ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

РУСИНСКИЙ ВОПРОС: ВЫЙТИ ИЗ ТУПИКА

    18 мая 2024 суббота
    Аватар пользователя rusin
    РУСИНСКИЙ ВОПРОС: ВЫЙТИ ИЗ ТУПИКА 13 марта 2009 года правительство Республики Подкарпатская Русь выступило с заявлением в связи с празднованием "70-летия событий, связанных с провозглашением Карпатской Украины" с участием президента Украины Виктора Ющенко. В документе, в частности, отмечалось, что празднованием 70-летия провозглашения национальной автономной русинской республики Подкарпатская Русь в составе Чехословакии, как суверенного государства с именем "Карпатская Украина", Киев фактически признает суверенитет Подкарпатской Руси. "Ющенко своим участием 14 марта 2009 года в юбилейных торжествах Подкарпатской Руси - Карпатской Украины первым признает статус государства Подкарпатская Русь, которое русины восстановили 1 декабря 2008 года. Украина первой признает суверенитет Подкарпатской Руси, проведя такие пышные 9-ти дневные торжества, и ничего страшного не произошло. Признав государственность Подкарпатской Руси - Карпатской Украины, наконец-то, решился русинский вопрос в Центральной Европе. Украина закладывает добрососедские отношения со своим юго-западным соседом Республикой Подкарпатская Русь", - отмечается в заявлении. Однако не все так просто, как представляется лидерам русинского движения. СБУ и не собирается отказывается от обвинения, предъявленного ранее лидеру русинского движения, руководителю ассоциации «Сойм подкарпатских русинов» протоиерею Дмитрию Сидору «...за посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. В настоящее время с него взята подписка о невыезде. Сидор привлечен как обвиняемый в уголовном деле, возбужденном по факту его «призывов к изменению границ территории и государственной границы Украины вопреки порядку, установленному ее Конституцией». Как известно, активным действиям спецслужб предшествовало сообщение о том, что на территории Украины воссоздана Подкарпатская Русь и даже сформировано правительство, которое с 1 декабря приступило к работе, о чем, собственно, и заявил Димитрий Сидор. Учитывая тот факт, что сюжеты на телевидении и публикации в прессе отнюдь не пестрят объективностью в отношении русинской проблемы, для установления истины имеет смысл обратиться к истории вопроса и выяснить для начала: кто же такие русины и откуда взялась Подкарпатская Русь? Современная наука предлагает разные подходы к определению понятия этнос и формам политического самоопределения конкретных народов. Развитие этнографии как науки показало, что ни общность происхождения, ни религия, ни общая культура, ни общая культура, ни индивидуальное самосознание не могут служить однозначными критериями для выделения определенного этноса. Как следствие, ею предлагаются и разные подходы к решению проблемы национального самоопределения малых народов - создание независимого государства, административной или национально-культурной автономии, федерализация государства, общая демократизация и квотированное представительство нацменьшинств на уровне общенациональной власти. Как показывает опыт многих стран, национально-культурная автономия и даже статус субъекта федерации как форма внутреннего самоопределения не закрывает проблемы прав меньшинств в полном объеме. Это связано в том числе и с тем, что среди специалистов по международному праву нет общепринятого определения термина «меньшинства». Оживленная дискуссия по этому поводу в Организации Объединенных наций в свое время не увенчалась успехом. Проблема меньшинств получила свое закрепление в международном праве начиная с 1950 – х годов, когда ею активно занялась ООН. При этом общепризнанного международного документа об их правах нет до сих пор. Правда, в статье 27 Пакта о гражданских и политических правах за лицами, принадлежащими к меньшинствам, признается право пользоваться своей культурой, родным языком, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, но кроме декларации в Пакте нет ничего конкретного для его обеспечения. Главная причина, как можно предположить, связана с тем, что многие государства опасаются, что признание прав меньшинств может способствовать росту сепаратистских устремлений. В то же время, прогресс европейских организаций в установлении стандартов, относящихся к меньшинствам, стал определенным стимулом для принятия в декабре 1992 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Декларация формулирует обязанности государств (статья 1) защищать существование меньшинств в рамках их признанных территорий, их национальную или этническую, культурную, религиозную, языковую самобытность, т.е. право народов на жизнь. Среди прав лиц, принадлежащих к меньшинствам (статья 2), названы: право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, пользоваться родным языком, эффективно участвовать в культурной, религиозной, социальной, экономической, общественной и государственной жизни, в принятии решений, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат, создавать свои собственные ассоциации, устанавливать и поддерживать без какой бы то ни было дискриминации свободные контакты с другими членами своей группы, а также с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами. Учитывая чрезвычайную сложность и деликатность проблемы, опасения госу-дарств за неверное истолкование документа и возможный рост сепаратистских устремлений со стороны меньшинств, Декларация в пункте 4 статьи 8 недвусмысленно утверждает, что ничто в ее положениях не может быть истолковано как разрешение какой-либо деятельности, противоречащей принципам ООН, включая суверенное равенство, территориальную целостность и политическую независимость государств. На всю эту совокупность перечисленных этнических прав вправе претендовать русины независимо от того, являются ли они отдельным этносом или только субэтносом украинцев. Однако спор по этому вопросу не утихает. Для государства Украина русины – один из субэтносов украинцев, обладающий рядом характерных особенностей вледствие долговременной обособленности от «соборного тела» украинской нации. Вот что говорит о них украинская энциклопедия: «Русины – название украинцев западно-украинских земель, имевшее наибольшее распространение во время их пребывания под гнётом Австро-Венгрии. Особые исторические условия развития этих групп украинцев (длительное иностранное владычество, расчленение государственными границами, социальное и национальное угнетение, ассимиляторская политика иноземных феодальных и буржуазных прави-телей и т.п.) обусловили своеобразие их языка и культуры». Сами же русины считают себя самостоятельным четвертым восточнославянским этносом с многовековой историей, корни которой лежат гораздо глубже, нежели собственно история украинского народа. При этом идеологи и участники современного русинского движения исходят из следующих постулатов: 1. Русины подкарпатские* с раннего Средневековья проживают как автохтоны в долинах Карпат, являясь национальностью или нацией, согласно ими реализованному самоопределению и собственным законам, начиная с 21 декабря 1918 г., за исключением русинов Воеводины в Сербии, переселенных туда 250 лет тому назад при императрице Марии-Терезии, а также насильно переселённых, депортированных русинов-лемков с Лемковщины, с юга Польши в 1944-1946 годах. *Ред.: более корректное определение "русины на юг от Карпат". Такое определение народа было предложено дипломатами во время обустройства Европы после Первой мировой войны. Такая дефиниция полностью исключает путаницу с русинами галицкими по ту сторону Карпат - народом в корне отличным от "русин на юг от Карпат" в силу изолированности друг от друга на протяжении мноих столетий и формировании как народа в совершенно иных политических и географических условиях. 2. Русины сформировались как нация в рамках суверенной Венгрии и получили свою государственность раньше украинцев. Уже в силу они этого не могут принадлежать к украинской, русской (великорусской), польской или словацкой национальным группам. Они являются отдельной, центрально-европейской нацией или, в силу принадлежности к Православной Церкви и Восточному Обряду с его церковно-славянским языком, к четвертой восточнославянской национальности (русины, русские, украинцы, белорусы); 3. Русины как отдельная национальность имели грамматику русинского языка раньше украинцев и именно на нем создавали свою литературу, но в силу исторических событий кодифицировали свой литературный язык только в 2001 году в Ужгороде, сформировав его на базе предыдущих грамматик и используемых ими повсеместно и всенародно живых карпато-русских диалектов; 4. Русины должны обладать теми же правами, что и другие национальные меньшинства в государстве, а значит использовать не только русинский язык в прессе, на радио, телевидении и, что самое главное, в школе, но и иметь право восстановить свой незаконно упраздненный после 1945 года региональный статус национальной автономии. Русины Подкарпатской Руси полагают, что имеющиеся у них традиции собственной государственности и многочисленные факты нарушения их национальных интересов предоставляют им право на самоопределение. По сути, русины обладают правом на самоопредлене уже с 1919 г. наравне, например, со словаками. Ведь сегодя никто не сомневается в праве словаков на самоопределение при полностью аналогичным предпосылках, как и у подкарпатских русин. С 1919 по 1939 год Подкарпатская Русь «с широчайшей автономией» входила в состав Чехословакии, пока Германия не оккупировала последнюю. 15 марта 1939 года Сойм (парламент – Ред.) Подкарпатской Руси** переименовал «Подкарпатскую Русь» на «Карпатскую Украину». Кроме того, было принято решение изменить государственный русинский язык республики на язык соседа – польской Галиции. С этими решениями нынешние русины в корне не согласны, считая их незаконными, так как они были приняты в военное время и без всенародного референдума. Уже через три дня после «смены курса» Венгрия с одобрения Гитлера оккупировала Подкарпатскую Русь. ** Ред.: Есть очень веские причины сомневаться в самом факте проведения Сойма в Хусте 15 марта 1939 г. Скорее всего, сам Сойм так и не состоялся, а «факт» его проведения и решений сформирован исключительно в мифах эмиграции в Канаде. Во всяком случае ни в одном вызывающим доверия источнике нет упоминания о факте его проведения. Кроме того, по Конституции ЧСР дату и место проведения Сойма назначает президент ЧСР, а решением Президента ЧСР Гахи (см. его телеграмму председателю автономного правительства Покарпатскй Руси А.Волошину) датой проведения Сойма было назначено 21 марта 1939 г. После освобождения территории советской армией в 1944 году сюда снова вернулась чехословацкая власть. Впрочем, не надолго: 26 ноября того же года собрание в Мукачево (не имевшее на это полномочий, в условиях войны, на территории находившейся в зоне боевых действий 4-го Украинского фронта - в военно-полевых условиях, когда вся верховная власть находилась в руках командования 4-ым Украинским фронтом, а гражданские права были приостановлены) высказалось за присоединение к Украинской Советской Социалистической Республике - УССР. 1 сентября 1945 года было ратифицировано соглашение о присоединении Карпатской Украины к УССР. 4 апреля 1946 года Карпатская Украина стала Закарпатской областью УССР. В итоге в СССР русины официально рассматривались как этнографическая группа украинцев, что вызывало активное несогласие среди самого народа. По украинской переписи населения 2001 года, в Закарпатской области было зарегистрировано 10 069 русинов. Правда, по мнению русинских лидеров, эти данные были сфальсифицированы. Для сравнения: перепись 1941 года показала наличие в регионе свыше 500 тысяч русинов. В то же время, историческая память об утраченной государственности и несогласие с несправедливыми дискриминационными решениями побудили русинов к активизации борьбы за свое самоопределение в постперестроечный период. Так, на референдуме 1 декабря 1991 года жителям Закарпатья, наряду с правом на самоопределение была предоставлена возможность легитимно определить свой политический статус. Результаты референдума: 78% голосов подтвердили требование народа воссоздать довоенный статус Закарпатья-Подкарпатской Руси как субъекта международного права в форме «специальной самоуправляемой территории в составе Украины». Это требование было проигнорировано, что привело к дальнейшей активизации и политизации русинского движения. Уполномоченная по правам человека в Верховной Раде Нина Карпачёва потребовала от Президента Ющенко «признать русинскую национальность в Украине в соответствии с рекомендациями ООН». Однако в ответ на это поступил жесткий отказ за подписью министра юстиции Онищука, в котором отрицались права русин на автономию. И тогда политические активисты русинского движения приняли решение действовать. В итоге 7 марта 2007 года Закарпатский областной совет принял решение признать на территории края «русин», чем вызвал бурю негодования в «демократических» куругах украинских националистов. 7 июня 2008 года в Мукачево прошел 1-й Европейский Конгресс подкарпатских русинов, который принял решение восстановить особый статус Закарпатья как специальной самоуправляемой «территории русинов на юг от Карпат» с консти-туционным названием «Подкарпатская Русь». 25 октября все в том же Мукачево состоялся уже 2-й Европейский Конгресс подкарпатских русинов, на котором был подписан меморандум о восстановлении русинской государственности в статусе от 22 ноября 1938 года (Конституционный Закон от 22 ноября 1938 года, которым Подкарпатская Русь приобрела реальный статус федеративной республики в составе Чехословацкой Федерации – Ред.) с образованием государственной исполнительной власти. В частности, был принят пакет документов на провозглашение воссоздания русинской государственности в форме «Республика Подкарпатская Русь», а также сформирован исполнительный орган «Кабинет Министров республики Подкарпатская Русь». Вступление в силу этого меморандума было отложено до 1 декабря. До этого времени русины рассчитывали, что украинские власти сядут за стол переговоров с представителями русинского народа. Но не сложилось. В итоге, когда ультиматум русинов истек, решения Европейского Конгресса подкарпатских русинов вступили в силу. Таким образом, правительство Подкарпатской Руси приступило к работе, о чем и сообщил Дмитрий Сидор. При этом он не назвал фамилии членов правительства, опасаясь давления со стороны властей. Как полагает отец Дмитрий, ничего деструктивного подкарпатские русины не требуют. Они лишь хотят автономии в составе Украины и признания такой национальности, как русин. Но вместо того, чтобы решать русинский вопрос, украинские власти устроили на подкарпатских русинов гонения. Во всяком случае, так воспринимают действия спецслужб сами русины. В то время как другие, более цивилизованные европейские стран решают русинскую проблему через механизм автономии. На фоне положения русин в Украине почти образцовым можно признать положение русинской диаспоры в Венгрии: там они не только признаны, но и имеют государственную поддержку как нацменьшинство. Русинская культурная автономия (Государственное самоуправление русинского национального меньшинства Венгрии) имеет хорошие условия для активной культурной и социальной деятельности. Издаётся ежегодный "Русинский альманах". Следует отметить и такое ценное издание, как антология русинской поэзии второй половины ХХ века "Русинский ренессанс", первый том которой был выпущен в Будапеште в прошлом году под редакцией Марианны Лявинец. В нём собрана избранная поэзия русинских писателей из десяти стран. Такие издания имеют большое значение для налаживания культурных связей между русинскими сообществами из разных стран, для создания общего пространства русинской культуры, и в перспективе - для приведения нескольких узаконенных норм русинского литературного языка к одной общепринятой. Сможет ли руководство Украины адекватно воспринять эту новую политическую реальность и решить вопрос о национально-территориальной и национально-культурной автономии подкарпатских русин, либо игнорирование их прав продолжится, все дальше отдаляя Украину от европейских стандартов в сфере. Сергей Бирюков