому музыканты тоже охотнее работают на свежем воздухе.

    Касательно размеров гонорара, опытом поделился коллега Виктора, игравший на гитаре возле киевского ЦУМа. Говорит, за пару часов в воскресенье можно собрать около двухсот гривен.

    Милиция к работникам уличного искусства относится настороженно. И баянист, и гитарист не горят желанием встретиться с представителями правоохранительных органов, хоть и уверяют, что специально их никто не гоняет.

    В процессе знакомства со многими уличными музыкантами обнаружился интересный факт. Среди опрошенных значительную долю составляли иногородние. Как выяснилось, многие исполнители не хотят выступать в родном городе, опасаясь общественного осуждения. Поэтому корреспондент «ВВ», желая ближе познакомиться с этой традицией, поехал вместе с группой аскеров музицировать во Львов.


    Мы — бродячие артисты


    Борис, Вита, Наташа и Андрей — студенты из Ужгорода. «Промышлять» аскерством стали относительно недавно. Игру на улицах за деньги молодые люди рассматривают, как неплохую возможность попутешествовать в свободное от учебы время. Стипендию за июль-август они получат только в сентябре, да и то не все — только «бюджетники». Поэтому деньги на странствия добывают себе таким замысловатым образом.

    — Львовяне — народ скуповатый, рассчитывать приходится больше на туристов, — сознается Вита Коваль, участница поездки. Она ни на чем не играет, о своих вокальных данных тоже умалчивает, являясь, как сама говорит, идейным вдохновителем. — Но во Львов мы едем не только из-за денег. Большинство из наших, как и я сама, состоят в арт-клубе «Разные люди». Они пишут стихи или музыку, а такие поездки идут только на пользу творчеству. К тому же, это прекрасная возможность наладить контакты.

    Вита рассказала, что во время их прошлого визита во Львов, ребята познакомились с флейтистками из Санкт-Петербурга, которые потом приезжали к ним на поэтические чтения.

    Тогда ехали другим «составом»: была еще скрипачка. Теперь же музыканты прихватили с собой только гитару и барабан. Играют по очереди.

    — Вообще-то, можно ездить и поодиночке, но это, во-первых, скучно, а во-вторых, звучание совсем не то, — говорит Борис Рабел, гитарист и вокалист импровизированной группы. Борис — самый опытный участник «экспедиции»: он успел неоднократно поиграть в Киеве, Львове, Ужгороде и Мукачеве. Говорит, что самая щедрая публика обитает в столице и Ужгороде.

    — Лучше всего играть вечером, когда горожане выбираются на прогулку. В Ужгороде, например, купюры по одной-две гривне бросает чуть ли не каждый второй, причем как туристы, так и местные, — рассказывает парень. Музыкального образования он не имеет, владеть инструментом учился самостоятельно, играл в различных аматорских музыкальных коллективах. С собой в поездки берет тетрадь с нотами и словами песен.

    Спрашиваем ребят, влияет ли на репертуар город, в котором они собираются играть.

    — Раньше мы думали, что нет. Но потом увидели, насколько разнообразной может быть публика. Ужгород и Мукачево, например, хотя и находятся рядом на карте, любят разные песни. А во Львове мы стараемся исполнять на украинском или английском языках, — отвечает гитаристка Наталия Гаврош.

    Подходит мужчина, просит сыграть что-нибудь «из Цоя». Долго ищет в карманах мелочь, потом пытается танцевать. Видно, что он нетрезв. Рядом стоит его подруга, она достает из сумки яблоко и кладет его в лежащую на мостовой шляпу. «За уважение», — туманно изрекает она и уводит мужчину под руку.


    Вы же здоровые мужики, вам работать надо!..


    Мимо проходят люди. Некоторые, в особенности дети, останавливаются послушать. Другие охотно высказывают свое мнение по поводу уличной музыки.

    — Вы же здоровые мужики, вам работать надо, — сердито говорит пожилой мужчина, почему-то глядя на Виту. Девушка недоуменно смотрит ему вслед.

    — О, такое часто происходит. Подходят, ругаются, обвиняют в тунеядстве. Хотя, если подумать, это ведь тоже работа. Ну, или хотя бы репетиция, — объясняет Андрей Шехтер в перерывах между дефиле со шляпой. В обязанности «дежурного» входит агитация прохожих материально помогать музыкантам. Проще говоря, он подрабатывает зазывалой. «Помогают» же, кто как может. Один мужчина, к примеру, не найдя мелочи, раскошелился на сто гривен. А потом минут сорок никто не бросил в шляпу ни монетки.

    Ближе к вечеру появились товарищи в милицейской форме, позвали парня «поговорить» в подворотню. С прессой защитники правопорядка разговаривать отказались. Сказать, что именно инкриминируют музыкантам, тоже не сочли нужным.

    — Хотите — спросите в отделении, — последовал быстрый ответ. В результате штраф с ребят так и не взяли, но «посоветовали» перебраться в другое место, подальше от ратуши. После этого несколько часов их никто не тревожил.

    Кроме правоохранителей, подходили еще «коллеги по цеху». Отношение к приезжим у них разное. Некоторые просто знакомились и останавливались поболтать, кто-то жертвовал немного мелочи «в помощь брату-аскеру». Одна группа «конкурентов» некоторое время стояла рядом, потом вскользь спросила, долго ли еще будут занимать их место. Услышав, что около часа, молодые люди посовещались и решили подождать в кафе, о чем немедленно и сообщили.

    Между тем уже темнело, и артисты решили заканчивать мероприятие. По результатам подсчетов, за день было собрано 340 гривен.

    — Итого, по 85 на человека. Если вычесть 30 гривен, потраченных на дорогу, доход каждого составил 55 гривен, — подвела итоги Вита. — Неплохо. Надо будет как-то повторить.

    Выступления на улицах стали для их компании вполне приемлемым вариантом временных доходов. И не только для них. Судя по честно заработанной дневной выручке, труд уличных музыкантов пользуется немалым спросом. А там, глядишь, и до прожиточного минимума недалеко. Осталось научиться на этот «минимум» существовать.
    "Вечерние Вести"

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору