ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

В Солотвино яма с трехэтажный дом — «ничего особенного» (ФОТО)

    26 апреля 2024 пятница
    205 переглядів
    Жители Солотвино живут над бездной, но к этому уже привыкли

    Закарпатское Солотвино проваливается в старые рудники, но грядущее переселение беспокоит людей еще больше...


    Спасая закарпатский поселок Солотвино от обваливающихся соляных шахт, власти действуют на редкость оперативно. Глава МЧС Виктор Балога лично проводит совещания. На возведение целого квартала (восемь многоквартирных и 17 частных домов) для отселения людей из Солотвина из госбюджета выделяются 98 млн. грн. 31 августа строительная компания из Мукачева — ООО «Укрстройинвест» — выигрывает тендер. И вот уже губернатор Закарпатья Александр Ледида рапортует о том, что работы начались. Однако сами солотвинцы не спешат ликовать: чиновников народ боится больше, чем гигантских пустот под землей. Weekly.ua убедился в этом на месте событий



    2_3.jpg

    Яма с трехэтажный дом — «ничего особенного»

    Еще в прошлом году в последней шахте Солотвинского рудника добывали соль, а в знаменитой аллергологической больнице астматики со всей страны могли дышать целебным воздухом соляных подземелий. Сейчас шахты затоплены, а безлюдные окрестности огорожены колючей проволокой. И не зря: в неровном закарпатском рельефе опасность можно заметить слишком поздно. Поднимаешься по стежке — и вдруг у самых ног открывается воронка, способная вместить трехэтажный дом.

    — Ничего особенного, — пожимает плечами местный житель Михаил Влад, который вывел нас на эту ямищу. — Выросла быстро — еще в прошлом году ее не видел! Но тут есть кое-что поинтереснее.

    Следующий провал оказался шириной с хороший стадион, а глубиной — не меньше полусотни метров. Серовато-черное дно, причудливо изрезанное ушедшей водой, посверкивает солью, зияет ход, облицованный бревнами. При взгляде вниз захватывает дух — и от красоты, и от жути. «Вы так близко не подходите, — советует Михаил. — Обернитесь, вы перешагнули трещину, а именно по ней обвалится следующая порция земли. Может, прямо сейчас и обвалится...» Однако и эта яма его не особо впечатляет. Идем к другой — вдвое шире, с зеленоватой жидкостью на дне...

    Следы подземных сил тут повсюду. Вот наклонилось над пропастью деревце, несколько месяцев назад стоявшее поодаль, вот просела половина лужайки, образовав обрывчик метровой высоты.

    Когда мы выходим на «большую землю», там нас уже поджидает Степан Герег — помощник командира Ивано-Франковского горноспасательного отряда. Пункт, в котором спасатель несет свою службу, находится у самой «колючки».

    — Ну что вас тянет к этим ямам? — недоумевает Герег. — В прошлом году мы сорвавшегося туриста вытащили, в позапрошлом — тоже. Оба выжили, но врачам пришлось потрудиться.
    На месте Солотвина, основанного в XIII веке, соль добывали еще до начала нашей эры. Но особо преуспели в этом при Австро-Венгрии: одновременно действовали восемь шахт, а на солотвинском гербе красовались три соляные глыбы и две золотые бочки. Крупнейшие выработки тех лет, заполненные водой, в XX веке превратились в соленые озера, вода которых исцеляет от кожных заболеваний, заживляет раны, облегчает боли при артрите и ревматизме



    3_3.jpg

    Почему проседают шахты

    Как рассказал нам тот же Степан Герег, работавший главным маркшейдером рудника, причина здешних бед не сама соледобыча, а нарушение технологии. У каждой из гигантских ям Солотвина своя история, но каждая из них замешана на «человеческом факторе»: человек открывал дорогу пресной воде, и она начинала уносить с собой соль. В одном месте шахтеры времен Австро-Венгрии забили старые выработки щебнем, но их преемники, работая ниже, обрушили эту массу камня и открыли пустоты. На другом участке затопление произошло из-за того, что старая отводная штольня обвалилась, а чинить ее во время распада СССР не было ни средств, ни инициативы. Третья промоина разрослась потому, что рассолом из нее стали наполнять бассейны гостиниц — кстати, спровоцированный этим приток пресной воды добил последнюю солотвинскую шахту.
    Еще в прошлом году здесь спускались под землю шахтеры и астматики.
    Когда последняя шахта Солотвина закрылась, территория рудника пришла в упадок окончательно

    По официальным данным, в спасении нуждаются примерно 1200 человек из девятитысячного населения Солотвина. Кое у кого земля просела прямо в огородах. Однако атмосферу в поселке никак не назовешь панической — и дело не только в том, что человек устает бояться. Многие солотвинцы, будучи шахтерами, своими ногами исходили здешние подземелья и своими глазами видели их планы. Показывали эти документы и нам. Оказывается, над шахтами расположено не все Солотвино, а примерно его треть — самая середина. Обойти все шесть известных промоин можно за час. Но даже то, что находится над выработками, вовсе не должно ухнуть в тартарары от края до края. Большая часть шахтных камер надежно законсервирована — залита соленой водой, а она, неспособная вобрать еще больше соли, держит на себе земную твердь во множестве уголков планеты. Так что большинство кандидатов на спасение не спешат «хвататься за соломинку», а задают вопросы и ставят условия.



    4_3.jpg

    «Говорят, наши квартиры обещаны таможенникам»

    По словам секретаря Солотвинского сельсовета Любови Губан, недавний опрос показал: большинство «терпящих бедствие» не хотят ехать в поселок Теребля, где для них начали возводить новый квартал. Аргументы властей — дескать, там тоже будет рудник и аллергологическая больница — никого не убеждают. Люди не хотят переселяться за полсотни километров и не понимают, почему все обещанное нельзя было построить на окраине Солотвина. Теперь власти согласились рассмотреть и такой вариант — но почему не сделали этого еще до того, как выделять деньги?

    Обычный частный дом в этих краях выглядит подчеркнуто шикарно. Гастарбайтеры, дальнобойщики, контрабандисты — всем им близкая граница с Румынией позволяет накопить на замок в несколько этажей. Но в Солотвине есть и собственный источник дохода — уникальные соленые озера, по своим свойствам почти не отличающиеся от Мертвого моря. Переселить некоторых из солотвинцев — все равно что жителя Гурзуфа, привыкшего жить за счет приема отдыхающих, заслать в далекий от моря Джанкой. Ведь за ночлег в частном секторе Солотвина люди выкладывают и 50, и 100, и 300 гривен, за 120 километров на такси до Мукачева — гривен шестьсот, и даже подход к озеру, окруженному базами отдыха, обходится в среднем в пятерку. Как же расстаться с этим золотым дном и бросить все нажитое, если председатель сельсовета Юрий Ухаль говорит, что размер компенсации для отселенных пока обсуждается?

    У жильцов единственной многоэтажки, подлежащей отселению, — свои причины быть несговорчивыми. Дом по улице Ленинградской, 3 согласно картам стоит на скальном основании, а не на соляном куполе, и отсюда до ближайшей опасной зоны — урочища Черный Мочар — метров двести с гаком.

    — Наша пятиэтажка целехонька и не доставляет нам никаких проблем, — мы с жильцом Федором Неймети стоим у бетонной стены с вколоченным металлическим репером, вокруг которого нет ни трещинки. — Такой же дом всего в пятнадцати метрах от нас считается безопасным и отселен не будет! Ходят слухи, что наши квартиры обещаны каким-то таможенникам...
    К хозяйству Василя Креца провалы подбираются с двух сторон, но бояться он давно устал



    5_2.jpg

    Спасают или выгоняют?

    Некоторые солотвинцы объясняют неувязки тем, что в высоких кабинетах мыслят масштабно — особенно когда спешат. Дескать, расслышали наверху, что какое-то там Солотвино проваливается, — и завертелась неумолимая бюрократическая махина. И пусть себе вертится: упрямцев, не желающих уезжать, даже ей не сдвинуть, а вот если катастрофа вопреки народным прогнозам грянет, запасное жилье уже будет их дожидаться.

    Однако намного чаще с нами делились другой версией: солотвинские земли кому-то приглянулись. Настроят отелей, превратят жуткие ямы в благоустроенные водоемы — и курорт начнет приносить новую прибыль. Благо от международного аэропорта Ужгород автобус доезжает до Солотвина часа за три, а с территории ЕС можно и вовсе пешком ходить.

    Винить солотвинцев в недоверчивости сложно. Даже если Виктор Балога, непотопляемый хозяин Закарпатья, известный деловой хваткой, просто отрабатывает свой хлеб главного спасателя Украины, попробуйте-ка сами поверить в это на все сто процентов!
    «В нашей пятиэтажке нет ни трещинки, но нас хотят выселять. При этом говорят, что такой же дом
    в пятнадцати метрах от нас находится в безопасности!» — удивляется Федор Неймети с улицы Ленинградской



    6_2.jpg

    «Переселят — уеду, завалит — помру»

    Впрочем, кое-кто из солотвинцев действительно нуждается в эвакуации. Например, две семьи с улицы Чернышевского, что возле самых шахт. Прочих здешних жителей переселили еще лет пятнадцать назад, но Крецы и Прикопы остались. Земля тогда не разверзалась, опасность была чисто гипотетической... Теперь же две пропасти подбираются сюда с разных сторон. Как совершенно спокойно рассказывает Василь Крец, бывший начальник рудничного подсобного хозяйства, купивший тут домик лет сорок назад, за иной день бездна может отгрызть целый метр грунта.

    — И дом вот трескаться начал, — показывает хозяин на серую штукатурку. — И телка у нас провалилась. Шла по траве, а под травой оказалась яма, прикрытая лишь корнями. Достать-то достали, да пришлось зарезать и продать...

    Заново отстроить такое хозяйство — с курами, коровой, красавцами-бычками, с виноградником и фруктовым садом — деду уже не по силам. И потому его не особо волнует, переселят его или не успеют. «Завалит — помру», — говорит сельчанин с легкой, ничуть не вымученной улыбкой.

    ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

    Добраться из Киева до «украинского Мертвого моря» несложно, но забудется этот маршрут нескоро. После четырнадцати часов в поезде вы выходите в Мукачеве и прямо у вокзала сталкиваетесь с делегатом от местных извозчиков. «Вам куда? В Солотвино? Это вот к нему», — тащит он вас к соратнику, чей микроавтобус стоит в сторонке. «70 гривен!» — говорит тот, и вы ожидаете, пока не наловят еще десяток попутчиков со следующих поездов. Когда это наконец случится, вы обнаружите, что салон едва вмещает всех, а водитель прямо на ходу постоянно созванивается с коллегами, чтобы узнать, нет ли впереди гаишников. А с каким неистовством он на заправке будет раскачивать своего железного коня — «чтобы в бак больше влезло»! Зато, комментируя эти перипетии вслух, за два часа такой езды вы разговоритесь с половиной спутников. Они окажутся коренными солотвинцами, дадут вам дельные советы, а друзья, встречающие их на конечной остановке, подвезут в любую точку поселка и вас — «как своих», бесплатно и с шутками-прибаутками.



    Владимир Алифанов специально для Weekly.ua Фото: Александр Воскресенский

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору

    Комментарии

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    ETO PUDKARPATTYE UKRALJINE MOGILU ROJET!!!! BALOGANÉ I VORÉ V PRAVITELYSZTVE UKRALJINÉ NALICZNÉMI ZAPOLNYAT JAMÉ! KTO EVRO, KTO DOLLARAMI... A SZKOREE VSZEHO , KAK BABÉN JAR- CZELOVECZESZKIMI ZSERTVAMI!!! VEGY ETO UKRAL_JINA!!! BRAVO, LJUDI! LJUDISKI VÉ!!!